Христианский ренессанс в Осетии11 Октября 2017
Религиозная жизнь осетинского народа – одно из самых сложных явлений духовной жизни этносов бывшего СССР. Христианство в самых разных проявлениях, ислам, язычество – все это переплелось в сознании немногочисленного кавказского народа. “Russian Review” постоянно уделяет внимание осетинской религиозности (Тимур Дзеранов, Ольга Олейникова Религиозная ситуация в Республике Северная Осетия-Алания. №34 (февраль 2009), Михаил Рощин. Ислам в Северной Осетии. №34 (февраль 2009), Сергей Филатов. Рыльская духовность. Уникальное наследие архимандрита Ипполита (Халина), №55 (январь 2012), Михаил Рощин. Религиозная жизнь Южной Осетии: в поисках национально-культурной идентификации. №57 (апрель 2012), Яна Амелина. Осетинский народ в поисках религиозной идентичности., № 67 (январь 2016).
Осетинский народ политически разделен – часть его проживает в республике Северная Осетия (Алания) в составе РФ, другая часть – в Южной Осетии, самостоятельном, частично признанном государстве. В последние годы в православной епархии, расположенной в Северной Осетии происходили серьезные конфликты. Возможно, что это послужило причиной кризисных явлений в православной общине Северной Осетии и роста язычества и укрепления ислама. Иное дело – Южная Осетия. Именно здесь наблюдается укрепление и рост христианства. Реальное количество населения, проживающего в Южной Осетии определить весьма сложно, и я даю его на основании собственной оценки, базирующейся на собственных наблюдениях, опросе специалистов и местных жителей. Если сопоставить данные различных переписей, то получается, что в советское время прирост населения в Южной Осетии был относительно незначительным. В 1926 г. там проживало 87 300 чел., из них: осетин – 69%, грузин – 27,6%. По данным последней советской переписи 1989 г. в Южной Осетии жило 98 527 чел., из них: осетин – 66,2%, грузин – 28,9%, в Цхинвале в то время проживало 39 800 чел. По данным кануна Августовской войны в 2008 г., население ЮО составляло примерно 72 000 чел., из них: осетин – 64,3%, грузин – 25%1. Из приведенных сведений видно, что соотношение главных этносов на протяжении последних ста лет было в ЮО примерно одинаковым. Августовская война (7-12 августа 2008) привела к серьезным демографическим изменениям и массовому оттоку грузинского населения в Грузию, особенно это касается грузинского анклава (села Тамарашени, Ачабети, Кехви и Курта), располагавшегося в непосредственной близости от Цхинвала. Другая ситуация существует в Ахалгорском (Ленингорском) районе, который был возвращен в состав РЮО после Августовской войны. По данным переписи 1989 г., в Ахалгорском районе проживало 12 100 чел., из них: осетин – 44,2%, грузин – 53,8%2. Согласно сайту Президента Республики Южная Осетия, государственными языками признаются «осетинский и русский. Осетинский и русский языки, а в местах компактного проживания граждан РЮО грузинской национальности – грузинский, признаются официальными языками органов государственной власти, государственного управления и местного самоуправления»3. Хотя имел место некоторый отток населения из этого района на территорию Грузии, тем не менее там и сейчас проживает много грузин наряду с осетинами. Как представляется, в настоящее время на территории РЮО живет примерно 60 000 чел., при этом надо иметь в виду, что часть местного населения постоянно перемещается между РЮО и Россией. Сегодня в республике есть только два города: столица Цхинвал, в котором проживает примерно 50% населения РЮО или даже чуть больше, и Квайса (количество жителей – около 1000 чел.)4. Протяженность границы с Грузией составляет примерно 400 км, что достаточно много для небольшой и малочисленной республики5. Столица республики Цхинвал находится практически у самой границы с Грузией. До ближайшего грузинского села Никози от города всего 3-4 км. Религиозная ситуация в РЮО отличается определенным своеобразием. Единственным культовым учреждением, пережившим советское время и всегда действовавшим в те годы, была цхинвальская синагога. Старая синагога, позднее превращенная в еврейский культурный центр, серьезно пострадала еще во время ракетно-артиллерийских ударов грузинских войск в 1991-92 гг. Здание новой синагоги неплохо сохранилось, но в виду массового выезда местных евреев, преимущественно в Израиль, оно сейчас используется осетинскими пятидесятниками, которые проводят свои богослужения в задней части здания, где раньше была столовая и помещение для нерелигиозных собраний. В передней части синагоги, где проводились иудейские богослужения, пятидесятники не собираются. Здание передано пятидесятникам последним раввином иудейской общины Цхинвала, покинувшим город в 1992-м г. Кроме того, в других населенных пунктах республики есть еще 6 общин пятидесятников. По моим личным наблюдениям, это – вторая по количеству последователей конфессия в РЮО после Православной Церкви. Среди пятидесятников довольно много представителей местной интеллигенции. Богослужение обычно проходит на двух языках: осетинском и русском. Официально пятидесятники в РЮО пока не зарегистрированы, но своей религиозной деятельностью занимаются свободно. Они, в отличие от местных православных, прочно включены в общероссийскую структуру пятидесятников и входят в Объединенную церковь христиан веры евангельской стран СНГ и Балтии. Кроме пятидесятников в РЮО есть баптисты, которые еще в конце 2009 г., официально обратились с заявлением о подготовке своей регистрации в Горисполком Цхинвала, и адвентисты. Сегодня единственной церковной организацией официально зарегистрированной в РЮО является Аланская епархия, которая первоначально входила в Греческую старостильную православную церковь Синода противостоящих митрополита Киприана (Orthodox Church of Greece [Holy Synod in Resistance]). С 2007 г. митрополит Киприан (Куцумбас) вошел в состоянии комы, и с октября 2007 работой Синода Противостоящих руководил епископ Киприан (Гиулес)6. С 18-го марта 2014 г. Аланская епархия вместе с синодом митрополита Киприана входит в старостильную Церковь истинно-православных христиан Греции, основанную синодом митрополита Хризостома7. Согласно конституции РЮО, православие является основой национальной культуры осетин. Как я уже отмечал, в советское время действующих православных приходов на территории Южной Осетии не было. В постсоветское время на территории грузинского анклава были открыты приходы Грузинской патриархии. Московский патриархат до сих пор официально признает Южную Осетию канонической территорией Грузинской православной церкви, что, на мой взгляд, в основном связано с каноническими проблемами, существующими у РПЦ на Украине. Отказ РПЦ от признания канонических прав Грузинского патриархата на территорию Южной Осетии может подорвать ее позиции в стремлении сохранить канонические права на Украину, что безусловно в данном случае является приоритетным. Следует отметить, что в Южной Осетии и сегодня остались приходы Грузинской Православной Церкви. Они находятся на территории Ленингорского района, там же в самом Ленингоре (по грузинской терминологии Ахалгори) находится и резиденция местного грузинского митрополита Никозского и Цхинвальского Исаии Чантурии. Там же, где проживали осетины, стали первоначально возникать приходы Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Эта деятельность была, главным образом, связана с именем отца Георгия Пухатэ (Пухаева). В 1999 г. отец Георгий подписал соглашение с правительством РЮО о взаимодействии и взаимной помощи. В 2005 г. он становится епископом Аланской епархии, сложившейся в РЮО и вошедшей сначала под омофор греческого митрополита Киприана, а в 2014 году в состав старостильной Церкви истинно-православных христиан в Греции, возглавляемой сегодня архиепископом Каллиником. В настоящее время в составе епархии 5 приходов и монастырь Рождества Богородицы в Джавском районе. В сентябре 2016 в Ленингоре была открыта церковь Рождества Богородицы для православных осетин. Богослужение в Аланской епархии совершается на церковнославянском и осетинском языках, который постепенно все больше входит в употребление. 5 июня 2010 епископ Георгий взял годичный отпуск и покинул Южную Осетию (официально – по состоянию здоровья, неофициально – из-за разногласий с духовенством). После его отъезда Аланской епархией руководил благочинный, отец Яков Хетагуров. 19 мая 2011 г. синод Греческой старостильной церкви отправил епископа Георгия Пухатэ в отставку, назначив временным управляющим Аланской епархией епископа Мефонского Амвросия Байрда. Епископ Мефонский Амвросий Байрд является интересной фигурой. Он – природный англичанин, родившийся 14 августа 1949 г. в Лондоне, хорошо владеющий русским языком. В 1968 г. будущий епископ Амвросий окончил Институт искусства Курто в Лондоне и стал профессиональным искусствоведом. Позднее он принял решение перейти в православие, одновременно взяв на себя монашеское служение в 1973 г. в монастыре святых Киприана и Иустины в Фили (Греция). Владыка Амвросий – автор ряда богословских книг и статей, хорошо знающий, в том числе, и русское православие. Я в очередной раз встретился с епископом Амвросием 27-го апреля 2017 в Москве, который, как обычно по доброй традиции, останавливался в гостеприимном доме семьи князей Голицыных, возвратившейся на родину из эмиграции. Он как раз возвращался из Южной Осетии, где встречал Пасху и участвовал в инаугурации нового президента Анатолия Тибилова. Епископ Амвросий отметил, что восстановление Цхинвала и республики шло быстрыми темпами при предыдущем президенте Леониде Тибилове: почти восстановлены Цхинвальский университет, городской театр, церкви строятся и восстанавливаются по всей республике. В Цхинвале уже почти 20 лет работает православная гимназия (около 240 учащихся), директором которой является отец Юрий Джиоев. Михаил Рощин. 1 См. подробнее http://www.ethno-kavkaz.narod.ru/rnsossetia.html 2 А. Цуциев. Южная Осетия: этническая карта по данным переписи 1989 года. Цхинвал, 2007. 3 Источник: http://presidentruo.org/category/respublika/ Все права защищены © Официальный сайт Президента Республики Южная Осетия 4 Варвара Пахоменко. Обитаемый остров: заметки о демографии юго-осетинского конфликта http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/173406/ 5 См. подробнее о демаркации югоосетино-грузинской границы http://osinform.org/43744-sergey-kolbin-opredelenie-linii-granicy-process-dvustoronnego-priznaniya-i-vzaimnyh-soglasheniy.html 6 http://www.synodinresistance.org/Administration_en/ 7 http://www.ecclesiagoc.gr/ Русское Ревью Кестонского института, № 72, июнь 2017.
Об авторе: Михаил Юрьевич Рощин, старший научный сотрудник Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |