Успехи московского православия. Патриарх Кирилл и система «выгорания» духовенства22 Декабря 2017
Патриарх Кирилл непосредственно как епископ руководит только двумя епархиями – Москвой и Калининградом, который дорог сердцу главы РПЦ, поскольку долгие годы Кирилл был митрополитом Калининградским и Смоленским. Столице патриарх всегда уделял особое внимание – с 2009 года Кирилл критиковал духовенство за его недостатки, говорил о том, что не удалось построить христианскую приходскую жизнь в рамках общины, сто есть трудности в социальном служении, не выполнены указы патриарха о назначении соцработников, миссионеров и катехизаторов и т.д.
В 2017 году доклад патриарха Кирилла на Епархиальном собрании г. Москвы (21 декабря 2017 года) отражает картину хорошо отлаженного административного механизма, в котором практически единственным недостатком является угроза «выгорания» священников, которые и служат, и заняты на общественной работе круглые сутки. В отличие от прошлых лет в докладе главы РПЦ и в итоговом постановлении Епархиального собрания г. Москвы отмечаются лишь успехи в проведении самых разных мероприятий. Кроме того, патриарх уделил немного внимания традиционным темам этого сезона - революции и христиан на Ближнем Востоке. В остальном столица предстала в качестве образцовой церковной корпорации. Священник с его слабостями и психологическими проблемами в рамках этой жесткой административной структуры (а такие структуры Кирилл выстраивал и ранее – в Смоленске, Калининграде и ОВЦС) должен подчинять свои чувства миссии и отчетам. В своем докладе патриарх Кирилл затрагивает проблему «выгорания» духовенства (возможно, священники устают от бюрократизации и от того, что вертятся «как белка в колесе»), но фактически находится на стадии ее отрицания: «Впрочем, бывает и так, что появление упомянутых симптомов в жизни священника является признаком ошибочного восприятия им своего служения. Не оттого ли порой наступает пресловутое «выгорание», что священник пребывает в самонадеянности, в ложной и близорукой очарованности своими дарованиями, полагаясь на свои силы или, что еще печальнее приписывая внимание прихожан исключительно собственным заслугам, а не сану? Не бывает ли «выгорание» следствием забвения священником сути своего сакрального служения, когда ревность о предстоянии Божию престолу, то есть о том, что не может «выжечь», постепенно сменяется стремлением к власти, административной или общественной деятельности, к популярности, к цитированию в СМИ, к стяжанию материальных благ? На эти вопросы каждый служитель алтаря Господня должен ответить в глубине своей совести сам». За фасадом этой церковной машины стоит жестко отлаженное патриархом финансирование. Отвечая на вопросы после своего доклада, глава РПЦ отметил: «Синодальные учреждения, наши церковные "министерства", доказали на деле свою эффективность. Там работают специалисты очень высокого уровня, в том числе с несколькими высшими образованиями, со знанием иностранных языков, но мы не можем платить им зарплату, которую бы они получали на светской работе… в плане строительства новых храмов в Москве у нас непростая ситуация. Часть финансирования этой программы идет из той части центрального церковного бюджета, который формируется за счет отчислений приходов и ставропигиальных монастырей, что создает дополнительную нагрузку». Это одно из редких высказываний руководителей Московской патриархии о том, как и куда ведут финансовые потоки, хотя конкретные суммы иерархи никогда не озвучивают. Даже больше доклада патриарха по своему объему – приложения с отчетностью, что также символично. Из приведенных можно понять, что и как происходит и развивается или не развивается внутри Церкви в столичной епархии. Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы – 1154, однако в реальности в городе около 400 приходов, где регулярно собирается община во главе с настоятелем. Об этом говорит такая цифра: в столице 507 храмов где один раз в неделю совершаются богослужения. Из отчета можно понять, сколько приходов в реальности ведут активную общественную работу: 405 приходов предоставили работу по волонтерству и работе с молодежью. Есть также цифры, которые сложно проверить: более 21 тысячи учащихся воскресных школ. При этом, в 2017 году было всего 187 выпускников православных школ и гимназий Москвы, 227 выпускников духовных школ. Руководству РПЦ также удалось добиться внятной статистики (и видимо, в целом реалистичной) по численности социальных работников, миссионеров и ответственных за молодежную работу на приходах, которые трудятся на постоянной основе. Как и «майские указы» президента Путина, распоряжения патриарха о введении этих должностей исполнялись долго и с большим скрипом. Еще в 2011 году на Архиерейском соборе РПЦ патриарх Кирилл подчеркивал: «Прошлогоднее Архиерейское Совещание (2010 года) распространило на все епархии инициативу епархиального собрания города Москвы о введении на всех приходах штатных должностей педагога (катехизатора), социального и молодежного работников. На сегодня это решение реализуется еще слабо. Даже в Патриаршей епархии, в городе Москве — не так быстро, как хотелось бы». Пока неизвестно может ли какая-либо еще митрополия в регионах похвастаться систематической работой приходских служб. Тогда как, согласно отчету 2017 года, в Москве: 414 миссионеров и катехизаторов; 287 приходов имеют молодежные объединения; 8107 чел. - общий актив участников объединений (большинство молодежных объединений состоят из 10–20 чел. Только в 14 храмах молодежный актив превышает 100 чел. Почти 80% как-то служат без оплаты труда). Учитывая, что в рамках православного движения «Милосердие» около 1 тысячи волонтеров, не совсем понятно откуда взялась цифра в более чем 8 тысяч молодых людей. 441 социальный работник (из них 20% — священнослужители, 34% — штатные сотрудники на окладе, 46% — добровольцы или нештатные сотрудники). 945 приходских социальных служб. Определенные успехи касаются продвижения Программы «200 храмов». И хотя до 200 еще пока далеко, но вопреки скептическим замечаниям эта программа реализуется: 41 построенных храмов; 5 завершены строительно-монтажные работы; 40 строящихся (в отчете отмечается, что проводились встречи с представителями 126 строящихся храмов, некоторым из них еще выделяется земля и т.д.). Наконец интересно, что в рамках светского характера государства в столице 197 храмов при светских учреждениях и 27 часовен при светских учреждениях. Государство также в постоянном режиме продолжает передавать и оформлять в собственность церковную недвижимость (в 2017 году – 49 таких объектов). Безусловно, столичный церковно-административный опыт по мере сил распространяется на региональную церковную жизнь. Молодое поколение духовенства с энтузиазмом подхватывает многие инициативы и патриарха, и своих прихожан, и местного епископа – часто делая трудный выбор между отчетностью и проповедью, убегая от «выгорания». Роман Лункин. Фото: patriarchia.ru
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |