О составе и количестве религиозных организаций и представительств иностранных религиозных организаций, содержащихся в реестре Министерства юстиции Российской Федерации
(по состоянию на 1 января 2004 года)
Как отмечал Президент Российской Федерации В.В.Путин на рабочей встрече по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений в городе Чебоксары 5 февраля 2004 года, одной из ключевых проблем для нашей страны является поддержание межконфессионального и межнационального мира. Традиции межконфессионального мира - основа российской государственности, а культурное и религиозное многообразие, без всяких сомнений, являются нашим богатством, нашим достоянием, - сказал Президент России.
В.В.Путин обратил внимание участников рабочей встречи и на то важное обстоятельство, что во многих странах, переживших в последнее десятилетие переход к демократии, он был весьма болезненным, в том числе и в связи с обострением межконфессиональных противоречий. России удалось избежать этого обострения, в значительной степени потому, что представители самых разных этносов и религий в нашей стране ощущают себя действительно единым народом.
Президент России поставил важную задачу перед представителями органов государственной власти - уметь вести равноправный диалог со всеми этносами и религиями. “Действия властей и в этой сфере строго регламентированы законодательством, - заметил В.В.Путин, - но кроме силы закона в такой деликатной, очень тонкой области, как межнациональные, межконфессиональные, межрелигиозные, межэтнические отношения очень много значат умение работать и разговаривать с людьми.”
Религиозное и конфессиональное многообразие Российской Федерации находит свое отражение в составе и количестве религиозных организаций, содержащихся в реестре Минюста России по состоянию на 1 января 2004 года и в данных о зарегистрированных Министерством юстиции России религиозных централизованных организациях.
Россия была и остается страной, народы которой исповедуют разные религии: христианство, ислам, буддизм, иудаизм и многие другие. По данным на 1 января 2004 года в Российской Федерации насчитывается 21 664 зарегистрированных религиозных организаций, принадлежащих к 68 религиозным течениям.
Одним из влиятельных религиозных центров страны является Русская Православная Церковь (Московский Патриархат). Русская Православная Церковь - самая многочисленная из Православных Церквей мира и наиболее крупная и влиятельная религиозная организация России. Свыше половины от общего числа местных религиозных организаций, зарегистрированных в Российской Федерации, составляют приходы Русской Православной Церкви (10 767 из 20 403 или 53%).
По результатам социологических исследований, свыше 70% опрошенных крещены (однако лишь около 60% верят в Бога и осознанно исповедуют ту или иную религию). Примерно треть жителей России являются прихожанами Русской Православной Церкви, но только около 7% населения регулярно посещают храмы и соблюдают основные религиозные обряды и предписания. При этом до 70% россиян даже не всегда являясь религиозными людьми, считают себя православными с точки зрения культурно-национальной самоидентификации.
Кроме Русской Православной Церкви, к православию относят себя еще ряд христианских религиозных централизованных организаций, действующих в России. Эти религиозные течения, как правило, не имеют с Русской Православной Церковью существенных вероисповедных и обрядовых различий, однако не находятся с ней в молитвенном и евхаристическом общении. Это Русская Православная Автономная Церковь (36 зарегистрированных приходов), Русская Православная Церковь Заграницей (41 приход, зарегистрированный в Российской Федерации), Истинно-Православная Церковь (19 зарегистрированных приходов), Российская Православная Свободная Церковь (14 зарегистрированных приходов), Украинская Православная Церковь (Киевский Патриархат), имеющая в России 8 зарегистрированных приходов, а также Православная Церковь Божией Матери “Державная”, принадлежащая, по мнению ее последователей, к особой “богородичной ветви” (26 зарегистрированных приходов).
Возникновение этих религиозных объединений связано с политической ситуацией 20-х годов ХХ века, когда после окончания гражданской войны Российская Православная Церковь разделилась на три ветви: Русскую Православную Церковь, лояльную Советской власти, Русскую Православную Церковь Заграницей (РПЦЗ), объединившую монархическую русскую эмиграцию, и Истинно-Православную Церковь (ИПЦ), не признавшую власть большевиков и ушедшую в подполье.
В демократической России появились условия для того, чтобы РПЦЗ стала создавать собственные приходы и епархии, а часть приходов ИПЦ вышла из подполья и зарегистрировалась (самостоятельно или в юрисдикции РПЦЗ). Вместе с тем, установившиеся в Российской Федерации конструктивные взаимоотношения между Церковью и государством создали предпосылки для развития диалога между Русской Православной Церковью и Русской Православной Церковью Заграницей, получившего поддержку со стороны Президента России.
В настоящее время организационные структуры Русской Православной Автономной Церкви, Русской Православной Церкви Заграницей в Российской Федерации, Истинно-Православной Церкви, Российской Православной Свободной Церкви, Украинской Православной Церкви (Киевский Патриархат) в России переживают период дезинтеграции и нестабильности. Вместе с тем, определенная, пусть и не очень значительная численно, часть верующих продолжает поддерживать эти религиозные объединения, составляющие в общей сложности 118 зарегистрированных приходов (или 1 % от числа приходов Русской Православной Церкви).
Старообрядчество, являющееся своеобразной эсхатологической разновидностью русской православной традиции, представлено в религиозной жизни России рядом Церквей и других религиозных объединений. К ним относятся Русская Православная Старообрядческая Церковь (146 приходов), Древлеправославная Церковь ( 74 прихода), Поморская Церковь ( 42 прихода), а также 3 других согласия (5 приходов).
Католическая Церковь, являющаяся наиболее крупной в мире из христианских церквей, имеет в Российской Федерации 235 зарегистрированных приходов. Греко-Католическая Церковь располагает 5 зарегистрированными приходами.
Армянская Апостольская Церковь, относящаяся к так называемым Древним Восточным Церквам, к которым также принято относить Эфиопскую, Коптскую (Египет), Малобарскую (Сирия, Индия) Церкви, насчитывает в России 57 приходов.
Своеобразную группу религиозных организаций составляют молокане (26 зарегистрированных общин) и духоборцы, которых можно считать возникшими в 18 веке формами самобытного российского протестантизма.
Протестантизм - одно из трех, наряду с католицизмом и православием, главных направлений христианства, представляет собой совокупность многочисленных самостоятельных Церквей и исповеданий, связанных своим происхождением с Реформацией. В настоящее время в России насчитывается, согласно некоторым экспертным оценкам, свыше 1,5 миллионов верующих-протестантов, принадлежащих к десяткам различных Церквей. Одни из них относятся к первоначальным формам протестантизма, таким, как лютерантство (202 зарегистрированные общины) и англиканство (1 зарегистрированная община). Другие – известны как “поздний протестантизм”. В их числе баптисты, адвентисты, Свидетели Иеговы, мормоны, “Армия Спасения”, пятидесятники и многие другие. Представлены в России и течения протестантизма, появившиеся в ХХ веке (Церковь Полного Евангелия, Неденоминированные Христианские Церкви, Церковь Христа, Церковь Объединения и другие).
4 наиболее крупные протестантские Церкви образовали Консультативный Совет Глав Протестантских Церквей России (они объединяют до 85% всех российских протестантов). Членами Консультативного Совета Глав Протестантских Церквей России являются: Российский Союз Евангельских Христиан-Баптистов (более 100 тысяч членов, 922 зарегистрированных общины), Союз Христиан Веры Евангельской Пятидесятников России (более 300 тысяч членов, 1398 зарегистрированных общин), Российский Объединенный Союз Христиан Веры Евангельской (около 1200 общин), Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня (620 зарегистрированных общин).
Различные протестантские Церкви и деноминации насчитывают в России в общей сложности 4708 зарегистрированных общин, что составляет 23% от общего числа зарегистрированных местных религиозных организаций.
По данным всероссийской переписи 2002 года этносы, исторически исповедывавшие ислам, насчитывают свыше 14 млн. человек. Следует учесть, что в последние годы ислам получает в России распространение и среди русских и представителей других народов, в прошлом не связанных с этой религией. По имеющимся социологическим данным, религиозность этносов, исторически исповедывавших ислам, выше, нежели тех народов, культура и традиции которых сформировались под влиянием православия.
Ислам занимает второе место по числу верующих и третье по количеству зарегистрированных в России общин после православия и протестантизма (3397 зарегистрированных общин, которые входят в состав 59 централизованных религиозных исламских организаций – Духовных Управлений мусульман, что составляет около 17% от общего числа зарегистрированных местных религиозных организаций).
В Российской Федерации зарегистрировано также 180 буддистских общин, входящих в 10 централизованных религиозных организаций, и 256 иудаистских объединений (как ортодоксальных, так и принадлежащих к современным направлениями иудаизма), а также 78 религиозных объединений Общества сознания Кришны, являющегося одним из направлений индуизма.
Среди зарегистрированных религиозных организаций есть также религиозные объединения, которые представляют собой самостоятельные религиозные течения. В их числе Вера Бахаи (по убеждению ее последователей, самая молодая из самостоятельных мировых религий, 19 зарегистрированных общин в России), даосизм (одна из трех основных религий Китая, в России зарегистрировано 4 общины). По одной общине зарегистрировано в России сикхами, караимами, зороастрийцами, последователями “Духовного единства” (толстовцы) и “Живой этики” (рериховцы). Зарегистрированы одна централизованная и 9 местных религиозных организаций сторонников языческих верований.
Опубликовано: аналитический вестник Совета Федерации Федерального Собрания РФ №17 (237) (Приложение №1)