Доклад Центра "Сова". Проблемы реализации свободы совести в России в 2017 году2 Апреля 2018
http://www.sova-center.ru/religion/
РЕЗЮМЕ
Информационно-аналитический центр «Сова» представляет очередной ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации[1]. Доклад основан на информации, собранной в ходе мониторинга, который проводит наш Центр. Собранная информация представлена на сайте Центра в разделе «Религия в светском обществе» (www.sova-center.ru/religion), включая ссылки на источники в СМИ и в интернете. В докладе даются ссылки только на источники, не отмеченные на сайте. По событиям предшествующего года, описанным в предыдущем докладе[2], здесь даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям. Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, представлены в отдельном докладе, посвященном этой теме[3].
РезюмеВ 2017 году сохранился государственный курс на ужесточение политики по отношению к новым религиозным движениям и протестантским организациям. Запрет централизованной и местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы как экстремистских стал самой масштабной репрессивной акцией по отношению к верующим за весь постсоветский период. Это решение поставило несколько десятков тысяч российских граждан под угрозу уголовного преследования за продолжение исповедания своей религии, лишило сотни общин их имущества. Помимо государственной дискриминации, этот запрет спровоцировал волну вандализма по отношению к объектам Свидетелей Иеговы по всей стране и других проявлений негосударственной дискриминации. Фактически на российских Свидетелей перестало распространяться право на свободу совести. Поправки из пакета законов Яровой – Озерова, ограничивающие миссионерскую деятельность, по-прежнему активно применяются в отношении новых религиозных движений (НРД) и протестантских организаций. Понятие «незаконная миссионерская деятельность» трактуется правоприменителями крайне широко. Впервые действие этих поправок было распространено на деятельность в интернете, что в перспективе может означать привлечение к ответственности фактически за любое упоминание о религиозной организации лицами, не имеющими разрешительных документов, предусмотренных «пакетом Яровой». С той оговоркой, что эти санкции налагаются только на религиозные меньшинства, против которых продолжается «антисектантская» кампания в масс-медиа и усилиями местных властей. Напряженность вокруг строительства религиозных объектов, в первую очередь, православных, по-прежнему высока, хотя в Москве число конфликтов на этой почве снизилось. Как и раньше, подобные конфликты были чаще всего обусловлены неудачным выбором места для строительства и нарушениями при проведении общественных слушаний. Масштабы протестов против строительства в предыдущие годы привели к тому, что власти стали чаще учитывать пожелания горожан и искать компромиссные решения при возведении храмов, но и случаев, когда чиновники давали разрешение на строительство вопреки мнению местных жителей, по-прежнему много. Несколько выросло и число конфликтов, связанных с передачей имущества, в том числе музейного, религиозным организациям; все они были вызваны передачей имущества Русской православной церкви. Активность защитников «религиозных чувств» в целом не выросла по сравнению с прошлым годом, но качество ее изменилось. Некоторые из таких активистов обратились к силовым методам, которых они избегали годом ранее. Причем выбор делался в том числе в пользу более опасных методов, потенциально могущих привести к многочисленным жертвам, и лишь по счастливой случайности никто не пострадал. Государство хотя, естественно, не одобряет радикальных акций, само продолжает уголовное преследование «оскорбителей религиозных чувств» и тем фактически поддерживает курс на десекуляризацию общества. Из положительных моментов можно отметить снижение уровня дискриминации по отношению к мусульманам вне рамок борьбы с экстремизмом. Впрочем, антиэкстремистская политика по-прежнему остается весьма значительным источником проблем даже для тех мусульманских групп, которые не находятся непосредственно в фокусе внимания спецслужб.
Правовое регулированиеЗаконодательная активность, затрагивающая деятельность религиозных объединений, была заметно ниже, чем в предыдущие годы. В течение года не было принято ни одного законодательного акта в этой сфере. По всей видимости, принятие в 2016 году «антимиссионерских» поправок в рамках «пакета Яровой – Озерова» исчерпало список первоочередных, по мнению законодателей, задач в сфере регулирования религиозной жизни. За год было выдвинуто несколько законодательных инициатив, которые, во всяком случае – пока, не получили развития. Часть из них была направлена на дальнейшее ужесточение политики по отношению к последователям религиозных учений, не включаемых в число «традиционных». В феврале в Совете Федерации была создана рабочая группа по борьбе с «деструктивными сектами», возглавила которую Елена Мизулина. По ее словам, отсутствие в российском законодательстве понятия «деструктивная секта» мешает бороться с такими «сектами», которых, по ее подсчетам, в России имеется не менее 500. В «войне» с «сектами» рабочая группа намерена заручиться поддержкой «сильных союзников» – «традиционных»религиозных организаций. В октябре Мизулина анонсировала вынесение на общественное обсуждение законопроекта о защите граждан от мошеннических «сект» уже к ноябрю, но законопроект до сих пор так и не был представлен. В июне при Комитете Государственной Думы по развитию гражданского общества, вопросам общественных и религиозных объединений была создана экспертная группа по совершенствованию законодательства в сфере свободы совести и религиозных объединений. Группа эта примечательна своим составом: в нее наряду с представителями «традиционных» религиозных организаций и «сектоведов» во главе с Александром Дворкиным вошли несколько религиоведов, а также адвокатов, последовательно защищавших принцип свободы совести. Впрочем, те, кто не поддержал идею опасности «сект» и необходимости борьбы с ними, вскоре были исключены из состава группы. Результаты своих трудов эта группа в 2017 году не представила. В мае депутат от партии «Единая Россия» Виталий Милонов предпринял очередную попытку поставить под контроль деятельность целителей и внес на рассмотрение Госдумы соответствующий законопроект. Разработчик предлагал дополнить Уголовный кодекс статьей 325.2, предусматривающей ответственность за занятия народной медициной без разрешения и за причинение вреда здоровью оккультно-магической деятельностью: штраф на сумму до 120 тысяч рублей, принудительные работы или лишение свободы на срок до 3 лет, а в случае смерти «пациента» или нанесения ему ущерба в особо крупном размере – принудительные работы или лишение свободы на срок до 5 лет. Законопроект не дошел до рассмотрения. Важно отметить законодательную инициативу, выдвинутую в ноябре Пленумом Верховного Суда РФ, потенциально ограничивающую права последователей «нетрадиционных» религиозных учений. Постановление № 44 «О практике применения судами законодательства при разрешении споров, связанных с защитой прав и законных интересов ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также при ограничении или лишении родительских прав» предлагает в список деяний, подпадающих, под определение «злоупотребления родительскими правами», включить «вовлечение в деятельность общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых имеется вступившее в законную силу решение суда о ликвидации или запрете деятельности». Злоупотребление родительскими правами, согласно законодательству, может стать основанием для лишения родительских прав. На примере Свидетелей Иеговы, чьи организации были полностью запрещены в России в 2017 году (подробнее об этом см. раздел «Дискриминация религиозных организаций и граждан по признаку отношения к религии»), мы видим, как легко мирная религиозная организация может быть запрещена как экстремистская. Но организация может быть ликвидирована и по более прозаическим причинам типа нарушений в отчетности. Учитывая, что понятие «вовлечение в организацию» четко не определено, можно с уверенностью предположить: применение этого постановления на практике приведет к многочисленным злоупотреблениям и может использоваться для оказания давления на верующих запрещенных организаций. В течение года предпринимались безуспешные попытки смягчить ранее принятые законодательные акты, на практике ограничившие свободу совести. В октябре коммунист Олег Смолин внес на рассмотрение Госдумы поправку в ч. 1 ст. 148 УК РФ («Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих»), ограничивающую ее действие. Смолин считает, что в существующем виде законодательство недостаточно четко определяет, как именно может быть нарушено право на свободу совести оскорблением религиозных чувств, что приводит к ограничению свободы слова и распространения информации. Поэтому он предлагает распространить ч. 1 ст. 148 УК только на действия, допущенные «во время и в местах проведения религиозных обрядов, собраний и церемоний». Правительство РФ дало на законопроект отрицательный отзыв, отметив, что оскорбления религиозных чувств недопустимы «вне зависимости от места и обстоятельств их совершения». В тексте отзыва говорится, что представленная поправка не предусматривает изменения или исключения из УК ч. 2 той же статьи, которая предполагает более строгие, чем ч. 1, санкции. Т. е. принятие поправки привело бы к конкуренции между собой двух частей статьи. Другая попытка была направлена на смягчение последствий «антимиссионерских» поправок «пакета Яровой». В январе экспертная группа при Правительстве, рассматривавшая набравшие 100 тысяч голосов петиции Российской общественной инициативы, отклонила предложение петиционеров об отмене «пакета Яровой», но признала, что корректировка его необходима. Группа рекомендовала Госдуме уточнить понятия «миссионерская деятельность», «оскорбление религиозных чувств» и «экстремистская деятельность», а Верховному Суду – информировать суды о недопустимости расширительного толкования этих понятий. В этом же месяце проект экспертного заключения на тот же «пакет Яровой – Озерова» подготовил и Совет по правам человека при Президенте РФ и тоже упомянул «антимиссионерские» поправки. Авторы заключения отметили, что эти поправки не имеют отношения к антитеррористическому законодательству и провоцируют произвольное правоприменение, а потому поправки следует выделить из «пакета Яровой» и разработать заново. Практических последствий рекомендации ни экспертной группы, ни Совета по правам человека не возымели.
Проблемы, касающиеся мест для богослуженияПроблемы, связанные со строительством храмовВозведение культовых зданий, как и раньше, часто становилось причиной конфликтов с местными жителями, и чаще всего это происходило с православными храмами. Однако напряженность, связанная с реализацией программы строительства храмов «шаговой доступности» в Москве, заметно снизилась. В начале года состоялось несколько акций протеста в парке «Торфянка», жители района Куркино выступали против строительства храма вблизи их домов вопреки их пожеланиям, однако новых крупных конфликтов мы не отметили. Вероятно, на ситуацию повлияли массовые протесты предыдущих лет, и городские власти стали чаще учитывать мнение горожан при выборе места строительства. Кроме того, замедление темпов строительства, на которое в предыдущие годы жаловались ответственные за реализацию программы чиновники, также привело к снижению числа конфликтов. Однако в других регионах конфликтов вокруг строительства православных храмов по-прежнему было много. В частности, протесты против строительства храмов наблюдались в Томске, в подмосковной Черноголовке и Каменске-Уральском Свердловской области. Как и в предыдущие годы, основная причина протестов заключалась в нежелании властей учитывать мнение горожан при выборе участков для строительства религиозных объектов. Чаще всего протесты вызывала застройка парковых и рекреационных зон. Так было, например, в Смоленске, жители которого продолжали протестовать против строительства храма в микрорайоне «Соловьиная роща». Жители Брянска протестовали против появления храма в Пролетарском сквере, а жители Ростова-на-Дону – против храма в сквере имени Анатолия Собино. Одним из самых заметных оставался продолжающийся уже несколько лет конфликт вокруг строительства в Екатеринбурге храма во имя св. вмц. Екатерины – «храма-на-воде», ради которого планировалось сделать насыпной остров в акватории городского пруда. Противники строительства наряду с пикетами и сбором подписей прибегли и к необычным формам протеста: в феврале около сотни человек, взявшись за руки, «обняли» пруд, рядом с которым предполагается строительство, а в марте распространяли в торговых центрах листовки против храма, стилизованные под рекламу фильма «Искупление-2018», – на одной стороне листовки был изображен строящийся «храм-на-воде», а под ним – затопленный вагон метро. В октябре власти наконец прислушались к мнению горожан и решили перенести строительство храма св. Екатерины со стрелки Исети к Театру драмы. Уступок властей удалось добиться и жителям Нижнего Новгорода, выступавшим против строительства храмов в трех парках – на ул. Прыгуновой, на ул. Родионовой и на ул. Вождей революции – и за отмену принятого в 2016 году регионального закона, разрешившего строительство религиозных зданий в парковой зоне. Под соответствующей петицией было собрано не менее четырех тысяч подписей. В течение года проходили акции протеста против строительства в этих местах. В результате этих действий удалось добиться отмены вырубки парка «Дубки» ради строительства часовни. В начале 2018 года председатель регионального парламента Евгений Лебедев сообщил о готовности пересмотреть вызвавший недовольство горожан закон. В Челябинске же, несмотря на протесты местных жителей, мэр города подписал проект планировки сквера с православной часовней напротив Южно-Уральского государственного университета. Нередко поводом для протестов становилось желание горожан видеть на спорном участке вместо храма какой-либо другой объект, чаще всего – социальной инфраструктуры. В частности, петербуржцы продолжали протестовать против строительства храма на берегу Матисова канала и собрали не менее двух тысяч подписей за то, чтобы на этом месте были построены детский сад или поликлиника. Этим же объектам отдали предпочтение и жители Пскова, выступившие против возведения православного храма в новом микрорайоне. Несколько раз протестующие ставили под сомнение уместность религиозного объекта в качестве памятного символа, значимого для всех групп населения. Например, жители Красноярска, выступившие против строительства православного храма на Стрелке, близ Вантового моста, отмечали, что городская набережная «должна принадлежать народу, а не РПЦ», и предлагали возвести на этом месте монумент уроженцу города Дмитрию Хворостовскому. Жители Обнинска Калужской области настаивали на переносе строящегося храма подальше от Физико-энергетического института имени А.И. Лейпунского, мотивируя это тем, что среди работавших в этом институте всегда было много атеистов. А жители села Икково в Чувашии высказались против возведения православного храма на его историческом месте – старом кладбище, поскольку для этого потребовалось бы не только частично вырубить яблони, но и перенести памятник погибшим воинам. Кроме того, жители Вязников Владимирской области на общественных слушаниях не одобрили строительство старообрядческой церкви на пустыре в микрорайоне Текмаш. Помимо того, что строительство на этом месте поликлиники, бани или отделения банка показалось горожанам более важным, многие расценили возможное появление старообрядческого храма как агитацию «примкнуть к иной вере». А в Набережных Челнах мусульмане выступили против установки поклонного креста у родника в национальном парке «Нижняя Кама». Появление православного символа многие из них сочли противоречащим закону о свободе совести и потенциальным поводом для конфликтов на религиозной почве. Конфликты возникали и вокруг строительства мусульманских объектов. В ряде случаев, как и в ситуации с православными храмами, аргументы противников строительства сводились к нежеланию видеть на спорном месте религиозный объект или мириться с возможными неудобствами, связанными с появлением мечети, – увеличением трафика, сокращением парковочных мест и т. д. Так, жители Перми продолжали выступать против строительства мечети на ул. Крылова, поскольку хотели, чтобы на этом месте был построен детский сад. В результате им удалось добиться переноса строительства в другое место. А в Самаре строительство мечети в поселке Мехзавод было отменено, поскольку местные жители предпочли вместо нее иметь спортивный комплекс с бассейном. Мэрия Омска из-за протестов жителей была вынуждена перенести строительство мечети от торгового центра «Мега». Мусульманам были предложены три другие участка на выбор. Однако к этим аргументам, как и в предыдущие годы, нередко примешивался ксенофобный мотив. Например, администрация Казани из-за протестов жителей временно приостановила строительство мечети в Вахитовском районе. Одной из причин нежелания видеть в своем районе мечеть протестующие называли опасение скопления в ней «экстремистов». Власти Краснодара поддержали выступивших против строительства мечети горожан, которые обосновывали свою позицию тем, что эта территория –«традиционные казачьи земли»: «Адыгея рядом, там достаточно мечетей, почему бы там не молиться»[4]. Власти Осинников Кемеровской области также отказались от планов построить в городе мечеть после протестов местных жителей. Протесты были инспирированы Русским патриотическим клубом. На сопротивление местных жителей при строительстве культовых сооружений наталкивались и представители других религий. В селе Смоленка Забайкальского края состоялась акция протеста против строительства пятидесятнической церкви «Спасение в Иисусе», поскольку сельчане хотели построить клуб и детскую площадку. А в Перми продолжились протесты против хасидского центра, строительство которого было одобрено властями еще в 2016 году. Не найдя понимания у властей и большей части горожан, противники строительства пожаловались главе «антисектантского» Центра им. Иринея Лионского Александру Дворкину в ожидании от него «решительных действий в связи с деятельностью этой человеконенавистнической антихристианской секты»[5]. Проблемы с использованием уже имеющихся зданийНекоторые религиозные организации сталкивались с трудностями при использовании уже имеющихся зданий. В наибольшей степени это коснулось, конечно, организаций Свидетелей Иеговы, чье имущество, согласно закону «О противодействии экстремистской деятельности», подлежало конфискации после их всеобщего запрета в апреле 2017 года. В нескольких регионах, в том числе в Красноярском крае и Республике Татарстан, с исками об изъятии имущества Свидетелейв суды обратились местные министерства юстиции. Однако у части общин имущество, в том числе недвижимое, не было в собственности организаций, но принадлежало частным лицам или американским организациям Свидетелей. Власти предприняли эффективные меры для конфискации хотя бы отчасти и этого имущества. В декабре Сестрорецкий районный суд удовлетворил иск прокуратуры Курортного района Санкт-Петербурга и территориального управления Росимущества и изъял у «Общества Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании» комплекс из 14 зданий площадью 33 тысячи квадратных метров в поселке Солнечное. В 90-х годах прошлого века российские Свидетели Иеговы выкупили у одного из российских предприятий бывший пионерский лагерь и расположили в нем свой Управленческий центр. В 2000 году этот комплекс был передан в качестве пожертвования американскому «Обществу Сторожевой Башни, Библий и трактатов Пенсильвании». Американская организация, в свою очередь, передала этот комплекс Управленческому центру Свидетелей Иеговы в пользование. Прокуратура, а вслед за ней и суд сочли, что раз Управленческий центр продолжил использовать имущество в Солнечном, то сделка 2000 года – притворная, и потому была признана недействительной. Таким образом, недвижимость превратилась в имущество российской запрещенной организации и была на этом основании конфискована. Уже в 2018 году эта схема с признанием недействительными сделок с иностранными организациями – собственниками российского имущества Свидетелей Иеговы – получила распространение. Признать аналогичные сделки недействительными прокуратура и Росимущество потребовали в Ангарске Иркутской области, Мичуринске Тамбовской области и Петрозаводске. Отмеченная нами в предыдущие пару лет тенденция к снижению числа конфликтных ситуаций вокруг использования зданий протестантских организаций, к сожалению, прервалась: в 2017 году такие ситуации были отмечены в нескольких регионах. В августе две владелицы дома молитвы в Туле, использовавшегося незарегистрированной баптистской общиной с 1991 года, были оштрафованы на 10 тысяч рублей каждая. После 26 лет эксплуатации власти решили, что наличие надписи «Дом молитвы», расписания богослужений и графика работы библиотеки свидетельствует об использовании жилого здания не по назначению. Через два месяца в доме было отключено электрическое и газовое оборудование. Чиновники потребовали оформить жилой дом на юридическое лицо, угрожая в противном случае изъять здание у общины. Верующие вынуждены были обратиться к В. Путину с просьбой вмешаться в ситуацию. В декабре Набережночелнинский городской суд удовлетворил иск городской прокуратуры о запрете эксплуатации временного здания церкви христиан веры евангельской «Дом Евангелия» до устранения нарушений законодательства о противодействии терроризму. В суд прокуратура обратилась по результатам плановой проверки, признавшей церковь объектом массового пребывания (более 50 человек) и потребовавшей в связи с этим оформить паспорт безопасности. Однако, по словам заместителя начальствующего епископа Российской церкви ХВЕ Василия Евчика, к тому моменту, как прокуратура обратилась в суд, все выявленные при проверке нарушения церковь устранила и уведомила об этом соответствующие органы. Тем не менее суд запретил эксплуатацию здания. За месяц до этого церковь по иску городского земельного комитета была оштрафована на 100 тысяч рублей за то, что несколькими годами ранее передвинула забор, огораживающий строительную площадку, чтобы мог пройти подъемный кран. В декабре в Ростове-на-Дону по решению суда баптистская церковь и ее руководитель были оштрафованы на общую сумму 800 тысяч рублей по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ («Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель»). Нарушением прокуратура, а вслед за ней и суд, сочли тот факт, что свое здание религиозная организаций построила на находящемся в федеральной собственности участке, предназначенном для эксплуатации административных помещений. А решение Верховного Суда РФ стало положительным для церкви евангельских христиан-баптистов Москвы, но ущемило интересы Церкви христиан-адвентистов седьмого дня, с которыми баптисты с 1951 года делили здание в Малом Трехсвятительском переулке. Здание было передано в безвозмездное пользование баптистам еще в 2015 году, но адвентисты оспорили это решение властей, полагая, что тоже имеют право на свою часть здания, и несколько судов приняли их сторону. Однако Верховный суд в 2017 году признал право на все здание за баптистами. У мусульманских организаций, напротив, трудностей с использованием богослужебных помещений по сравнению с предыдущим годом стало меньше. Тем не менее, такие проблемы иногда возникали. В частности, екатеринбургская община «Нур-Усман» продолжила борьбу за мечеть, сноса которой добивалось региональное Министерство по управлению государственным имуществом. В феврале арбитражный суд Свердловской области отказал в удовлетворении иска министерства о сносе мечети, однако в марте 17-й арбитражный апелляционный суд отменил это решение. Оспаривая уже это решение, община обратилась в Верховный Суд РФ, но вновь проиграла. Проблемы с использованием богослужебных зданий случались и у православных юрисдикций. В Ярославле судебные приставы выселили общину Российской православной автономной церкви (РПАЦ) из здания Владимирской церкви на Божедомке, решение об изъятии которой у общины было вынесено еще в 2016 году. Старообрядческая община Екатеринбурга не смогла начать использовать переданное ей ранее здание Троицкого храма (Австрийской церкви) на ул. Розы Люксембург: поскольку ранее в здании располагался туберкулезный диспансер, надзорные органы не позволили проводить здесь богослужения. Община готова передать здание строительной компании, чтобы та взамен построила храм на другом участке, который, по мнению регионального министерства по управлению государственным имуществом, старообрядцы должны найти самостоятельно, а этого общине пока сделать не удалось. С трудностями при использовании храмов пришлось встретиться и приходу Русской православной церкви: в Красноярске власти приняли решение для расширения Свердловской улицы снести Трехсвятительский храм 1890 года постройки. Снос должен произойти через три года, а за это время предполагается построить поблизости новый храм, но средств на это не выделено. Кроме того, дацан «Ламрим» в Улан-Удэ оказался выставлен на торги. Строился он в ипотеку, которую оформил на себя тогдашний председатель Объединения буддистов Бурятии Чой Доржи (Александр Будаев). Поскольку расплатиться вовремя он не сумел, банк отказался снизить процент по кредиту и еще в 2015 году пообещал выставить храм на торги, но сделал это только спустя два года. Положительные решенияВ ряде случаев религиозным организациям удавалось защитить свои права на здания в суде. Как и раньше, успешнее в этом были протестантские организации. Так, Арбитражный суд Омской области признал за Объединением церквей евангельских христиан-баптистов право собственности на дом молитвы, который религиозная организация эксплуатировала с 1996 года. Баптистам удалось представить доказательства того, что все это время они вкладывались в ремонт и содержание здания. В Екатеринбурге общественная организация «Азербайджан» через суд добилась разрешения на строительство мечети на ул. Репина. Региональное Министерство строительства и инфраструктуры отказывалось выдать такое разрешение, поскольку земельный участок, на котором планировалось строительство, входит в охранную зону старого кладбища – объекта культурного наследия «Некрополь». Годом ранее общине удалось выиграть суд по поводу этого участка у мэрии, отказывавшейся продлевать аренду. Конфликты вокруг передачи имущества религиозным организациямКак и раньше, религиозным организациям передавалось имущество. Чаще всего – Русской православной церкви, но и другим организациям тоже. Например, в Москве собор Петра и Павла в Старосадском переулке был передан в собственность давно им пользующейся Евангелическо-лютеранской церкви России. Некоторым религиозным организациям, чтобы получить желаемое имущество, приходилось обращаться в суд. Так произошло, например, с московскими католиками, несколько лет судившимися со столичными властями за четыре здания в Милютинском переулке, в том числе собор Петра и Павла. Арбитражный суд Москвы, а вслед за ним и апелляционная инстанция, признали эти здания имуществом религиозного назначения и обязали правительство Москвы вернуть их Римско-католической архиепархии Божией Матери. Некоторым организациям пока не удалось добиться передачи имущества и через суд, как лютеранской общине в Воронеже, претендующей на два исторически принадлежавших лютеранам здания, в советское время использовавшихся предприятием «Горэлектросеть». Власти города объявили о намерении передать эти здания другим организациям, не соглашаясь признать их религиозное назначение. В большинстве случаев передача имущества не сопровождалась конфликтами: если здания, на которые претендовали религиозные организации, уже кем-то использовались, этим учреждениям предоставлялось новое помещение. Например, в Улан-Удэ власти организовали переезд в новое здание Республиканского центра народного творчества, чтобы передать ранее занимаемую им Михайловскую церковь Бурятской епархии. Однако в ряде случаев конфликты все-таки возникали, поскольку передача ущемляла интересы других людей и организаций. Таких ситуаций стало, пожалуй, немного больше, чем год назад, и все они были связаны с передачей имущества РПЦ. Наиболее крупный из таких конфликтов был отмечен в Санкт-Петербурге. После того, как губернатор Георгий Полтавченко в январе подтвердил решение о передаче РПЦ Исаакиевского собора, в городе возобновились протесты. Помимо сбора подписей под петицией об отказе от передачи и одиночных пикетов, состоялось несколько крупных митингов, собравших по несколько тысяч человек. Местные жители и некоторые депутаты Законодательного собрания Санкт-Петербурга настаивали на проведении референдума по вопросу передачи, однако власти не дали разрешения на его организацию. Попытка защитников собора обжаловать законность решения о передаче также не удалась: два районных и городской суды отказались рассмотреть иск. По-видимому, масштаб протестов заставил власти затормозить процесс передачи. В июне В. Путин заявил, что вопрос еще не решен окончательно. В конце года выяснилось, что официальная заявка от РПЦ, без которой невозможно начать передачу собора, так и не поступила в городскую администрацию. СМИ сообщили, что передача отложена на неопределенный срок, поскольку между епархией и музеем была достигнута устроившая обе стороны договоренность об увеличении количества богослужений в соборе и переносе праздничных служб из бокового нефа в центральный. Не исключено, впрочем, что отступление сторонников передачи было временным и вызвано желанием приглушить протестные настроения накануне президентских выборов, и теперь конфликт может возобновиться. Исаакиевский собор не был единственным музейным объектом, на который претендовала РПЦ. Претензии касались нескольких объектов Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Среди них – суздальские Преображеский собор Спасо-Евфимиева монастыря, Знаменская церковь и Приказная изба Покровского монастыря, Троицкая церковь и Золотые ворота во Владимире и Георгиевский собор в Гусе-Хрустальном, занятый Музеем хрусталя. Заявку на передачу зданий Спасо-Евфимиева монастыря директор музея Игорь Конышев расценил как «один из самых серьезных и непростых вызовов, который стоит перед музеем»[6]. Конфликты возникали вокруг передачи не только музейных объектов. В Москве крупный конфликт возник вокруг передачи здания Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии (ВНИИРО). Судебное решение о передаче было вынесено еще в 2016 году. В 2017-м Федеральное агентство по рыболовству, которому структурно подчиняется институт, и Росимущество пытались оспорить это решение, но дважды проиграли. В течение шести лет Росимущество должно подобрать новое здание для переезда ВНИИРО. В Ростове-на-Дону местные жители продолжали протестовать против передачи епархии здания государственного театра кукол. Городская администрация объявила о строительстве для театра нового здания, но жителей предложенные варианты не устроили. Один из них предполагает переезд в отдаленный район, тогда как сейчас театр расположен в центре города, между двумя парками. Другой – в парке «Дружба», для разрешения строительства в котором потребовалось бы перевести его территорию в другую категорию земель. Губернатор Ростовской области Василий Голубев пообещал, что «театр никуда не переедет до тех пор, пока ему не будет найдено подходящее здание. Подходящее – это то, которое устроит ростовчан, юных зрителей и творческий коллектив, который трудится для детей»[7]. По этой же причине жители Пензы протестовали против передачи РПЦ здания Дома культуры им. Дзержинского, в котором занимается около 400 детей. Власти пообещали перевести кружки в Дом офицеров, но жители не согласны, поскольку здание Дома офицеров находится в отдаленном районе и в настоящий момент к размещению кружков не готово. Протестующие полагают, что в городе достаточно храмов, а детских кружков шаговой доступности не хватает. Вокруг здания Дома детского творчества возник конфликт и в Орле. С инициативой передачи здания РПЦ выступило «Всенародное православное движение», среди учредителей которого значится популярный старец Илий (в миру Алексей Ноздрин), считающийся духовником патриарха Кирилла. На базе Дома творчества предлагалось создать духовный центр, при котором организовать детские кружки. Однако на публичных слушаниях эта идея не нашла поддержки у местных жителей, а без их согласия мэр города отказался санкционировать передачу. Местных жителей поддержали и власти Екатеринбурга. Против передачи Екатеринбургской епархии зданий, в которых расположены сразу три колледжа, выступили не только учащиеся, их родители и сотрудники учебных заведений, но и Министерство управления государственным имуществом, отметившее, что богослужения в этом здании никогда не велись. Епархия обратилась в суд, но Арбитражный суд Свердловской области отказался удовлетворить ее иск. Отметим, что в ряде регионов РПЦ заявляла свои претензии на объекты, передача которых чревата новыми конфликтами. Например, Тамбовская епархия заявила о желании получить несколько зданий, до 1917 года принадлежащих церкви. Три из них заняты школами, одно – Финансовым управлением Тамбовской области. Кроме того, епархия претендует на земельный участок, на котором расположены недостроенный ресторан и жилой дом, который епархия требует расселить.
Защита религиозных чувствЗащита сверхуПродолжилось уголовное преследование за оскорбление религиозных чувств. За год было вынесено не менее пяти приговоров по ч. 1 ст. 148 УК РФ («Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих»)[8]. Большинство этих приговоров мы считаем неправомерными. В мае екатеринбургский блогер Руслан Соколовский был признан виновным по трем статьям УК РФ, включая ч. 1 ст. 148. Среди инкриминируемых ему преступлений была публикация ролика, в котором он «ловит покемонов» в православном храме, благодаря чему дело получило широкий общественный резонанс. Другие обвинения касались опубликованных им видеороликов, содержащих довольно грубые отзывы о верующих вообще, о разных их группах в частности, да и о других социальных группах тоже. Соколовский был приговорен к условному лишению свободы на 3,5 года. Кроме него, по этой же статье была осуждена жительница Белгорода: в мае суд оштрафовал ее на 15 тысяч рублей за публикацию фотографий, на которых она прикуривает от свечи в православном храме. В июле за публикации в интернете неких фотографий, оскорбляющих чувства верующих, на 25 тысяч рублей был оштрафован житель Омутнинска Кировской области. В декабре жительница Барнаула Наталья Телегина была осуждена по этой же статье и ч. 1 ст. 282 УК РФ («Возбуждение национальной и религиозной ненависти и унижение достоинства») и приговорена к двум годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 1 год и 6 месяцев. Поводом для этого послужили опубликованные ей «ВКонтакте» картинки, в том числе с горящим храмом, на который замахивается молотом воин в рогатом шлеме. А сочинец Виктор Ночевнов, в августе оштрафованный по ч. 1 ст. 148 на 50 тысяч рублей за републикацию «ВКонтакте» нескольких карикатур на Христа, сумел добиться отмены этого приговора. В октябре дело было направлено на новое рассмотрение, а в январе 2018 года прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к ответственности. К ответственности за оскорбление чувств верующих привлекались и по административным статьям. Например, Новгородец Даниил Сукачев был оштрафован на 30 тысяч рублей по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ («Осквернение предметов религиозного почитания») за публикацию «ВКонтакте» видеоклипа польской блэк-метал-группы Batushka, против концертов в России которой защитники религиозных чувств протестовали годом ранее. В клипе на кадры православного богослужения были наложены языки пламени и дым. В течение года было возбуждено несколько новых дел об оскорблении религиозных чувств. Например, дело по ч. 1 ст. 148 УК РФ было возбуждено в отношении жителя Ангарска из-за опубликованного им ролика, в котором стену красят с помощью православной иконы. Психолого-психиатрическая экспертиза обнаружила у обвиняемого психическое расстройство, из-за которого он не мог осознавать характер публикации и контролировать свои действия. Тем не менее, дело было передано в суд. По этой же статье и ст. 282 УК РФ по заявлению двух жителей Петропавловска-Камчатского было возбуждено дело против художника Дениса Лопатина за карикатуру на депутата Госдумы Наталью Поклонскую, изображенную с фаллоимитатором в виде Николая II. Картина была написана специально для митинга в защиту фильма «Матильда», вызвавшего протесты верующих, а также выставлялась в арт-центре «Гараж». При этом на выставке она была помещена в отдельную комнату, а перед входом на выставку висело объявление, предупреждающее о возможности оскорбления чувств. А против жителя Брянска Николая Виткевича дело по ст. 148 УК РФ было возбуждено за публикацию статьи против проведения крестного хода и установки в городе поклонного креста. Зато в Красноярске мировой суд в связи с отсутствием состава правонарушения прекратил дело в отношении Ирины Кудиновой, обвинявшейся по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ («Умышленное осквернение предметов религиозного почитания») за публикацию «ВКонтакте» изображения пасхального кулича и яиц, в которых прокуратура усмотрела фаллический символ. В Ставрополе же в связи с истечением срока давности было прекращено дело блогера Виктора Краснова, обвинявшегося по ч. 1 ст. 148 УК РФ за грубые комментарии в той же соцсети о христианстве и фразу «Боха нет!» Кроме того, Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу новосибирского художника Артема Лоскутова, поданную в связи с привлечением к ответственности по ч. 2 ст. 5.26 КоАП РФ за размещение на улицах Новосибирска плакатов в поддержку группы Pussy Riot, стилизованных под икону. Защита снизуАктивность общественных защитников религиозных чувств по сравнению с предыдущим годом не выросла. Как и прежде, их внимание было приковано в первую очередь к событиям культурной жизни. Основным сюжетом здесь, несомненно, стали продолжившиеся с 2016 года протесты против фильма Алексея Учителя «Матильда». Еще до его премьеры в октябре несколько епархий, в частности, Екатеринбургская и Ханты-Мансийская, собирали подписи за запрет выхода фильма в прокат. А группа представителей православной общественности, в которойбыли и руководители известных православных фондов – президент фонда «Русский наследник» Ирина Волина, президент Русского культурно-просветительного фонда имени св. Василия Великого Василий Бойко-Великий, председатель правления фонда по постановке памятника патриарху Гермогену Галина Ананьина, директор Международного фонда Славянской письменности и культуры Александр Бочкарев и президент фонда «Русский витязь» Дмитрий Лысенков, потребовала возбудить в отношении А. Учителя уголовное дело по ч. 1 ст. 148 УК РФ. В нескольких регионах, в том числе в Тюмени и Екатеринбурге, прошли уличные акции. В некоторых из них участвовали представители национал-патриотических организаций. Например, в Иркутске участниками такой акции стали активисты «Национально-освободительного движения» (НОД), организации «Конвой имени святого Царя страстотерпца» и адвокат Алексей Суханов, ранее защищавший Владимира Квачкова и других радикалов. В Санкт-Петербурге в сентябре состоялся патриотический крестный ход с участием клуба «Имперский легион» и Санкт-Петербургского отделения НОД. Участники акции держали имперские флаги, растяжку с изображением царской семьи и лозунги против фильма: «Матильда – пощечина русскому народу», «Честь государя – честь народа». Эта акция вызвала резко негативную реакцию Санкт-Петербургской епархии, заявившей, что не давала благословения на участие НОД в крестном ходе, и не согласна с их формой протеста против «Матильды»: «Обсуждение фильма «Матильда» в таком контексте мы считаем провокацией и осуждаем данную акцию, как противоречащую нормам православной этики»[9]. В Москве же молебен против «Матильды» в храме Воскресения Христова в Кадашах организовало движение «Сорок сороков». Использовались и другие формы протеста. Например, жительница города Сатка Челябинской области обратилась с жалобой на «Матильду» в региональное управление Федеральной антимонопольной службы. По ее мнению, использовавшиеся в афишах фильма формулировки «Тайна дома Романовых», «Тайна последнего русского царя», «Основано на реальных событиях», «Главный исторический блокбастер года» не соответствуют действительности, а значит, нарушают закон о рекламе. В отличие от предыдущего года, противники фильма не ограничились мирными формами протеста и прибегли к силовым методам, причем более опасным, чем раньше. В начале года представители неизвестной ранее организации «Христианское государство — Святая Русь» (ХГ) разослали директорам российских кинотеатров около тысячи писем с предупреждением, что «за любой шаг против православия, святых, России, народа России и Президента, за любую провокацию к гражданской войне, за любое ваше положительное указание на фильм «Матильда», нашими Братьями будут предприняты радикальнейшие методы борьбы с беззаконием и безумием». Угрозы оказались не пустыми: в конце августа неизвестные бросили в здание, где расположена студия А. Учителя в Санкт-Петербурге, бутылки с зажигательной смесью. В сентябре возле офиса адвоката А.Учителя были подожжены два припаркованных автомобиля, а вокруг были разбросаны листовки«Гореть за Матильду!» По факту обоих инцидентов были возбуждены уголовные дела: в Санкт-Петербурге – по ч. 2 ст. 213 УК РФ («Хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору») и по ст. 167 УК РФ («Умышленные уничтожение или повреждение имущества»). По второму делу были задержаны три человека, в том числе Александр Калинин, лидер ХГ и его двоюродный брат. В отношении Калинина было возбуждено еще одно дело, по ч. 2 ст. 179 УК РФ («Принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения») – за принуждение кинотеатров к отказу от показа «Матильды». Быстро выяснилось, что ХГ было лишь очень небольшой группой, но у ее дела нашлись продолжатели. В Екатеринбурге православный активист Денис Мурашев в сентябре в знак протеста против показа фильма въехал на груженом бочками с бензином и газовыми баллонами автомобиле в здание кинотеатра «Космос» и кинул внутрь здания «коктейль Молотова». К человеческим жертвам это, к счастью, не привело. Суд признал Мурашева невменяемым, и в декабре он был направлен на принудительное лечение. Фильм, несмотря на протесты православных, все-таки вышел в прокат, хотя в ряде регионов кинотеатры, иногда при поддержке властей, отказались от показа. В частности, не показывать фильм в муниципальных кинотеатрах приняли решение власти Кемеровской и Тверской областей. Несколько кинотеатров отказались от показа и в Москве. Позицию отказавшихся сформулировала директор кинотеатра «Премьер» в Ейске Краснодарского края Надежда Долженко, также принявшая решение не показывать «Матильду»:«Я человек православный, я пообещала, что фильм показан не будет. <…> Да, Госдума одобрила, и министерство культуры тоже. Однако министерство внутренних дел прислало предписание обеспечить безопасность при проведении показа фильма. К чему нам такие проблемы?»[10]. Еще одним следствием протестной кампании против «Матильды» стала популяризация антисемитской версии о ритуальном характере убийства царской семьи, ранее бытовавшая преимущественно в консервативных православных кругах. В ходе кампании обсуждение этой версии сначала перекочевало с православных пикетов в респектабельные СМИ – без должных критических комментариев, а затем и на официальный уровень: в ноябре Следственный комитет РФ объявил о назначении психолого-исторической экспертизы для изучения версии о «ритуальном» убийстве. Кроме того, в течение года по требованию защитников чувств несколько раз отменялись или переносились культурные события. Например, в апреле после обращения руководителей четырех православных фондов к В. Путину и Д. Медведеву концерт французской средневековой музыки, приуроченный к организованной Музеями Кремля и французским Центром национальных памятников выставке западноевропейского искусства ХIII-XIV веков, был неожиданно для организаторов перенесен из Успенского собора в другое помещение. Авторы обращения сочли, что исполнение в православном соборе произведений, «созданных профессиональными поэтами и музыкантами — трубадурами», станет поруганием святынь, сопоставимым «по своему кощунству с "выступлением" Pussy Riot в храме Христа Спасителя. И Людовик Святой не одобрил бы это кощунство. При нем трубадуры пели не в соборах и храмах, а в замках и дворцах». Телеканал «2х2» в мае принял решение не показывать 19-й эпизод 28-го сезона мультсериала «Симпсоны», в котором главный герой ловит покемонов в разных местах, в том числе в церкви. Этому предшествовала публикация подборки мнений православных священнослужителей, усмотревших в сериале «пропаганду ложных моральных ценностей в подростковой среде» и призвавших повысить возрастной ценз сериала. Руководство сослалось на нежелание показывать «контент, который может скомпрометировать канал и вызвать неоднозначную реакцию в обществе». Показательно, что в обоих этих случаях недовольство исходило отнюдь не от первых лиц Церкви, а в случае с концертом – и вовсе от практически маргинальных деятелей. Тем не менее, руководители и Музеев Кремля, и крупного телеканала решили прислушаться к их пожеланиям. Об оскорблении религиозных чувств заявляли не только православные: как и годом ранее, защиты своих чувств потребовали буддисты. Точнее, от их имени выступили на этот раз представители власти. Заместитель постоянного представителя Республики Калмыкия при Президенте РФ Баатр Лиджиев в декабре потребовал от руководства телеканала «ТНТ» принести извинения за оскорбление чувств буддистов, допущенных, по его мнению, в одном из эпизодов сериала «Улица». В этом эпизоде два молодых человека рассматривают статуэтку Будды с прикрепленной к ней фигуркой обнаженной женщины. Один из героев купил этот сувенир в подарок жене, как «символ слияния пустоты и безмятежности». Другой же видит в ней «символ перепихона» и сходство с приятелем и его женой. Религиозный контекст в этой сцене явно отсутствует, но РИА «Калмыкия» сообщило о поступивших от верующих жалобах, а Б. Лиджиев предложил телеканалу изъять сцену из эпизода, пригрозив в противном случае обратиться в правоохранительные органы. На защиту чувств верующих встало и УФАС Челябинской области, в декабре оштрафовавшее микрофинансовую организацию «Уралсервис» на 100 тысяч рублей за выпуск календаря, где логотип организации соседствовал с православной иконой и текстом молитвы «Отче наш». УФАС пришло к выводу, что такое соседство противоречит закону о рекламе, «поскольку может являться оскорбительным для чувств верующих». При этом в ходе расследования УФАС обращалось за консультацией в епархиальное управление. Некоторые жалобы верующих все же остались без удовлетворения. Например, в Кирове местный юрист Ярослав Михайлов, уже отметившийся на ниве «религиозного» сутяжничества в предыдущие годы, в феврале обратился в районный Следственный комитет с просьбой привлечь к ответственности руководства завода «Вятич» за выпуск пива «Трифон» с изображением лидера группы «Ленинград» Сергея Шнурова. По его мнению, это должно быть оскорбительно для верующих, почитающих местного святого Трифона Вятского. А СК РФ по Татарстану отказался возбуждать уголовное дело об оскорблении религиозных чувств по факту фотосессии в недействующем православном храме с участием модели в прозрачном платье, не увидев здесь состава преступления.
Дискриминация по признаку отношения к религииОтмеченная нами в предыдущие годы тенденция усиления «антисектантской» борьбы получила продолжение и в 2017 году. По-прежнему чаще всего дискриминации подвергались представители протестантских организаций и новых религиозных движений. Преследование Свидетелей ИеговыГлавным событием прошедшего этого года стали репрессии в отношении Свидетелей Иеговы – крупнейшие с советского времени. 20 апреля Верховный Суд РФ по иску Министерства юстиции ликвидировал Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России и 395 местных организаций как экстремистские. Это решение поставило десятки тысяч верующих под угрозу уголовного преследования только за факт продолжения религиозной деятельности. В июле это решение было подтверждено апелляционной инстанцией. Сразу после принятия решения о запрете давление на Свидетелей Иеговы, дискриминационная кампания против которых длится уже около десяти лет, возросло. Руководители нескольких общин в разных регионах, в частности, в Башкирии и Владимирской области были оштрафованы по ч. 1 ст. 20.28 КоАП РФ («Организация деятельности религиозного объединения, в отношении которого принято решение о приостановлении его деятельности») за то, что верующие продолжали проводить собрания. В других случаях это же «прегрешение» каралось в соответствии с «антимиссионерскими» поправками закона Яровой – Озерова. Например, в Аше Челябинской области Свидетель Иеговы, в доме которого проводятся встречи верующих, был оштрафован на 25 тысяч рублей за то, что не уведомил власти о начале деятельности религиозной группы. Томская община Свидетелей Иеговы за то же самое была оштрафована на 100 тысяч рублей. Административные штрафы налагали на проповедников Свидетелей Иеговы также в Брянске, Анапе Краснодарского края, Еманжелинске Челябинской области и в других регионах. Верующие, как и раньше, подвергались преследованию со стороны силовых структур. В разных регионах, например, в Дмитрове Московской области, селе Северная Ферма Вологодской области, Дивееве Нижегородской области, Нефтекумске Ставропольского края, Ямало-Ненецком АО, полицейские задерживали Свидетелей Иеговы. Житель Сочи был задержан во время прогулки по жалобе прохожего на то, что по аллее гуляют Свидетели Иеговы, «которые запрещены». За отказ сесть в полицейскую машину верующий был арестован на десять суток по ст. 19.3 КоАП РФ («Неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции»). Отмечены и случаи вторжения полицейских в жилища верующих. Так, в Кушве Свердловской области полицейские без разрешения хозяйки произвели в квартире обыск, оскорбляя при этом хозяйку и ее гостью, пренебрежительно высказывались об их вере. В Белгороде верующие супруги заявили о незаконном проникновении полицейских в их квартиру и установке устройств для аудио- и видеофиксации. В Новосибирске к одному из Свидетелей Иеговы полицейские пришли на работу и, по его словам, подкинули религиозные брошюры в рабочий кабинет. В Набережных Челнах полицейские вместе с сотрудниками ФСБ прибыли на арендованную Свидетелями Иеговы базу отдыха, чтобы проверить у собравшихся документы и переписать их данные. Многим призывникам – Свидетелям Иеговы было отказано в праве на прохождение альтернативной гражданской службы. Так произошло, в частности, в Серове Свердловской области и в Чувашии, где отказ был прямо мотивирован ссылкой на решение о запрете централизованной организации Свидетелей Иеговы. В Бахчисарае от призывника и вовсе потребовали отречься от веры. Отношение военкоматов к призывникам – Свидетелям Иеговы сформулировал военный комиссар Хабаровского края Николай Глинин. В декабре, рассказывая журналистам о ходе осеннего призыва, он заявил: «Нет секты – нет проблем! Если призывник заявит о своём желании проходить альтернативную службу, сославшись на свою принадлежность к этой запрещённой в России организации, мы такую просьбу даже рассматривать не будем»[11]. Известны случаи и негосударственной дискриминации Свидетелей Иеговы. В нескольких регионах, в том числе в Елабуге Республики Татарстан, Смоленске и Смоленской области, поселке Ильинский Пермского края, подмосковных Озерах, работодатели вынуждали Свидетелей Иеговы уволиться с работы или грозили увольнением, ссылаясь на их вероисповедание. Известны также случаи давления на детей Свидетелей Иеговы. В Уфе и Ростовской области школьников заставляли давать объяснения относительно их веры. В Кировской области двух сестер-шестиклассниц выгнали с урока за отказ по религиозным соображениям исполнять песню о войне. Девочкам учительница заявила перед всем классом, что они «теперь запрещены и уже надоели со своей религией». Директор школы в подмосковном Томилине пригрозила сообщить в полицию и перевести восьмилетнюю ученицу на другую форму обучения за то, что она напевала песни Свидетелей Иеговы и рассказывала однокласснице о Боге. Ограничение миссионерской деятельностиПродолжилось преследование верующих за «незаконную» миссионерскую деятельность в соответствии с новациями, введенными в рамках «пакета Яровой – Озерова». Как и годом ранее, деятельность протестантских объединений чаще всего, расценивалась как незаконная. Обычно за «незаконное» миссионерство верующих и религиозные организации штрафовали по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ («Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»). Так было, например, в Абинском районе Краснодарского края, где суд оштрафовал руководителя религиозной группы баптистов на пять тысяч рублей за неподачу в Минюст уведомления о начале деятельности группы. В Орловской области по той же статье трое баптистов были оштрафованы на пять тысяч рублей каждый за распространение религиозной литературы и приглашение людей на религиозные встречи, также без уведомления Минюста. В Иванове местный житель был оштрафован по той же статье все за то же неуведомление Минюста, несмотря на то, что сам он не является членом какого-либо религиозного объединения, и постоянно действующей религиозной группы в данном случае не существовало. В Сыктывкаре церковь христиан веры евангельской (пятидесятников) «Божья слава» была оштрафована на 30 тысяч рублей по ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ («Осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой»). При этом ни в постановлении суда, ни на судебном заседании не упоминались названия книг, на которых не было должной маркировки. За отсутствие маркировки на библиотечной религиозной литературе был оштрафован и Сыктывкарский региональный общественный фонд «Обитель». В Уфе за «незаконное миссионерство» были привлечены к ответственности два студента из Ганы. Салифу Исса был признан виновным по ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ («Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства, совершенное иностранным гражданином»). За создание религиозной группы без уведомления властей суд оштрафовал его на 30 тысяч рублей и постановил выдворить из России. Однако Верховный суд Башкирии, не отменив полностью решение суда первой инстанции, разрешил не выдворять студента, чтобы дать ему возможность окончить вуз. Другой студент, Оусу Гидеон, за участие в воскресном богослужении пятидесятников был оштрафован по ч. 2 ст. 18.8 КоАП РФ («Нарушение иностранным гражданином правил въезда в РФ либо режима пребывания в РФ, выразившееся в несоответствии заявленной цели въезда фактически осуществляемой в период пребывания в РФ деятельности») и все-таки выдворен из страны. Руководитель группы баптистов в селе Чара Каларского района Забайкальского края за проведение собраний без уведомления Минюста был оштрафован по ст. 19.7 КоАП РФ («Непредоставление сведений»). Следует отметить, что в 2017 году к ответственности за незаконное миссионерство стали привлекать и в случаях проповеди (или того, что таковой сочли прокуратура и суд) в интернете. Именно за такую проповедь одного из прихожан пастор Кировской Библейской церкви был оштрафован по ч. 5 ст. 5.26 КоАП РФ. За проповедь в интернете, но уже по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ был оштрафован и житель Мурманска, опубликовавший «ВКонтакте» материалы украинского духовного центра «Возрождение». А тамбовского журналиста Сергея Степанова суд оштрафовал по той же статье за публикацию «ВКонтакте» приглашения прийти на пасхальное богослужение в тамбовскую баптистскую церковь «Источник жизни». К ответственности за незаконное миссионерство нередко привлекали и представителей новых религиозных движений. Одним из лидеров по борьбе с НРД с помощью обвинений в незаконном миссионерстве стала Челябинская область. В Миассе по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ были оштрафованы две проповедницы «Союза мирового братства», распространявшие «Книгу Знаний», не имея разрешительных документов.А проповедник этой же организации в том же Миассе был оштрафован по ч. 3 и ч. 4 этой же статьи. Дела против него были возбуждены после жалобы Челябинской епархии РПЦ, сообщившей в правоохранительные органы, что на территории области действует «турецкая секта», пропагандирующая суицид. В самом Челябинске по этой же статье была оштрафована руководительница группы последователей вероучении «Вознесенные Владыки – Хранители фиолетового пламени», поскольку проводили собрания без уведомления властей, и не имея полномочий на ведение миссионерской деятельности. Любопытно, что в Челябинской области был обвинен в незаконном миссионерстве руководитель организации «Орда», включенной в Федеральный список экстремистских организаций и запрещенной в нескольких регионах. На него было заведено дело все по той же ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ. Разумеется, последователей НРД наказывали за незаконное миссионерство и в других регионах. Например, в Ялте по той же статье за распространение литературы была оштрафована последовательница «Фалуньгун». В Симферополе за незаконное миссионерство был оштрафован кришнаит, хотя шествие, проведение которого вменялось ему в вину, было предварительно согласовано с городской администрацией. Поэтому прокуратура внесла администрации Симферополя представление о нарушении законодательства с требованием привлечь виновного к ответственности – то есть согласовавшего мероприятие кришнаитов сотрудника. А в Сочи за незаконное миссионерство был оштрафован преподаватель «Международной академии каббалы». Известен случай, когда к ответственности за незаконное миссионерство был привлечен представитель языческой организации: в Набережных Челнах глава неоязыческого объединения «Родосвет» Наталья Кузнецова была оштрафована за проповеди на капищах, организованных в лесопарковой зоне. Отметим также, что Конституционный Суд РФ отклонил жалобу владивостокской «Армии спасения», оспаривавшей требование маркировать материалы, которые религиозная организация потенциально может распространять в рамках миссионерской деятельности. Конституционный суд не усмотрел в п. 3 ст. 17 закона «О свободе совести и религиозных объединениях» и ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ противоречия ст.. 28 и ст. 55 Конституции РФ, на чем настаивала религиозная организация. Ликвидация организаций и отказы в регистрацииВ 2017 году нам известен только один случай ликвидации религиозной организации не в рамках антиэкстремистского законодательства. В октябре Набережночелнинский городской суд по иску городской прокуратуры ликвидировал Централизованную религиозную организацию «Союз Церквей христиан веры евангельской Республики Татарстан». Иск о ликвидации был подан по итогам проверки, в ходе которой сотрудники прокуратуры и регионального Минюста прибыли к зданию церкви в день, когда не было богослужения, и обнаружили замок на дверях. На этом основании был сделан вывод, что организация не осуществляет свою деятельность. То, что организация регулярно сдавала отчеты в соответствии с установленными требованиями, на ее банковских счетах происходило движение денежных средств, было проигнорировано. Рассмотрение иска происходило без уведомления ответчика и в отсутствие его представителей. Когда сотрудники организации узнали о судебном решении, срок апелляции уже прошел, и решение вступило в силу. У прихода св. Марии Гатчинской в Ленинградской области, находящегося в юрисдикции РПАЦ, возникли проблемы с регистрацией. Региональное управление Министерства юстиции в течение года несколько раз отказывало общине в регистрации, ссылаясь на неправильно оформленные документы. При этом, по словам настоятеля прихода протоиерея Алексия Лебедева, документы были оформлены в соответствии с рекомендациями начальника соответствующего отдела управления. Другие формы дискриминацииВ октябре прокуратура Благовещенска провела опрос учеников Колледжа культуры и искусств на предмет того, посещают ли их учителя Церковь «Новое поколение», склоняли ли к посещению этой церкви учеников, собирали ли деньги на церковные нужды. При этом посещающих церковь учителей следовало назвать поименно. В Арзамасе Нижегородской области сотрудники правоохранительных органов сорвали праздничное богослужение по случаю Троицы в евангельской церкви. Игнорируя объявление о запрете съемки и просьбу пастора покинуть помещение, они прямо во время службы стали вести видеосъемку, затем опрашивали прихожан, напугав детей. Нескольким пожилым верующим потребовалась медицинская помощь. В качестве причины визита прибывшие назвали поступившую жалобу на отсутствие вывески на заборе вокруг здания. Как и раньше, чиновники нередко прибегали к «антисектантской» риторике. В разных регионах, как и в предыдущие годы, время от времени проводились «антисектантские» конференции, как правило, при поддержке местных властей. В сентябре одна из таких «научно-практических» конференций «Деструктивные и псевдорелигиозные организации, секты и культы: вызовы и пути решения» состоялась в здании правительства Ямало-Ненецкого АО в Салехарде. Среди ее организаторов были правительство округа, Салехардская епархия РПЦ, Региональное духовное управление мусульман. Губернатор ЯНАО Дмитрий Кобылкин, приветствуя участников конференции, выразил обеспокоенность «неконтролируемой деятельностью различных псевдоорганизаций», а в качестве наиболее эффективного метода борьбы с ними предложил воспитание «чувства здорового патриотизма» и «укрепления духовного иммунитета граждан при участии традиционных религиозных институтов». А участники круглого стола по вопросам религиозной безопасности в Нижневартовске, на котором присутствовали чиновники, сотрудники правоохранительных органов, представителей религиозных и общественных организаций, рекомендовали жителям региона сообщать в правоохранительные органы о деятельности «псевдорелигиозных» организаций. Администрация Забайкальского края в марте разослала главам районов и городских округов края письмо с призывом обратить внимание на активизацию деятельности пятидесятников, баптистов и Свидетелей Иеговы и призвала не сотрудничать с представителями этих религиозных организаций. Дискриминации подвергались и представители «традиционных» религиозных организаций. Например, Центральный районный суд Сочи аннулировал разрешение на временное проживание в России главного раввина города Арьи Эделькопфа. Апелляционная инстанция поддержала это решение. В качестве причины было указано, что раввин «своими действия создает угрозу безопасности РФ», однако в чем заключалась эта угроза, ни управление по вопросам миграции ГУ МВД РФ по Краснодарскому краю, ни суд не пояснили. Раввин и его семья, прожившие в России 16 лет, вынуждены были покинуть страну. В Новосибирске районный суд аннулировал вид на жительство католического священника Джанеза Андрея Севера, гражданина США, проживавшего в России с начала 90-х годов прошлого века и имевшего вид на жительство до 2019 года. УФМС аннулировало этот вид на жительство, сославшись на предоставление ложных сведений при заявлении на его продление. Как ложный оно расценило факт обучения в нескольких университетах США, на разных формах обучения, а также неупоминание второго гражданства – Словении, откуда родом родители Джанеза Андрея Севера. Случаев дискриминации мусульман за пределами злоупотреблений при применении антиэкстремистского законодательства, по-видимому, стало меньше, хотя случаи полицейского вмешательства все же были. Например, в Наро-Фоминске Московской области в апреле полицейские оцепили территорию мечети и провели проверку документов. По словам верующих, «людей грузили в автобусы без объяснения причин; в числе задержанных есть прихожане с детьми». Положительные решенияДовольно часто верующим, в том числе обвиненным в «незаконном» миссионерстве, удавалось успешно противостоять дискриминации в судебном порядке. Так, например, Смольнинский районный суд Санкт-Петербурга прекратил производство по делу Дмитрия Угая, обвиненного в незаконном миссионерстве за лекцию о йоге, прочитанную на городском фестивале «Ведалайф» в 2016 году. Представитель МВД, по чьей инициативе дело было возбуждено, пытался обжаловать постановление о его прекращении, но суд отказался удовлетворить его жалобу. В Екатеринбурге за отсутствием состава правонарушения было прекращено дело против другого кришнаита, Алексея Помазова, обвинявшегося в незаконном миссионерстве из-за проведенного в декабре 2016 года с уведомлением властей новогоднего шествия, на котором он был одет в костюм Деда Мороза, а его помощницы – в костюмы Снегурочек. В ходе этого шествия раздавалась религиозная литература. И хотя она не была, по мнению прокуратуры, маркирована должным образом, разрешение на ведение миссионерской деятельности у лидера общины было. Тверскому кришнаиту Андрею Пучкову удалось обжаловать два постановления мирового суда, оштрафовавшего его за незаконное миссионерство по ч. 4 ст. 5.26 КоАП РФ. В Нижнем Тагиле дело по этой же статье в отношении шестерых протестантов также было закрыто. В Нижнекамске было прекращено аналогичное дело в отношении таксиста, раздававшего клиентам евангелизационные брошюры пятидесятников на татарском и русском языках «Гайса Христос наш спаситель». Суд принял сторону верующего и его адвоката, настоявших, что таксист таким образом не вел миссионерскую деятельность, а распространял личные религиозные убеждения. Пастору-пятидесятнику из Ульяновска В. Шмидту удалось обжаловать решение о штрафе в 30 тысяч рублей по ч. 3 ст. 5.26 КоАП РФ за отсутствие маркировки на распространяемой литературе. Верховный Суд РФ отменил штрафы и постановил вернуть изъятую литературу. Были прекращены и дела о нарушении миграционного законодательства: в Самаре – в отношении местной религиозной организации Церкви Иисуса Христа Святых последних дней (мормонов), а в Москве – против раввина хасидской синагоги «Среди своих» Йосефа Херсонского. Кроме того, Ромодановский районный суд Республики Мордовия признал незаконным нашумевший приказ директора школы села Белозерье, запрещающий учителям носить во время занятий мусульманские платки. Вынесенные учителям выговоры за ношение платков были также отменены. А Европейский суд по правам человека коммуницировал жалобу лидера сочинской группы евангельских христиан «Сообщество христиан» Алексея Колясникова, оспаривающего штраф за чтение Библии в кафе, наложенный на него в 2014 году.
Недостаточность защиты от диффамации и нападенийВ 2017 году нам известно всего лишь три нападения на почве религиозной ненависти (в 2016 – 21). Однако утверждать, что уровень религиозного насилия упал настолько резко, было бы неверно. Столь резкое сокращение количества инцидентов на этой почве объясняется отсутствием, в связи с запретом централизованной и местной организаций Свидетелей Иеговы, информации о нападениях на их последователей, а именно они были основной мишенью нападавших в предыдущие годы. И все равно два из трех известных нам инцидентов касались именно Свидетелей Иеговы. Жительница подмосковного села Никоновское напала на 56-летнюю проповедницу, ударила ее стеклянной банкой по голове и разбросала содержимое сумки, выкрикивая при этом угрозы. Пострадавшая была доставлена в больницу с черепно-мозговой травмой. Другую проповедницу житель одного из домов в Москве толкнул так, что она упала на лестничный пролет, разбив планшет. Учитывая, что большинство известных нам актов религиозно мотивированного вандализма также относится к Свидетелям Иеговы, и высокий градус «антисектантских» настроений в обществе, можно предположить, что подобных нападений в действительности было существенно больше. Еще одно нападение было совершено на мусульманку (за 2016 год мы не знаем ни одного). В Саранске четверо молодых людей в маршрутке напали на пассажирку в платке, стали оскорблять ее, а один из нападавших попытался ударить ее бутылкой. За девушку заступился один из пассажиров, который в результате и пострадал в драке. Число известных нам актов вандализма на религиозной почве осталось примерно на уровне годичной давности – не менее 29 случаев против 30 в 2017. Наибольшее количество случаев, не менее 14 (в 2016 – 9), из них 3 поджога, относится к Свидетелям Иеговы. Причем первый из этих актов вандализма произошел уже через несколько часов после вынесения решения о запрете централизованной организации: в Санкт-Петербурге здание Свидетелей Иеговы заблокировали автомобилями и забросали камнями. Нападения на собственность Свидетелей зафиксированы также в Республике Коми, Удмуртии, Красноярском крае, Воронежской, Иркутской, Московской, Ростовской, Тульской областях и в других регионах. На втором месте стоят православные объекты – не менее 11 случаев (в 2016 – 10), из них два поджога. В 4 случаях были повреждены поклонные кресты, в одном – часовня, в одном – храмовая ограда, в остальных – храмы. Отметим, что один из этих случаев можно расценить как реакцию на судебный процесс по делу блогера Соколовского: на екатеринбургском Храме на крови вандалы оставили надпись«За пикачу!» Как минимум, дважды нападению вандалов подвергались протестантские объекты (в 2016 – ни разу). Оба этих случая представляются нам довольно опасными, хотя никто, к счастью, не пострадал: к лютеранской церкви в Воронеже подкинули муляж взрывного устройства, а здание церкви пятидесятников «Источник силы» вандал забросал камнями. Кроме того, нам известно по одному акту вандализма по отношению к еврейским (в 2016 – 5) и языческим (в 2016 – ни одного) объектам: в здание Федерации еврейских общин России в Москве бросили несколько бутылок с зажигательной смесью, но все ограничилось лишь легкими повреждениями фасада, а в Санкт-Петербурге было разрушено Янинское капище. Федеральные и региональные СМИ по-прежнему периодически публиковали диффамационные материалы о религиозных организациях. Как и годом ранее, такие публикации чаще всего касались НРД и протестантских организаций. Волну «антисектантских» материалов спровоцировал запрет Свидетелей Иеговы. К сожалению, подобные материалы по-прежнему выходили и на федеральных телеканалах. Например, в сентябре сразу несколько региональных выпусков «Вестей» продемонстрировали «антисектантские» сюжеты. В частности, «Вести – Ямал» анонсировали упомянутую выше «научно-практическую» конференцию в Салехарде и отразили позицию ее участников, рассматривавших «псевдорелигиозные организации, секты и культы» как угрозу. Телеканал «Ставрополье» в качестве «секты», «раскинувшей свои сети по всему Северному Кавказу», представил Истинно-православную церковь (ИПЦ). В титрах прихожане были обозначены как «члены секты», применительно к миссионерской деятельности ИПЦ было упомянуто слово «вербовка», допускались другие оскорбительные высказывания о церкви. В качестве эксперта был привлечен священник РПЦ, заявивший, что общение с ИПЦ может привести к серьезным психологическим проблемам и потребует реабилитации. Телеканал «Звезда» в октябре в программе «Теория заговора» продемонстрировал фильм с говорящим названием «Шпионаж под видом религии». Его авторы на примере саентологов и Свидетелей Иеговы доказывали, что «многие представители религиозных меньшинств, а по сути, сект, плотно связаны со спецслужбами США». В негативном контексте упомянуты в фильме и мормоны. Как и в других подобных фильмах, в качестве негативного примера вмешательства «сект» приводится Украина, только по версии авторов этого фильма, активное участие в «событиях на Майдане» принимали Свидетели Иеговы. Среди приглашенных экспертов были «сектовед» Александр Дворкин и заведующая кафедрой религиоведения Казанского федерального университета Лариса Астахова. Последняя, по словам создателей фильма,«имела смелость провести честную и объективную экспертизу бурной деятельности саентологов», а те «в отместку» организовали за ней слежку. Экспертное мнение Астаховой, подкрепленное другим религиоведом, Сергеем Ильинским, заместителем начальника отдела по развитию институтов гражданского общества администрации Главы и Правительства Удмуртии, привело издание SM News, в ноябре опубликовавшее диффамационную статью «Без Свидетелей. Что происходит с организацией «Свидетели Иеговы» в Удмуртии». Этот материал, более сдержанный и наукообразный по сравнению с упомянутыми выше, тем не менее, однозначно формирует у читателя негативный образ Свидетелей Иеговы. Возмущение Свидетелей Иеговы вызвала и октябрьская статья «Общей газеты» «С небес на землю», по мнению верующих, способная «возбудить вражду по признаку отношения к религии и привести к потоку нарушений прав ни в чем неповинных людей». В статье использовались оскорбительные и уничижительные формулировки по отношению к верующим, как то: «крышевание секты», «обделывать через Иегову темные делишки», «засорять мозги», «взять Свидетелей за жабры». Кроме того, статья изобиловала не соответствующими действительности утверждениями об этой организации. Региональные газеты также публиковали «антисектантские» материалы. В апреле салехардская газета «Полярный круг» опубликовала статью «Бог, сектанты и разведка», посвященную деятельности некоторых религиозных организаций в Ямало-Ненецком АО. Автор выдвинул целый ряд обвинений в адрес этих организаций, описывая, как «баптисты, иеговисты, христиане веры евангельской, истинные христиане, неопятидесятники и прочие вербуют сторонников», а также «доводят народы крайнего Севера до вырождения». Показательно, что «антисектантским» материалом отметилось и ранее не замеченное в этом интернет-издание «Сноб». В ноябре оно опубликовало подборку свидетельств бывших участников религиозных организаций, которые автором материала названы «сектами». Приведенные свидетельства призваны доказать, что пребывание в подобных организациях опасно для здоровья, психики, финансов и семейных отношений. Публикация не сопровождалась редакционным комментарием, из чего можно сделать вывод, что издание разделяет позицию автора материала. В некоторых случаях «герои» подобных материалов пробовали защитить себя и изредка добивались хотя бы общественного порицания авторов диффамационных публикаций. Например, в июне Общественная коллегия по жалобам на прессу вынесла решение по жалобе экологического центра «Белонна» на репортаж «Пятого канала» о мормонах, содержавший не соответствующие действительности негативные утверждения о мормонах. Коллегия признала сюжет пропагандой и нарушением прав человека в сфере массовой информации. Отметим, что, несмотря на обилие «антисектантских» материалов, несомненно, влияющих на общественные настроения, низовой общественной активности, направленной на борьбу с «нетрадиционными» религиозными объединениями, почти не наблюдалось.
[1] При работе над докладом использовались средства, предоставленные в рамках проекта EIDHR/2014/348-053 «Противодействие всем формам дискриминации по признаку религии и убеждений в Российской Федерации», финансируемого Европейским Союзом, представленным Европейской Комиссией, а также Норвежским Хельсинкским комитетом. 30 декабря 2016 г. РОО Центр «Сова» был принудительно внесен Минюстом в реестр «некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента». Мы не согласны с этим решением и обжалуем его. [2] Сибирёва Ольга. Проблемы реализации свободы совести в России в 2016 году // Центр «Сова». 2017. 30 марта (http://www.sova-center.ru/religion/publications/2017/03/d36694/). [3] Кравченко Мария. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в России в 2017 году // Центр «Сова». 2018. 06 марта (http://www.sova-center.ru/misuse/publications/2018/03/d38945/). [4] Открытие мечети в пригороде Майкопа запланировано на начало 2018 года // Кавказский узел. 2017. 24 ноября (http://www.kavkaz-uzel.eu/articles/312935/). [5] Православные пермяки обратились к ведущему российскому сектоведу Александру Дворкину по поводу секты «ХАБАД Любавич» // Перископ. 2017. 16 октября (http://periscop.prpc.ru/news/2688-171016). [6] РПЦ предъявила претензии на новые объекты во Владимиро-Суздальском музее // РБК. 2017. 17 мая (http://www.rbc.ru/society/18/05/2017/591dd6839a79479badb40f1d). [7] Ростовский театр кукол, на здание которого претендует РПЦ, пока не переезжает // ТАСС. 2017. 22 марта (http://tass.ru/obschestvo/4117092). [8] Более подробно об этих приговорах см.: Кравченко М. Неправомерное применение антиэкстремистского законодательства в 2017 году… [9] Официальное заявление по поводу несогласованных акций во время крестного хода 12 сентября // Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии. 2017. 14 сентября (http://ethnorelig.ru/2017/09/14/nesoglasovannie_aktsii/). [10] "Матильду" не увидят в кубанском Ейске // Интерфакс-религия. 23 октября (http://www.interfax-religion.ru/?act=news&div=68454). [11] Призывники в Хабаровском крае теперь выстраиваются в очередь // Хабаровский край сегодня. 2017. 27 декабря (https://todaykhv.ru/news/society/10194/).
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |