О нас новости Судебная практика Законодательство Аналитика Пресс-центр Справочные материалы

Аналитическая записка «Основные религиозные центры России»

  версия для печатиотправить ссылку другу


Религиозные организации, в зависимости от территориальной сферы своей деятельности, подразделяются на местные и централизованные (п.2 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
В соответствии с п.3 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», централизованной религиозной организацией признается религиозная организация, состоящая не менее чем из трех местных религиозных организаций. Закон не устанавливает какой-либо определенный порядок учреждения централизованной религиозной организации, отнеся эту процедуру к «собственным установлениям религиозных организаций». Таким образом, решение об учреждении централизованной религиозной организации может быть принято как местными религиозными организациями (не менее чем тремя одного вероисповедания), так и уже существующей централизованной религиозной организацией в порядке, предусмотренном их уставами.
В данном издании впервые опубликован перечень зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации централизованных религиозных организаций, являющихся конфессиональными центрами существующих в России религиозных общин. В него включены данные о 48 религиозных центрах, содержащие наименование централизованной религиозной организации, сведения об ее руководящих органах, руководителях, месте нахождения, номерах телефонов и т.п., а также официальных сайтах в Интернете и адресах электронной почты.
В качестве критерия их отбора для включения в перечень избран всероссийский характер (или, по крайней мере, заявка на общероссийский статус) религиозного центра или центров. В случае, если централизованная религиозная организация осуществляет духовно-каноническое руководство всеми или подавляющим большинством последователей данной религии (конфессии) на территории Российской Федерации, то только она и указывается в перечне. Если тот или иной религиозный центр (как правило, расположенный за границей), осуществляет каноническое руководство на территории Российской Федерации несколькими централизованными религиозными организациями, каждая из которых осуществляет духовно-каноническое руководство последователями данной религии (конфессии) на части территории Российской Федерации, они включаются в перечень с пояснением, что все они принадлежат к одной и той же религиозной организации . В том же случае, если в рамках одной конфессии учреждено несколько религиозных центров, причем среди последователей той или иной религии или конфессии не сложилось организационно-канонического единства и на статус всероссийских претендует ряд религиозных центров, зарегистрированных Министерством юстиции России, все они включаются в данный перечень.
Такой подход не охватывает всех имеющихся централизованных религиозных организаций, зарегистрированных Министерством юстиции Российской Федерации (всего их более шестисот и в подавляющем большинстве они принадлежат к Русской Православной Церкви), но позволяет представить конфессиональное разнообразие религиозной жизни страны и выделить при этом наиболее крупные и влиятельные (в рамках своих религий и конфессий) религиозные центры.
Религиозные центры, включенные в перечень, имеют различные названия. Наименование централизованной религиозной организации, в силу требований ст.54 Гражданского кодекса Российской Федерации, должно содержать указание на ее организационно-правовую форму (т.е. «религиозная организация» или «централизованная религиозная организация») и, кроме того, согласно требованиям п.8 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», - сведения о ее вероисповедании. При этом следует отметить, что часто используемые централизованными религиозными организациями в своем наименовании такие самоопределения, как «духовное управление», «союз», «ассоциация» и т.п., какого-либо правового значения не имеют, поскольку все эти организации имеют одну и ту же организационно-правовую форму – централизованная религиозная организация.
Правом на использование в своем наименовании слов «Россия», «российский» и производных от них, согласно п.5 ст.8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», обладают исключительно централизованные религиозные организации, структуры которых действовали на территории Российской Федерации на законных основаниях на протяжении не менее пятидесяти лет.
По отношению к некоторым из включенных в данный перечень централизованных религиозных организаций в публикациях средств массовой информации употребляются самые разнообразные термины и наименования, включая такое отсутствующее в российском законодательстве понятие, как «секта», которое в силу сложившихся в обществе представлений несет негативную смысловую нагрузку и способно оскорбить чувства верующих. В ряде случаев утверждается, будто бы «секты» наносят вред обществу и личности, нарушают российские законы.
Следует иметь в виду, что государственная регистрация религиозных организаций, решение о которой принимается Министерством юстиции Российской Федерации и его органами, носит отнюдь не уведомительный характер, поскольку включает оценку соответствия уставных положений и деятельности организации российскому законодательству. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» содержит целый ряд оснований для отказа в государственной регистрации религиозных организаций. К их числу относится, например, противоречие ее целей и деятельности Конституции России и законодательству Российской Федерации, непризнание организации в качестве религиозной и др. Так, в 2003 году, по данным Министерства юстиции Российской Федерации, в течение года поступило 28 заявлений о государственной регистрации от централизованных религиозных организаций и 687 – от местных религиозных организаций. При этом получили решение об отказе в государственной регистрации 24 централизованные и 233 местные религиозные организации.
Если у органа, принимающего решение о государственной регистрации религиозных организаций, возникают сомнения в религиозном характере деятельности обратившейся по вопросу регистрации религиозной организации или достоверности заявленных ею основ вероучения, в отношении этой организации проводится государственная религиоведческая экспертиза (п.8 ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»).
Статус государственной религиоведческой экспертизы базируется на п.8 ст.11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (эта норма закона получила конкретизацию в постановлении Правительства Российской Федерации от 3 июня 1998 года №565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы»).
Основными задачами государственной религиоведческой экспертизы являются:
     • определение религиозного характера регистрируемой организации на основании представленных учредительных документов, сведений об основах ее вероучения и соответствующей ему практики;
     • проверка и оценка достоверности сведений, содержащихся в представленных религиозной организацией материалах относительно основ ее вероучения.
Министерство юстиции Российской Федерации создало Экспертный совет для проведения религиоведческой экспертизы , который проводит экспертизу только при государственной регистрации централизованных организаций, имеющих местные религиозные организации на территории двух или более субъектов Российской Федерации. В состав Экспертного совета вошли 15 авторитетных ученых-религиоведов и сотрудники правоохранительных органов. Высокий уровень религиоведческой компетентности проявился в вынесении Экспертным советом при Министерстве юстиции Российской Федерации взвешенных и объективных экспертных заключений по 14 религиозным организациям: Управленческого Центра Свидетелей Иеговы в России, Ассоциации Церквей Объединения, Церкви Последнего Завета, Православной Церкви Божией Матери Державная, «Армии Спасения» в России, Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов и др.
Учитывая выводы Экспертного совета, Министерство юстиции России отказало в регистрации Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов, в том числе в связи с наличием в ее деятельности признаков экстремизма (пропаганда и публичная демонстрация атрибутики, сходной с нацистской до степени смешения, проповедь превосходства граждан определенной расовой принадлежности и пр.) и направило необходимые материалы в Генеральную прокуратуру Российской Федерации для соответствующего реагирования в отношении 50 религиозных организаций, входящих в структуру Древнерусской Инглиистической Церкви Православных Староверов-Инглингов.
В настоящее время экспертные советы по проведению государственной религиоведческой экспертизы созданы в 59 субъектах Российской Федерации. В подавляющем большинстве случаев религиоведческая экспертиза проводилась в отношении малоизученных или новых для данного региона религиозных движений.
Отсюда следует, что в отношении каждой из указанных в опубликованном перечне централизованных религиозных организаций либо была проведена государственная религиоведческая экспертиза и ее выводы были положительными, либо регистрирующий орган, обладая достаточной информацией о деятельности той или иной организации, не посчитал необходимым назначение экспертизы.
В период с 1997 по 2000 годы, в соответствии с требованиями п.4 ст.27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», все ранее зарегистрированные религиозные организации проходили государственную перерегистрацию. При прохождении данной процедуры вопрос о перерегистрации той или иной религиозной организации опять-таки не решался автоматически, поскольку, согласно требованиям п.3 ст.27 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», перерегистрация религиозных организаций, в отношении которых на тот момент имелись основания для их ликвидации и запрета деятельности, не производилась.
Таким образом, все религиозные организации, прошедшие государственную регистрацию (перерегистрацию), являются легитимными. Факт государственной регистрации религиозной организации, с одной стороны, означает приобретение религиозным объединением статуса юридического лица и, с другой стороны, фактическое признание государством его легитимности. Ведь в случае, если бы у органов юстиции в отношении какой-либо обратившейся по вопросу государственной регистрации (перерегистрации) религиозной организации имелись бы компрометирующие ее сведения, то в государственной регистрации ей было бы отказано.
Контрольные функции государства за деятельностью религиозных организаций не ограничиваются исключительно рассмотрением вопроса об их регистрации. Ведь на орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации, возложен контроль за соблюдением ею устава относительно целей и порядка деятельности (п.2 ст.25 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Кроме того, указанному органу, а также органам прокуратуры и органам местного самоуправления предоставлено право вносить в суд представление о ликвидации уже зарегистрированных религиозных организаций, если их деятельность нарушает закон.
Как отмечается в сводном отчете Министерства юстиции Российской Федерации по регистрации религиозных организаций, представительств иностранных религиозных организаций и контролю их деятельности за январь-декабрь 2003 года, в течение 2003 года была проведена проверка деятельности 56 централизованных религиозных организаций и 2217 местных религиозных организаций. По их результатам было направлено 33 уведомления об устранении выявленных нарушений в централизованные религиозные организации и 1872 – в местные религиозные организации. В тех случаях, когда установленные нарушения носили серьезный характер, информация о допущенных религиозными организациями в их деятельности нарушениях была направлена в органы государственной власти относительно 5 централизованных религиозных организаций и 142 местных религиозных организаций.
В 2003 году, по сведениям Министерства юстиции Российской Федерации, в суд было направлено 3 заявления о ликвидации централизованных религиозных организаций и 153 – о ликвидации местных религиозных организаций, а также о ликвидации и запрете 2 местных религиозных организаций. В целом в течение 2003 года из реестра Министерства юстиции Российской Федерации было исключено 253 религиозных организации, в том числе ликвидировано решением уполномоченного органа религиозной организации – 28, ликвидировано по решению суда – 253. Из них 1 централизованная и 8 местных религиозных организаций было ликвидировано по решению суда за неоднократное нарушение норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства, за грубое нарушение норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства была ликвидирована 31 местная религиозная организация, за систематическое осуществление деятельности, противоречащей уставным целям, были ликвидированы по решению суда 1 централизованная и 12 местных религиозных организаций.
Таким образом, из анализа норм российского законодательства, регулирующих вопросы государственной регистрации религиозных организаций и контроля их деятельности, а также работы органов юстиции, осуществляющих реализацию этих норм на практике, следует, что деятельность всех религиозных организаций, прошедших государственную регистрацию (и особенно - централизованных, подлежащих более серьезной проверке в ходе решения вопроса об их государственной регистрации), в отношении которых нет вступившего в законную силу судебного решения об их ликвидации и запрете деятельности, может презюмироваться как законная.
В соответствии с частью 2 статьи 14 Конституции Российской Федерации «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что религиозное объединение имеет право создавать и осуществлять свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирать, назначать и заменять свой персонал согласно своим собственным установлениям (статья 4 пункт 5), а «государство уважает внутренние установления религиозных организаций, если указанные установления не противоречат законодательству Российской Федерации» (статья 15 часть 2).

Опубликовано: аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ №17 (237)



также в рубрике ] мы: