Итоговый документ. Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации»10 Декабря 2018
16 и 17 октября в Общественной Палате РФ состоялся Всероссийский форум «Религия в контексте политической и конституционно-правовой системы Российской Федерации» приуроченный к 25-летию принятия Конституции Российской Федерации и 100-летию Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви. Организаторами мероприятия выступили Комиссия по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Российской Федерации, Постоянная комиссия по культурным правам, образованию и науке Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, Комиссия по совершенствованию законодательства и правоприменительной практики Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, Кафедра государственно-конфессиональных отношений ИГСУ Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Российская ассоциация защиты религиозной свободы (РАРС), «Славянский правовой центр» (СПЦ). В работе Форума приняли участие специалисты и эксперты, включенные в сферу религиозных гражданско-политических отношений, – представители Администрации Президента РФ, Государственной Думы, Правительства РФ, Минэкономразвития, Минтруда, Минкультуры, Минобразования, Минпросвещения и Рособрнадзора, Министерства юстиции, МВД, ФСБ, Генпрокуратуры, Следственного комитета, ФАДН, Общественной палаты РФ, религиозных и общественных организаций – юристы, адвокаты и правозащитники, религиоведы и отраслевые исследователи религии. Участники форума отметили усилия государства по созданию комфортных условий деятельности религиозных объединений в стране и оказанию им помощи в решении актуальных вопросов. На форуме были рассмотрены основные вопросы правового регулирования и проблемы в области религиозной деятельности, развитие волонтерского движения среди верующих, вопросы реализации свободы совести в контексте антиэкстремистского законодательства, земельные и имущественные отношения религиозных объединений, экспертная деятельность в религиозной сфере, а так же взаимодействие религиозных организаций с органами власти и местного самоуправления. Были отмечены и сформулированы основные проблемы по этим темам, требующие дальнейшего решения. По итогам Форума участники приняли следующий Итоговый документ, направленный на совершенствование государственно-религиозных отношений и усиление гарантий конституционной свободы совести и вероисповедания в нашей стране.
1. Ряд положений Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не отвечает требованиям, предъявляемым к правовым нормам, а именно определенности, ясности, недвусмысленности и их согласованности в системе действующего правового регулирования, что влечет за собой противоречивую правоприменительную практику. Предлагается внести изменения в ряд положений закона, а именно: · Уточнить понятие миссионерской деятельности с тем, чтобы разграничить миссионерскую деятельность религиозных объединений и распространение гражданами своих личных религиозных убеждений. · Уточнить требования к маркировке литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов, распространяемых религиозными организациями в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности. · Регламентировать порядок создания религиозной группы, установив в законе момент и условия, при которых религиозная группа может считаться созданной. 2. Устранить имеющееся противоречие между пунктом 3.2 статьи 22 Жилищного кодекса РФ и положениями Федерального закона от 30.11.2010 г. № 327-ФЗ «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» в части запрета на перевод жилого помещения в нежилое помещение в целях осуществления религиозной деятельности. 3. Внести изменения в Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности":
4. Внести изменения в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", кодифицировав законодательство, регламентирующее образовательную деятельность духовных образовательных организаций, а также установить, что духовные образовательные организации, созданные централизованными религиозными организациями, являются отдельным типом образовательных организаций. 5. Внести изменения в Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", установив, что специальная оценка условий труда не проводится в отношении условий труда священнослужителей и иного религиозного персонала религиозных организаций. 6. В Государственной Думе Федерального собрания РФ находится на рассмотрении Проект Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле", который предусматривает рискоориентированный подход при проведении проверочных мероприятий в отношении юридических лиц. Законодательный акт предполагает, что проверяющим органам будет позволено оценивать риск неисполнения юридическими лицами требований законодательства, присваивая им класс опасности, в зависимости от которого будут определяться частота проведения проверок и порядок их проведения. Проект подготовлен без учета специфики и особенностей деятельности религиозных организаций. Рекомендовать отклонить законопроект в данном виде. 7. В соответствии с Постановлением Правительства РФ №272 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей», органы государственной власти субъектов федерации относят места проведения богослужений и иных религиозных обрядов и церемоний к местам массового пребывания людей даже в том случае, если эти помещения наполняются людьми в установленном этим постановлением количестве только несколько раз в год. Рекомендовать внести в указанное постановление изменения с учетом деятельности специфики и особенностей деятельности религиозных организаций. В области правоприменения 1. Обратиться в Верховный Суд РФ с предложением обобщить судебную практику по делам, связанным с реализацией конституционного права на свободу совести и деятельностью религиозных объединений. Рекомендовать при этом обратить особое внимание на судебную практику по делам об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями Кодекса РФ об административных правонарушениях: · 5.26 «Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях» - маркировка литературы и иных материалов; указание полного наименования религиозными организациями при осуществлении деятельности; миссионерская деятельность; · 8.8 «Использование земельных участков не по целевому назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению» - использование земельных участков под зданиями и сооружениями, в которых разрешено беспрепятственное совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; · 19.7 «Непредставление сведений (информации)» - в части привлечения к ответственности за не подачу уведомления о создании религиозной группы при осуществлении гражданами коллективного исповедания веры без создания религиозного объединения; · 18.8 «Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда в Российскую Федерацию либо режима пребывания (проживания) в Российской Федерации» - в части возможности реализации иностранными гражданами права на свободу вероисповедания вне зависимости от цели въезда в Российскую Федерацию и режима пребывания. 2. В целях повышения квалификации, уровня специализированных знаний сотрудников МВД, Прокуратуры РФ, СК РФ. · Просить Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ направить в регионы памятку, изданную Советом. · Возобновить обучение и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих на Кафедре государственно-конфессиональных отношений РАНХиГС. · Рекомендовать специализированным ВУЗам, осуществляющим подготовку кадров для правоохранительных органов включить в учебную программу курс «Юридическое религиоведение». 3. В целях обеспечения объективности и повышения уровня проведения религиоведческой экспертизы: · Предложить Министерству юстиции РФ создать реестр экспертов-религиоведов, рекомендуемых для привлечения к проведению религиоведческой экспертизы, а также определить критерии включения в данный реестр. · Создать механизм правовой защиты экспертов. В области образовательной деятельности религиозных объединений • Необходимо создать Консультативный совет при Министерстве науки и высшего образования по вопросам духовных образовательных организаций. • Рекомендовать Рособрнадзору, при осуществлении проверок привлекать в качестве экспертов специалистов именно в области духовных образовательных организаций. Иные вопросы государственно-религиозных отношений 1. Разработать и принять концепцию государственно-конфессиональных (религиозных) отношений на федеральном уровне. 2. Актуализировать взаимодействие с религиозными организациям по гармонизации государственно-религиозных отношений и, в частности, не перекладывая это взаимодействие на правоохранительные структуры. 3. Конкретизировать механизмы взаимодействия государственных органов с религиозными объединениями на региональном уровне, в том числе по созданию советов по взаимодействию. 4. Развивать добровольчество (волонтерство), в частности: · регламентировать деятельность реабилитационных центров. · применять санитарные нормы (СанПИН) к мероприятиям, проводимым религиозными организациями в соответствии с их внутренними установлениями (требования к базам отдыха, трапезным и т.п.). · Рекомендовать чиновникам и СМИ использовать терминологию, содержащуюся в законодательстве о свободе совести и о религиозных объединениях, избегая использования уничижительных слов и понятий.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |