Последние дни последнего завета? Какая судьба ждет общину Виссариона

18 Ноября 2020

В Арбитражном суде Красноярска 4 декабря будет рассмотрено дело о расторжении договора безвозмездного пользования лесным участком, который был заключен пять лет назад между Министерством лесного хозяйства Красноярского края и Курагинской местной религиозной организацией Церковь последнего завета (ЦПЗ), больше известной сегодня как община Виссариона. Примечательно, что заседание арбитров пройдет за 10 дней до процесса Красноярского краевого суда, запланированного на 14 декабря, где будет поднят вопрос о ликвидации общины и исключении ее из Единого госреестра юрлиц. Иск об этом направила прокуратура Красноярского края еще в конце сентября. Основатель религиозной организации – Сергей Тороп, который называет себя Виссарионом, Христом или Словом Божьим, вместе с двумя сподвижниками начиная с 22 сентября находится под стражей. Всем им предъявлены обвинения в «создании религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами, причинением тяжкого вреда здоровью двум и более лицам». В ближайшее время арестованные должны пройти психиатрическую экспертизу.

Религиозное движение было создано Сергеем Торопом в 1991 году. В 1995-м оно вначале было зарегистрировано Управлением юстиции Красноярского края как «Община единой веры», а в 2000 году – перерегистрировано в Министерстве юстиции РФ под нынешним названием. На постоянное жительство в Красноярский край адепты учения Виссариона переехали в 1994 году. Тогда же администрация Курагинского района выделила из лесного фонда 250 га земли на строительство поселения, которое появилось год спустя и стало известно как «Город солнца» и «Обитель рассвета». В последующие несколько лет ученики «Христа» стали активно открывать миссионерские центры не только в разных городах России, но и странах ближнего и дальнего зарубежья. К началу 2000 года только в Курагинском районе Красноярского края, по данным местной администрации, проживало 3 тыс. виссарионовцев. А по России зарегистрировано как минимум 16 организаций и от 5 тыс. до 7 тыс. последователей церкви. Сам Тороп утверждал, что адептов созданного им учения не менее 50 тыс.

Проверки деятельности общины до нынешнего года проводились как минимум дважды – в 1995 и 2000 годах. В середине 1990-х правоохранительными органами были выявлены факты «девиантной и противоправной деятельности организации», а также установлено несколько смертей жителей «Города солнца» из-за отказа по религиозным убеждениям обращаться за медицинской помощью. В начале нулевых в поселении Виссариона была задержана Татьяна Нехорошева-Соколова, которая находилась в федеральном розыске по подозрению в организации террористического акта около общественной приемной ФСБ в Москве в 1998 году. Несмотря на то, что, по оперативным данным, убежище Нехорошевой-Соколовой было предоставлено самим Торопом, претензий к церкви тогда у силовиков не возникло. Уголовное преследование организации началось лишь в 2019 году. В течение года велись следственные действия. 22 сентября с.г. в ходе операции спецподразделения Следственного комитета РФ и ФСБ задержали трех руководителей ЦПЗ – Сергея Торопа, Вадима Редькина и Владимира Ведерникова, которых подозревают в вымогательстве денег, психологическом насилии над людьми, а также в коррупционной связи с краевой администрацией, которая якобы помогала виссарионовцам проводить незаконные сделки и получать от них около 20–50% доходов.

«В основании обвинения, которое предъявляют Виссариону по созданию религиозного объединения, связанного с причинением вреда здоровью граждан, приводятся такие мотивы, как сбор средств, извлечение корыстной выгоды, оказание психологического воздействия, – поделился с «НГР» своими размышлениями член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека адвокат Владимир Ряховский. – Все это без исключения можно предъявить любой религиозной организации, поскольку все они осуществляют свою деятельность за счет добровольных пожертвований. Любая религиозная организация так или иначе прибегает к психологическому воздействию – это суть проповеди. Что же касается причинения вреда здоровью, то, по моему опыту и приведенным случаям в общине Виссариона, я прихожу к выводу, что это в большой степени надуманное обвинение. Если взять любую религиозную организацию, будь то православный приход или любой другой, то вокруг них всегда крутятся люди не вполне психически здоровые. И непонятно, как должны поступать по отношению к таким людям руководители религиозных объединений».

По мнению эксперта, сам обвинительный документ не похож на серьезный юридический правовой акт. «То, что я вычитал из постановления к привлечению в качестве обвиняемых по делу Торопа, вызывает в большей степени удивление и даже недоумение, – признался Ряховский. – Например, как может следователь приходить к выводу, что Сергей Тороп использовал в своих целях внешнее сходство с Иисусом Христом? На кого это рассчитано? Нам что, достоверно известен образ Иисуса?»

Руководитель Центра изучения религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин в разговоре с «НГР» заметил: неслучайно, что «общиной Виссариона» правоохранительные органы заинтересовались только сейчас. «После закона Яровой стало трендом рассматривать любую религиозную деятельность как потенциально преступную. И это относится не только к течениям Нью-эйдж, но даже и к системным религиозным организациям. Как только их деятельность выходит за жесткие рамки, она начинает рассматриваться как преступная. Такого рода дела возбуждались и по поводу пятидесятнических церквей. Правда, пятидесятнические и протестантские церкви на этом основании не были запрещены», – считает эксперт.

«Складывается впечатление, что государство просто не знает, что делать и чего ждать от таких религиозных организаций, как Церковь последнего завета. Поэтому и пытается либо усилить контроль над такими общинами, либо вовсе прекратить работу этих структур, – заявил в беседе с «НГР» первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. – У чиновников подход утилитарный. Те, кто конкурирует с РПЦ, вызывают опасение. Организации, подобные общине Виссариона, воспринимаются как наносящие ущерб православной церкви и уводящие от нее потенциальных верующих. Государство не может выдвигать конфессиональных аргументов, потому что официально церковь отделена от государства, но реально отношение к этим организациям во многом негативное не только потому, что их сложнее контролировать, чем РПЦ, но они воспринимаются как аномальные и исторически не свойственные России и русскому народу. А раз они не наши, значит, и не нужны». Эксперт добавил, что «община Виссариона давно вызывала раздражение православной церкви», и ее преследование можно рассматривать как один из эпизодов борьбы с несистемными религиозными объединениями. «Проблема тех же иеговистов, виссарионовцев и пастафарианцев заключается еще и в том, что у них слишком мало поддержки на Западе. Ведь точно так же в России критикуют и мормонов, но у них есть сильная поддержка американской политической элиты, и поэтому их можно только критиковать. А с доморощенными организациями типа общины Виссариона легко расправиться», – заключил Макаркин.

Источник: НГ-Религии






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru