Путин утвердил новую Стратегию противодействия экстремизму30 Мая 2020
29 мая 2020 года президент России Владимир Путин утвердил новую редакцию Стратегии противодействия экстремизму до 2025 года. Об ее подготовке стало известно в марте 2020 года, когда МВД вынесло проект поправок на общественное обсуждение (утвержденный текст, однако, от того черновика несколько отличается). В предыдущем варианте Стратегии, утвержденном в 2014 году, были даны определения понятиям "идеология экстремизма", "проявления экстремизма", "субъекты противодействия экстремизму", "противодействие экстремизму" и "радикализм". В новом варианте эти определения несколько изменены, кроме того в Стратегию введено понятие "идеологии насилия". Она определена как совокупность взглядов и идей, оправдывающих применение насилия для достижения политических, идеологических религиозных и иных целей. Если в старом варианте Стратегии понятие "радикализм" определялось как "глубокая приверженность идеологии экстремизма, способствующая совершению действий, направленных на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации", то в новом варианте ему дается следующее определение: "бескомпромиссная приверженность идеологии насилия, характеризующаяся стремлением к решительному и кардинальному изменению основ конституционного строя, нарушению единства и территориальной целостности Российской Федерации". Кроме того, определение понятия "проявления экстремизма", относившееся только к деяниям, совершенным по мотивам ненависти и вражды либо способствующим обострению межнациональных, межконфессиональных и региональных конфликтов, теперь распространено и на деяния, угрожающие конституционному строю и нарушению территориальной целостности России. К "противодействию экстремизму" в новой редакции отнесена в том числе и деятельность по минимизации и ликвидации последствий экстремизма. В новой редакции Стратегии дается новое описание внешних и внутренних экстремистских угроз. Внешними угрозами теперь считаются "поддержка и стимулирование рядом государств деструктивной деятельности, осуществляемой иностранными или международными неправительственными организациями, направленной на дестабилизацию общественно-политической и социально-экономической обстановки в Российской Федерации, нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, включая инспирирование «цветных революций», на разрушение традиционных российских духовно-нравственных ценностей, а также содействие деятельности международных экстремистских и террористических организаций, в частности распространению экстремистской идеологии и радикализма в обществе". Определение внутренних угроз в новой Стратегии конкретизировано. К таким угрозам отнесены попытки осуществления экстремистской деятельности националистическими, радикальными общественными, религиозными, этническими и иными организациями и отдельными лицами, распространение идеологии насилия, склонение, вербовка или иное вовлечение российских граждан и находящихся на территории страны иностранцев в деятельность экстремистских сообществ и иную противоправную деятельность, а также формирование замкнутых этнических и религиозных анклавов. Отдельным абзацем прописано, что к внутренним угрозам относятся также обусловленные историческими и социально-экономическими особенностями и приводящие к сепаратистским проявлениям межнациональные и территориальные противоречия и конфликты в отдельных субъектах Российской Федерации. Из перечня наиболее опасных видов экстремизма было изъято уточнение "националистический, религиозный и политический" (очевидно, потому что эти термины не определены). К экстремизму в нескольких пунктах Стратегии отнесено проведение несогласованных публичных мероприятий, в том числе протестных акций (в прошлой редакции был использован менее точный термин "несогласованные акции"). Отдельное внимание в новой версии документа уделено вовлечению к экстремистские структуры несовершеннолетних. В качестве потенциального источника угроз упомянуты в новой Стратегии очаги терроризма на Ближнем Востоке, создание законспирированных ячеек экстремистских и террористических организаций (в т.ч. путем дистанционной вербовки), опасность радикализации трудовых мигрантов. Вместе с тем упоминание "незаконной миграции", нарушающей "этноконфессиональный баланс населения" заменено рассуждением о "неблагоприятной миграционной ситуации", которая вносит дестабилизацию в рынок труда и социально-экономическую обстановку и оказывает негативное влияние на межнациональные и межрелигиозные отношения. Новым является и отдельное упоминание спортшкол и клубов как очагов радикализации молодежи. Следующим пунктом упоминается "информационно-психологическое воздействие" зарубежных спецслужб, которые имеют цель "размывания традиционных российских духовно-нравственных ценностей, дестабилизации внутриполитической и социальной ситуации в стране". Если в старой редакции Стратегии далее упоминалась деятельность зарубежных НПО по распространению экстремистской идеологии, то теперь уточнено, что "значительное негативное влияние на ситуацию" оказывает "деструктивная деятельность" как зарубежных организаций, так и подконтрольных им российских структур "под видом гуманитарных, образовательных, культурных, национальных и религиозных проектов, включая инспирирование протестной активности населения с использованием социально-экономического, экологического и других факторов". В направления государственной политики противодействия экстремизму внесены, в частности, следующие изменения:
Закреплены в Стратегии инструменты ее реализации (нормативные правовые акты РФ, документы стратегического планирования и госпрограммы); определено, что реализуют ее субъекты противодействия экстремизму (то есть органы государственной власти и местного самоуправления) , а также институты гражданского обществая; и что ее реализация должна быть обеспечена информационной поддержкой. Важно отметить, что, в новая редакция Стратегии, в отличие от предыдущей, имеет целевые показатели. В перечень этих показателей в утвержденном тексте Стратегии вошли:
В качестве ожидаемых результатов перечислены:
Источники:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |