Жертвы «бога Кузи». Как отличить «бога» от «православного старца»12 Сентября 2017
Околоправославное движение «бога Кузи» стало широко известно после 2015 года, когда был задержан лидер этой группы Андрей Попов, а в квартире его последователей был проведен обыск. Намного меньше людей знает о том, что в нарушение Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод уже более двух лет в следственном изоляторе содержатся женщины, которые были сподвижницами Попова. О задержании Попова стало известно 10 сентября 2015 года, позже были привлечены по обвинению в пособничестве Попову - Галина Маркевич, Надежда Розанова и Жанна Фролушкина. 11 сентября 2017 года уже после того, как сам лидер секты ознакомился с материалами дела, срок содержания под стражей для трех женщин и для основателя движения был продлен еще на три месяца. Все они обвиняются по ч.4 ст.159 УК РФ (мошенничество в крупном размере, совершенное группой лиц) и по ст.239 УК РФ (создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан).
Если статус самого Андрея Попова был более или менее прояснен в ходе следствия, то какую роль играли женщины вокруг него, пока непонятно. Они вполне могли быть «жертвами», которые и сейчас готовы поклоняться Попову как «богу». В деле есть две экспертизы – сотрудника Центра социокультурных экспертиз Натальи Крюковой (без религиоведческого образования) и профессора, доктора философских наук Екатерины Элбакян. Из материалов дела и содержания экспертиз, очевидно, что лидер движения Андрей Попов воспринимался всеми своими последователями в качестве обычного православного священника. Именно такое впечатление он производил на тех людей, которые собирались на его лекциях. Попов одевал рясу, крест, редкая борода также была в наличии. В официальной церкви инвалид по зрению Попов никогда бы не был рукоположен в священники. Помимо этого, Попов говорил о том, что он был якобы рукоположен митрополитом Питиримом. Его соратники именовали его иеромонахом, а позднее иногда епископом Романом (видимо, таким было его «монашеское имя»). Первоначально у учеников Попова не возникало никаких сомнений, что они попали к слепому, но очень богословски подкованному «старцу», в православную общину. Иерархия, которая была в этой общине, вполне соответствовала определенным смутным представлениям людей о духовной иерархии: ближний круг (женщины вокруг Попова и «воскресники» или апостолы, постоянно пребывающие около Попова), «субботники», постоянные слушатели, «понедельники», то есть начинающие. Все остальные люди, враждебно настроенные по отношению к Попову и не входящие в общину, назывались «демонами». Основу религиозной практики движения Попова составляли воспитательно-дисциплинарные собрания, основанные на разборе нравственного состояния верующих и их поступков (такие собрания именовались «выдры», так как в ходе них «выдирался грех») и на своеобразном экзорцизме – «выбивании грехов» («щуки», так как «прищучивался грех»). Многие последователи отмечают, что часто это было похоже на избиение того или иного человека с его согласия, но в основном в качестве орудия наказания упоминаются домашние тапки. Трудовая практика в религиозной общине «бога Кузи» (как его по большей части называют журналисты) была основана на продаже литературы и сборе пожертвований на реставрацию церквей (в ряде случаев - реальных храмов РПЦ, получивших какую-то часть собранных Кузей средств), книги и на поминание – во время православных выставок последователи Попова также принимали записки «за здравие» и «за упокой», которые иногда (неизвестно всегда ли) передавали в реальные храмы РПЦ. Возникает вопрос: что должно было насторожить «православных верующих» из общины Кузи-Попова, если ранее они никогда не общались близко с православными священниками, не читали богословских книг? Попов со своими соратниками посещал православные храмы, то есть, видимо, они даже исповедовались и причащались в церквях РПЦ. Наказания в общине Попова были не строже и не жестче тех, которые можно встретить в некоторых православных монастырях. Смирение и послушание в большинстве православных приходов, без соответствующих наказаний, считается главной добродетелью. И люди, приходящие к «богу Кузе», также полагали, что смирение откроет им путь к откровениям. Что касается самого наименования «бог Кузя», то есть две версии ее происхождения – Попов стал именовать себя так в память о своем попугае, по другой версии (более правдоподобной) Кузей Попов стал в честь лидера народного движения начала XIX века Кузьмы Алексеева, известного под прозвищем Кузька-мордовский бог или просто Кузя-бог (идеология Кузьмы основывалась на соединении православия и эрзянского язычества). Откуда могли взяться откровения у слепого человека? В прессе Андрей Попов часто предстает в качестве тучного необразованного и неопрятного человека. Однако на своих сподвижников Кузя производил большое впечатление, несмотря на всю ограниченность своих физических возможностей. У лидера секты был хороший фундамент в виде гуманитарного образования – он учился на историческом факультете МГУ. Попов является также членом Союза писателей, лауреатом литературной премии им. Сергея Есенина, автором многих сборников стихов. Попов обладает феноменальной памятью – запоминает все, что ему читают, к примеру, знает, что находится на каждой странице его многотомного дела. Его проповеди, книги, записанные по памяти и основанные на библейском тексте, распространялись довольно широко, а главное мало, кто мог их отличить от реальной православной литературы других «старцев», где была эсхатология и призывы к покаянию. Наличие реинкарнации или своеобразные трактовки догмата о Святой Троице практически никого из верующих не интересовали, а идея перевоплощения даже привлекала (теософия, Рерихи, единство всех религий – вот, что близко постсоветскому человеку). Соответственно, среди последователей Кузи-Попова были люди вполне интеллигентные, даже научные сотрудники учреждений РАН. В чем в реальности обвиняют Попова и ряд его ближайших помощников? В сентябре 2015 года по всем телеканалам показали сюжеты об обыске в квартире Жанны Фролушкиной, где находился Попов, были найдены большие суммы денег, а также редкие животные, которых держали в домашних условиях. Содержание животных из Красной книги в квартире не является преступлением, поэтому это не могло быть предъявлено в качестве обвинения. С деньгами ситуация оказалась более запутанной. Изначально из квартиры изъяли около 250 млн рублей, которые затем были востребованы бывшим мужем Фролушкиной Ю.Д. Цукерманом в качестве его личных денег. Химкинский суд г. Москвы постановил эти деньги вернуть собственнику - Цукерману, который с ними и исчез, а следователь по делу и судья уволились. Обвиняемым же вменяется мошенничество на сумму 7 млн 385 тысяч рублей, а пострадавшими являются бывшие последователи Попова, в большинстве своем пенсионерки. По словам адвоката Анатолия Пчелинцева, представляющего интересы одной из женщин, обвинение опровергается даже обстоятельствами, установленными стороной обвинения в ходе следствия: изъятые огромные суммы денег, о которых так много говорили во всех СМИ, данной религиозной группе и Попову не принадлежат. Те небольшие деньги, которые жертвовали на группу, были потрачены, по словам адвоката, на общеполезные цели – перечислялись на нужды православных храмов и медицинских учреждений Донбасса. В целом в деле отсутствует четкая грань между пострадавшими и обвиняемыми, так как и те, и другие участвовали в одних и тех же действиях в рамках группы Попова. Стоит отметить, что личностный конфликт играет не последнюю роль в деле Попова. Одна из главных «пострадавших» и обвинительниц в этом деле – Ольга Францева, бывший бухгалтер общины (сейчас под стражей находится бухгалтер Маркевич). Она, видимо, что-то не поделила не только с сидящими в заключении соратницами Попова, но и разошлась во взглядах со своим гражданским мужем. Бывший гражданский муж Францевой - Виктор Пшеничный, объявленный во всероссийский розыск после начала дела, является ближайшим сподвижником Попова и часто сам представлялся священником, носил подрясник. Следствие стоит перед сложной задачей. Формально околоправославная секта Кузи имела право собирать пожертвования, а определить, сколько «сектанты» оставляли себе, довольно сложно (какие-то средства все-таки перечислялись православным храмам и монастырям). В деле, конечно, есть одна «зацепка» для обвинения: следователь написал, что А.Ю. Попов обманывал своих последователей, поскольку явно не обладает «божественным статусом, знаниями и силой». Получается, что следователь, видимо, знаком с тем, кто реально обладает этим статусом и силой. Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |