23 Января 2007
Российское государство должно встать на защиту религиозных чувств верующих, оберегать храмы различных конфессий от разграбления и священнослужителей от преступных нападений, в том числе и с помощью применения Уголовного кодекса РФ, сообщает пресс-служба Славянского правового центра. Как заявил сопредседатель СПЦ адвокат Анатолий Пчелинцев, он приветствует инициативу ч лена Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности, представителя правительства Республики Ингушетия Иссы Костоева внести некоторые изменения в Уголовный кодекс РФ, в частности, квалифицировать противоправные действия в отношении храмов и священнослужителей как отягчающие вину обстоятельства. В сообщении Службы коммуникаций ОВЦС от 22 января 2007 года говорится, что, по мнению сенатора от Ингушетии, за кражу из палатки и за нападения на храмы наказания должны быть разными, «поскольку подобные проявления агрессии необходимо бескомпромиссно глушить в зародыше, и такие жесткие действия станут сдерживающим фактором для преступников».
С выводом о том, что государство и правоохранительные органы должны оберегать священнослужителей и священные места от противоправных в их отношении действий, по словам Анатолия Пчелинцева, следует согласиться. Вместе с тем, в УК РФ уже есть ст. 63 ч. 1 п. «е», в которой отягчающим обстоятельством, согласно существующей статье в УК РФ, признается совершение преступления в том числе и по мотиву религиозной ненависти и вражды. В этой связи очевидно, что проблема защиты верующих и их культовых зданий частично в российском законодательстве решается. Инициатива Иссы Костоева, по мнению Пчелинцева, значительно расширит представление о том, что может пониматься под отягчающим обстоятельством. Это может быть и хищение из храма или из любого другого культового здания, сделанное не по причине религиозной ненависти, а даже из обычных корыстных побуждений. Кроме того, отягчающим вину обстоятельством может быть посягательство на предметы религиозного культа и поклонения, осквернение священных мест. К примеру, воровство иконы или таких священных предметов как потир в Православной Церкви может само по себе рассматриваться как кража с отягчающим обстоятельством, подчеркнул Анатолий Пчелинцев.
Получается, что в случае внесения изменений в Уголовный кодекс, погром в церкви или Доме Молитвы, в мечети или же в буддистском дацане может расцениваться как преступление с отягчающим обстоятельством. Законодательство, безусловно, по мнению Пчелинцева, должно защищать верующих и их религиозные чувства, связанные с почитанием различных святынь и предметов культа. Именно религиозные чувства, наряду с национальными, являются наиболее ранимыми. Объектом преступного посягательства в данном случае является не только вещь как таковая (предметы культа), но и чувства верующих.