от 26 декабря 2000 г. г. Москва
Экспертный совет для проведения государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции РФ на основании запроса Департамента по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции РФ (исх. № 08-164 от 26.10.2000 г.), в соответствии со ст. 11 п. 8 ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Постановлением Правительства РФ от 3 июня 1998 г. № 565 «О порядке проведения государственной религиоведческой экспертизы» провел государственную религиоведческую экспертизу религиозной организации «Армия Спасения в России».
Перед экспертами поставлены следующие вопросы:
1. К какому вероисповеданию, конфессии принадлежит «Армия Спасения в России»? В заявлении «о государственной регистрации» указано вероисповедание:
«Христиане веры евангельской»; в уставе содержится положение о том, что организация исповедует «христианскую евангелическую веру» и является «протестантской евангелической церковью», причем направление протестантизма не указано. В основах вероучения Армии Спасения указано, что она представляет собой евангелическую ветвь христианской церкви.
2. В каких формах проводится богослужение и обряды, так как из представленных учредительных документов данные обстоятельства не усматриваются. Какова религиозная практика, система основных ритуалов?
3. Как видно из устава (пар. 8. п.2), «членами организации являются сочувствующие, солдаты, местные офицеры и офицеры». Кроме того, в Армии Спасения наличествует армейская атрибутика и дисциплина (воинские звания, форма, устав солдата, выполнение службы и т.д.).
Имеются ли в данной организации признаки военизированной организации и совместимо ли это с понятием религиозной организации?
4. Насколько совместимы понятия «армия», «воины», «солдаты» с именем Иисуса Христа? Возможно ли использование данных терминов в религиозной сфере, т.е. при изложении Ветхого и Нового Заветов Священного Писания?
5 . Соответствует ли действительности утверждение, что Армия Спасения не ведет политической деятельности? Данное утверждение содержится в главе 9 книги «Воины Христа», представленной, наряду с учредительными документами, для государственной регистрации.
6. Из этого же источника видно, что одним из правил службы Господу является посвящение своего имущества «служению Господу» («Воины Христа», гл. 8, п.3).
Имеются ли случаи передачи личного недвижимого имущества в пользу Армии Спасения? Какими правилами регулируется сбор средств (пожертвований) и насколько эта практика соответствует законодательству Российской Федерации?
7. Какова социальная активность Армии Спасения (характер организации, способ ее формирования, отношение к существующему миропорядку). Является ли данная организация религиозной?
На основании изучения уставных и вероучительных документов Армии Спасения, многочисленных изданий Армии Спасения, непосредственного наблюдения во время богослужения Армии Спасения, личных бесед с солдатами и офицерами Армии Спасения, эксперты приходят к следующим выводам:
1. Армия Спасения как религиозная организация основана в 1865 г. в Лондоне. Основателем организации был английский методистский проповедник Уильям Бут. В настоящее время организация Армия Спасения действует более чем в 100 странах мира. В России Армия Спасения официально действовала с 1913 по 1923 гг. В 1991 г. Армия Спасения возобновила свою деятельность в России. 6 мая 1992 г. данное религиозное объединение было зарегистрировано Управлением юстиции г. Москвы. В настоящее время зарегистрированные религиозные организации Армии Спасения также действуют в Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Волгограде, Петрозаводске.
Армия Спасения не декларирует свою принадлежность к какой-либо существующей известной конфессии. Являясь самостоятельным протестантским течением, данная религиозная организация в то же время с 1974 г. участвует в деятельности евангелической ветви христианских церквей и одобряет документы, принятые конгрессами и встречами представителей этих церквей (1974 г. Лозанна, Швейцария; 1982 г . — Гранд Рапид, штат Мичиган, США; 1989 г. — Манила, Филиппины). В них подчеркивается авторитет прежде всего Священного Писания. Основными направлениями деятельности последователей данных христианских церквей провозглашаются евангелизация и социальная ответственность (помощь всем нуждающимся).
Армия Спасения имеет свое вероучение, обрядовую практику и церемонии, по собственным программам осуществляет обучение и воспитание последователей.
В то же время в исповедании веры Армии Спасения прослеживается существенное сходство с вероучительными доктринами протестантских деноминации — методизма и квакеров. Содержание всех 11 Символов веры Армии Спасения своими корнями уходит к учению Дж. Уэсли — основателя методизма. Вслед за квакерами Армия Спасения провозглашает, что единственно верным крещением является крещение духом Святым и отказывается от крещения водой.
2. Процедура богослужений, обрядов и церемоний подробно описана в изданиях Армии Спасения (Правила для местных офицеров. М., 1995 г.; Церемонии Армии Спасения. М., 2000 г.; Воины Христа. СПб.,1993 г.; Таинства. СПб., 1993 г. и др.).
Богослужебная практика Армии Спасения включает в себя собрание верующих по воскресеньям, пение гимнов и песен (для этого в 1994 г. в Санкт-Петербурге издан специально «Сборник песен Армии Спасения»), молитвы, чтение Священного Писания, проповедь. Кроме того, в Армии Спасения практикуются церемонии, связанные со значительными событиями в жизни (посвящения, бракосочетания, похороны, духовные обещания и др.).
Во время посещения 10 декабря 2000 г. воскресного богослужения одной из общин Армии Спасения по адресу: Москва, ДК «МЗАЛ», Подъемная ул., 9, на котором присутствовало 57 человек, богослужение осуществлялось в следующей последовательности: приветствие, чтение Библии, молитва, размышление пастора на тему: «Ожидание Рождества», чтение Библии, исполнение песен Армии Спасения, пожертвования, молитва, проповедь пастора на тему: «Сделай выбор: добро или зло».
Богослужения Армии Спасения носят открытый характер, на них может присутствовать любой желающий. Какие-либо закрытые ритуалы и богослужения отсутствуют.
3-4. Уже в первые века христианства церковные авторы в подражание ап. Павлу (см.: Рим. 6:13,13:12, 16:7; 1 Kop. 9:7,25; 2 Кор. 6:7, 10:36,11:8; Евр. 6:12-18; Фил. 2:25; Кол.4:10, 1 Фес. 5:8 и т.д.), часто обращаются к военной терминологии. Эти метафоры привели к терминологическому противостоянию militia mundi (воинство мира) и militia Dei (воинство Бога), где последняя — упорядоченная и дисциплинированная совокупность христиан, отряд мирных солдат, вооруженных исключительно духовным оружием (подробнее см. Жан Флори. Идеология меча. Предыстория рыцарства. Перевод с фр. М. Ю. Некрасова; науч. ред. Ю. П. Малинин. Спб: «Евразия», 1999).
В последствии военная терминология, вплоть до наших дней, часто употребляется различными религиозными организациями — в названиях монашеских орденов, в религиозной практике и т.п. Термины «воины Христа», «солдаты Христа» стали синонимами преданности Богу, полного посвящения христианскому служению.
Самоназвание последователей Армии Спасения — «воины Христа» — означает призвание каждого члена данной религиозной организации дисциплинированно и неуклонно исполнять заветы Иисуса Христа. Это призвание обосновывается следующим новозаветным текстом: «Итак, переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» ( 2 Тим. 2:3). Анализ вероучения и организационного строения Армии Спасения показывает, что термин «воины Христа» используется исключительно в контексте реализации сформулированных в Уставе целей и вероучительных принципов данной религиозной организации, несовместимых с насилием, в том числе и с деятельностью воинских подразделений в светском значении слова «воинский».
На сегодняшний день не известны случаи участия Армии Спасения в каком-либо насилии и тем более военных действиях.
Устанавливаемые должности и звания отражают особенности собственной иерархической и институционной структуры данного религиозного объединения, предназначенной для более эффективного выполнения Армией Спасения ее главных целей — евангелизации и помощи нуждающимся. Наличие у последователей Армии Спасения специальных званий и знаков отличия не может быть истолковано как их принадлежность к военизированной организации.
5. Экспертному совету не известны случаи участия Армии Спасения в политической деятельности. О политическом нейтралитете Армии Спасения говорится во многих изданиях данной организации. Это было подтверждено и в ходе личных бесед с руководством и солдатами Армии Спасения.
6. В отличие от других религиозных организаций в Армии Спасения нет строгого правила пожертвования какой-то конкретной части личных средств на нужды церкви, например, десятины (10%) или закята (2,5%). При этом пожертвования носят добровольный характер. На момент проведения экспертизы (декабрь 2000 г.) в России не были известны случаи передачи личного недвижимого имущества в пользу Армии Спасения.
7. Основные усилия Армии Спасения в социальной сфере сосредоточены на оказании помощи нуждающимся (пища, одежда, медикаменты), в том числе в местах лишения свободы. Для реализации этих целей в Армии Спасения созданы соответствующие службы — Центр для пожилых, программа питания на вокзалах, социальная служба, тюремное служение, индивидуальная помощь населению.
Изучение вероучения и соответствующей практики, истории, организационного строения и форм деятельности Армии Спасения дает основание считать данную организацию религиозной.
Признавая Армию Спасения религиозной организацией, Экспертный совет вместе с тем обращает внимание руководителей Армии Спасения на необходимость: а) более четко сформулировать вероучение религиозной организации — его наименование и основные положения (в представленных документах даются неодинаковые интерпретации характера вероучения); б) учитывая необычную униформу и наличие специальных званий в Армии Спасения, что порождает у некоторых российских граждан мнение о том, что это военизированное формирование, важно в печатных материалах и буклетах разъяснять исторические условия появления этих атрибутов и то, что это не означает военного характера данной религиозной общности; в) учитывая существующую в России традицию различения собственно благотворительных и религиозных организаций, что отражено и в российском законодательстве, рекомендуем разъяснять, что благотворительность органически входит в вероучение Армии Спасения и является одним из средств выполнения ее христианской миссии.
Председатель Экспертного совета,
доктор философских наук, профессор М. Мчедлов