Дело отлученного от церкви ковид-диссидента отдали столичному суду

26 Июля 2021

Дело отлученного от церкви схимонаха и бывшего схиигумена Екатеринбургской епархии Русской православной церкви Сергия (в миру Николай Романов) рассмотрит Измайловский суд Москвы. Такое решение принял Верховный суд России, удовлетворив ходатайство Генпрокуратуры об изменении территориальной подсудности дела. Несмотря на то что защита возражала против этого, сам обвиняемый оставил вопрос на усмотрение суда.

В заседании суда 65-летний бывший схиигумен участвовал по видео-конференц-связи из СИЗО № 4 («Медведь»). Несмотря на отлучение от церкви, на нем была ряса, а его облик ничем не отличался от образа православных священников.

«Умение убеждать»

Изначально процесс над Романовым должен был проходить в Верхнепышминском горсуде Свердловской области — по месту совершения инкриминируемых деяний. Но прокуратура попросила перенести процесс в Москву, в любой из районных судов. Одним из доводов надзорного ведомства стала «популярность подсудимого, его умение убеждать, а также наличие большого количества его сторонников в Свердловской области и в соседних регионах». Это, по мнению представителя Генпрокуратуры, могло вызвать массовые акции протеста и дестабилизировать ситуацию в данных регионах. Кроме того, прокурор апеллировала к тому, что у Романова имеются связи с местными СМИ, а также знакомые в правоохранительных органах. Помимо этого, инициативу переноса процесса в Москву она обосновала необходимостью обеспечить безопасность участников процесса.

Адвокаты обвиняемого Светлана Герасимова и Павел Бабиков сочли данные доводы безосновательными и просили ходатайство прокуратуры отклонить. Сам фигурант, казалось, не сильно волновался, где будет слушаться дело. «Ваша честь, у меня есть знакомые и среди работников ФСБ, я лично встречался и с представителями руководства Следственного комитета, прокуратуры, Верховного суда. Меня тогда, по этой логике, на Луне судить, что ли, надо? — обратился он к судье Эдуарду Эрдыниеву. — Впрочем, я считаю, что меня можно судить на территории любого региона. Так что я приму любое ваше решение».

В итоге суд принял доводы прокуратуры и направил дело на рассмотрение в Измайловский суд столицы. В его решении отмечалось, что в Свердловской области насчитывается более 3 тысяч сторонников Сергия, среди которых работники судебной системы и правоохранительных органов. «Из 170 свидетелей более 90 проживают в этом регионе, что не исключает того, что сторонники подсудимого будут угрожать этим свидетелям и оказывать на них давление», — говорится в решении.

Пока не ясно, как скоро начнется процесс. У сторон есть десять суток на обжалование. По словам адвокатов Романова, они определятся с этим после консультаций со своим доверителем. Их не беспокоит то, что из-за пандемии процесс над бывшим схиигуменом из открытого может превратиться фактически в закрытый, поскольку в большинство московских судов сейчас могут попасть только участники процесса. «СМИ звонят, уточняют позицию до и после судебного заседания. Для нас же главное — объективность рассмотрения дела», — прокомментировала Business FM ситуацию адвокат Светлана Герасимова.

Она отметила, что ее подзащитный вину не признает, проблем со здоровьем не испытывает и «чувствует себя очень хорошо».

Обвинения монаха

Бывшего духовника Среднеуральского женского монастыря задержали в ночь на 29 декабря 2020 года на территории обители. Ему предъявили обвинение в склонении к самоубийству, в самоуправстве и нарушении права на свободу совести и вероисповедания. Последнее выразилось в незаконном воспрепятствовании проведению богослужений (ч. 3 ст. 110.1, ч. 3 ст. 148 и ст. ч. 1 ст. 330 УК РФ). Самолетом священника доставили в Москву, где Басманный суд санкционировал его арест. С тех пор он содержится под стражей.

Обвинение в склонении к самоубийству (ст. 110.1 УК РФ) связано с проповедью Романова, которая была выложена на YouTube «не позднее 5 декабря 2020 года». В ней лишенный сана священнослужитель задал монахиням вопрос, готовы ли они умереть за родину, народ и за будущее детей, а те ответили, что готовы. В основу данного пункта обвинения следствие положило экспертизу ФСБ. В ней приводилась аналогия с судьбой преподобной Елены Дивеевской (в миру Елена Мантурова), духовной дочери Серафима Саровского, которая согласилась умереть за брата.

Два других пункта обвинения — в самоуправстве (ч. 1 ст. 330 УК РФ) и незаконном воспрепятствовании проведению богослужений (ч. 3 ст. 148 УК РФ) — связаны с тем, что по указанию Романова в период «с 20 по 27 апреля» (точная дата и время не установлены) на территорию монастыря через шлагбаум не пустили представителей Екатеринбургской епархии РПЦ. Последние, как гласит обвинение, планировали провести инвентаризацию и молебен.

Отец Сергий оказался в центре внимания после того, как в проповедях стал отрицать COVID-19 и называть ситуацию с распространением коронавируса «псевдопандемией». Он утверждал, что россиян хотят поместить в «электронный лагерь сатаны», «беззаконно сажают на самоизоляцию», лишают «свободы и работы». В СМИ его проповеди прозвали ковид-диссидентскими. Также он призывал бойкотировать голосование по поправкам к конституции. Впоследствии церковный суд лишил его сана, но он продолжил проводить богослужения и выступать публично в нарушение запрета правящего архиерея, в связи с чем в сентябре был отлучен от церкви.

По данным СМИ, сейчас следователи проверяют действия Романова на наличие в них экстремизма по ч. 2 ст. 282 УК РФ («возбуждение ненависти либо вражды организованной группой»).

«Экзотические» статьи

Что же касается предъявленных ему статей, то по меньшей мере две из них — ст. 110.1 и 148 УК — являются довольно «экзотическими», то есть крайне редко применяются на практике и сложно доказуемы, говорит доктор юридических наук, почетный адвокат России Анатолий Пчелинцев.

«Что касается склонения к самоубийству, то я в своей богатой адвокатской практике никогда не сталкивался с тем, чтобы священнослужителя или представителя религиозной организации, тем более христианской, привлекали к уголовной ответственности по этой статье. Дело в том, что самоубийство считается смертным грехом, и для верующего христианина доведение или склонение к самоубийству — это тяжкий грех. Я не знаю всех обстоятельств дела, но, мне кажется, данная статья тут применена неправильно. Если человек говорит о самопожертвовании во имя Отечества, то можно ли говорить о самоубийстве? У меня тут большие сомнения», — высказал свою точку зрения Пчелинцев, который ранее участвовал в другом одиозном процессе — над Андреем Поповым, который более известен как «бог Кузя». По словам Пчелинцева, обвинение в самоуправстве чаще всего применяется к должностным лицам. По его мнению, для вынесения обвинительного или оправдательного приговора экс-схиигумену решающую роль будет играть не факт доказанности или недоказанности его вины, а «политическая целесообразность». «В некоторых делах нет права, а есть установка изолировать человека от общества», — сказал эксперт.

По данным СК, в 1985 году оперуполномоченный из подмосковного города Пушкино Николай Романов был осужден за убийство и разбой на 13 лет колонии, он вышел на свободу в конце 1990-х годов. Летом 2020 года BBC и «Медуза» (признана иноагентом) опубликовали расследования о деятельности отца Сергия. В них рассказывалось об издевательствах «батюшки» над детьми и прихожанами. В публикациях говорилось, что Сергий был духовным наставником бывшего крымского прокурора Натальи Поклонской и других медийных персон, о «культе личности» священника и его «актерских» способностях.

Источник: BFM.RU






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru