Религия: достижения и неудачи 2017 года

Религия: достижения и неудачи 2017 года
29 Декабря 2017
2017 год стал одним из самых ярких с точки зрения государственно-церковных юбилеев, а также острых общественных дискуссий, затрагивающих роль христианства в России и религии в публичном пространстве. По содержанию споров о вере в светском обществе Россия приблизилась к европейским странам, а по законодательному давлению на религию к центральноазиатским странам.

Достижения-2017

1.Посещение президентом В.В. Путиным Архиерейского собора РПЦ в ноябре. Сам по себе собор был уникальным по своей представительности (почти всеправославный). Впервые глава государства приветствовал архиереев не в Кремле, а посетил сам собор, как византийский император. Но в отличие от императора не вмешивался в его работу, обозначив «светскую симфонию», сложившуюся в России. В историю этот визит войдет как вершина «светской симфонии» (возможно, более недостижимая).

2.Начало официального диалога РПЦ и Киевского патриархата вследствие неоднозначного «покаянного» письма патриарха Филарета Архиерейскому собору РПЦ. Самое главное в том, что митр. Иларион (Алфеев), возглавивший межцерковную комиссию, умеет ждать и будет использовать все средства для того, чтобы большая часть последователей Филарета оказалась в рамках Украинской церкви во главе с патриархом Кириллом. Филарет, конечно, попробует отколоть тех, кто хочет быть независимыми от Кирилла. Однако путь к «единой православной церкви Украины» уже начат. Вопрос: для кого это будет достижением? 
 
3.Появление общероссийской общественной организации, которая связана с РПЦ и состоит из православных – это «Сорок сороков». Сама по себе глупая история вокруг «Матильды» затмила момент рождения вполне реального движения, но его не стоит недооценивать, а тем более приписывать ему больше радикализма, чем есть на самом деле.

4.Наконец достигнуто решение о передаче Католической церкви России комплекса зданий в Милютинском переулке – храма свв. Петра и Павла. Это дело тянулось очень долго. На фоне постоянной передачи десятков зданий Московской патриархии и Гаванской встречи папы Франциска и патриарха Кирилла в 2016 году затягивание этого процесса было неприличным. Теперь осталось физически передать эти здания католикам, а также поднять аналогичные вопросы в Смоленске, Калининграде, Благовещенске и других регионах.

5.Обмен пленными и заключенными между Донбассом и Киевом при посредничестве патриарха Кирилла. Это тяжелая политическая и гуманитарная миссия РПЦ, которая реально приносит свои плоды. 

Неудачи-2017

1.Заявления епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова) о том, что комиссия по царским останкам рассматривает версию о «ритуальном убийстве». Учитывая, какой подтекст в эту версию вкладывается массовым сознанием, и какая реакция последовала от еврейских организаций, стоит признать это высказывание самым провальным, как и попытки его дезавуировать и объяснить. В год 100-летия убийства царской семьи эта тема еще проявит себя.

2.Год 2017-й в 100-летний юбилей Русской Революции все же был отмечен началом антирелигиозной кампании, как и столетие назад. Вошли во вкус органы полиции и прокуратуры, которые стали самыми разнообразными способами применять «Закон Яровой», штрафуя за проповедь и вообще за любые религиозные акции в публичном пространстве. Да и в самих молельных домах штрафуют за литературу без маркировки на суммы до 50 тысяч рублей. Летом Верховным судом РФ была запрещена в качестве экстремистской вполне мирная организация Свидетелей Иеговы в России. Произошло это по надуманным поводами и экспертизам. Начата конфискация их молельных зданий в России. Как и столетие назад, антирелигиозная кампания мало волнует общество. 

3.Празднование 500-летнего юбилея Реформации не стало большим эпохальным событием, которые бы изменило бы представление о роли протестантских церквей в России. Лютеране, баптисты, пятидесятники, адвентисты, евангелисты вполне достойны занять место второй самой влиятельной христианской конфессии, каковой они и являются. Стоит отметить, что органы власти, Администрация президента РФ в данном случае сделали все, чтобы протестанты ощутили свое уникальное положение (в Доме Пашкова 31 октября протестантов приветствовал замглавы администрации Сергей Кириенко, было послание от президента, выдавались гранты и т.д.). Но на уровне регионов лидерам протестантов не хватило ни сил, ни смелости для развития успеха, хотя, возможны, пасторы совсем по-иному понимают успех.

4.Петиции за запрет абортов, которую подписывал и сам патриарх Кирилл, пока не приводят ни к каким конкретным действиям со стороны правительства или парламента. Несмотря ни на что депутаты предпочитают обсуждать опасность «сект», но на конкретные инициативы РПЦ в нравственной сфере почти не обращают внимания.
5.Урон образу церковных структур в глазах российского общества из-за отсутствия какой-либо реакции на «разоблачения» дьякона Андрея Кураева в социальных сетях об аморальных поступках, бессердечии и бюрократической жестокости части духовенства (пусть хоть молодые епископы учатся отвечать в регионах на критику, но этому, видим, не учат). С другой стороны, мы не знаем всего – вдруг патриарх Кирилл всё читает и просто думает, что делать – его же никто не торопит.

Роман Лункин,
руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН.

Фото: patriarchia.ru



нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru