Религиозное многообразие Крыма после 2014 года

Религиозное многообразие Крыма после 2014 года
9 Июня 2017
В Институте Европы РАН 8 июня 2017 года состоялась международная научно-практическая конференция «Религиозное многообразие Крыма после 2014 года». Организатором мероприятия стал Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН. Одной из задач конференции стало стремление проанализировать современное состояние государственно-конфессиональных отношений на полуострове, социальную роль и служение различных религиозных объединений, прежде всего, христианства и ислама, а также конкретные проблемы, которые стоят перед верующими и перед общинами. 

В качестве гостей и докладчиков в конференции участвовали протоиерей Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, секретарь Межконфессионального совета Крыма «Мир-дар Божий», Айдер Исмаилов, заместитель председателя Духовного управления мусульман Республики Крым и Севастополя и депутат Государственной Думы РФ от Республики Крым Руслан Исмаилович Бальбек. Приветствия в адрес конференции направили митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь (Украинская православная церковь) и глава епархиального управления Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), РОСХВЕ, по Республике Крым и Севастополю епископ Константин Бендас.

С презентацией полевых исследований, проведенных социологами в Республике Крым и в Севастополе среди представителей различных конфессий, религий и национальных движений, представили Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН и Михаил Рощин, ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН. В докладе было подчеркнуто, что в 2014-2016 годах прошел транзитный период формирования органов власти. Завершился процесс перерегистрации религиозных объединений – в целом были соблюдены количественные пропорции численности, существовавшие до 2014 года (значительно отстает лишь регистрация исламских общин). На 15.02.2017 в Республике Крым зарегистрировано 702 организации, а в Севастополе 97. До 2014 года на полуострове было 1409 организации со статусом юридического лица. 

Исследователи отметили оживление религиозно-политической ситуации: стремление разрешить накопившиеся проблемы, как имущественные, так и идеологические. В Крыму появились новые организационные структуры (например, пасторский округ Католической церкви, подчиненный Ватикану), новые спонсоры и новые миссионеры. Активизация православной и исламской жизни связана с новыми культурно-просветительскими и строительными проектами (строительство соборной мечети и собора св. Александра Невского в Симферополе). Вместе с тем, Р.Н. Лункиным было отмечено ужесточение религиозной политики в сфере регистрации, возможностей публичных миссионерских акций и работы в социальной сфере и в социальных учреждениях, предвзятое отношение к неправославным христианским церквям (проверки и проблемы с собственностью). Конфликтные ситуации развиваются вокруг отказа властей выделить землю для строительства костела в Симферополе и отказа передавать здание костела в Севастополе католической общине. Есть и внутриконфессиональные противоречия – конфликты двух групп лютеран в Ялте вокруг здания кирхи и двух течений ислама вокруг мечети Хан-Джами в Евпатории. Кроме того, немецкой Лютеранской церкви пока не передана ни одна кирха на полуострове. 

Поскольку другие пленарные доклады были посвящены исламу и православию, Р.Н. Лункин выделил основные характеристики существования протестантских церквей в Крыму: 
Сосуществование лидеров украинского периода и миссионеров/служителей с материка, часто с разным мировоззрением. 
Разделение на объединения и церкви, которые ориентируются на российские союзы и на те, которые остаются автономными, либо поддерживают отношения с украинскими союзами. Яркий пример – два баптистских союза на полуострове. 
Депортация пасторов церквей таких движений, как «Новое поколение» и «Посольство Божие», эмиграция пасторов. 
Антисектанские кампании в прессе и на телевидении, направленные против протестантов (фильм Севастопольского благочиния УПЦ «Чужие»). 

Михаил Рощин представил доклад «Ислам и национальное движение», рассказав о взаимодействии национальных организаций и Духовного управления мусульман Крыма (ДУМК) и о деятельности альтернативного движения – Таврического муфтията, относящего себя к суфийскому направлению. 

Протоиерей Александр Якушечкин отметил большую роль митрополита Лазаря в диалоге православия и ислама на полуострове. Владыка Лазарь присутствовал при закладке новой соборной мечети, а муфтий ДУМК Эмирали Аблаев, к примеру, на освящении церкви св. Екатерины в Симферополе. Епархия также участвует в межконфессиональных спортивных играх, в чемпионате по мини-футболу, где также принимают участие баптисты. Как отметил отец Александр, с 2003 года в республике преподаются как Основы православия, так и основы ислама. С 2007 года для школьников проводится конкурс «Зерно истины» по образцу «Что? Где? Когда?». Представитель Симферопольской епархии рассказал о широком спектре социальных проектов Православной церкви. Это благотворительные акции «Рождественский ангел – детям детского дома», «Белый цветок». Добровольческое общество «Вера и дело» помогает больницам. Действует епархиальный стоматологический кабинет при поддержке Общества православных врачей Крыма. Проводится конкурсы - педагогического мастерства «Урок нравственности», возрождения духовный традиций семьи «Семейный очаг». 

Айдер Исмаилов подчеркнул, что из 360 мусульманских общин 200 прошло перерегистрацию в Крыму, и этот процесс еще идет. Значительно увеличилось количество верующих, которые отправляются в хадж (до 2014 года было 90 чел., теперь 365). Заместитель муфтия высказал беспокойство развитием нетрадиционных течений в Крыму ваххабитского толка, особенно, тех, которые агрессивно настроены по отношению к ДУМК. По словам Исмаилова, в настоящее время власти склоняются к тому, что надо укреплять традиционные институты (как отметил Руслан Бальбек, необходимо, чтобы в Крыму существовало только одно Духовное управлении мусульман). ДУМК проводит просветительские и благотворительные акции «Полезные знания» и «Милосердие», «Коробочка добра», в рамках которой раздаются продукты и одежда нуждающимся.

Депутат Госдумы РФ, общественный и государственный деятель Крыма Руслан Бальбек выразил мнение, что без миротворческой позиции муфтията и епархии стабилизация ситуации на полуострове была бы невозможна. По мнению Бальбека, удалось избежать вовлечения национально-религиозного фактора в политику – люди всегда находили поддержку в мечети или в церкви. Как подчеркнул Руслан Бальбек, необходимо деполитизировать все обиды, оставить их за рамками современной жизни и не создавать образ жертвы какого-либо народа на основе таких трагедий, как депортация или голодомор. В Крыму, по его словам, слышен голос всех религий и конфессий, в рамках межконфессионального совета все молятся за свою землю, согласно своим религиозным традициям, чтобы общий дом был комфортен для всех крымчан. 

Руслан Бальбек заметил, что только в настоящее время у религиозных объединений появились реальные инструменты политического влияния, доступ к медиа ресурсам, а проповеди в мечетях, к примеру, стали произноситься на одном идеологическом языке. 

На конференции также присутствовали Антон Рамов, руководитель издательских проектов центра «Обсерво» при Франко-российской торгово-промышленной палате, представитель РОСХВЕ пастор Дмитрий Таранов, представитель Российского Союза евангельских христиан-баптистов Сергей Белов, руководитель Департамента общественных связей и религиозной свободы Церкви адвентистов седьмого дня Сергей Сёмин, эксперт в сфере государственно-конфессиональных отношений Андрей Себенцов, Владимир Самойлов, руководитель Экспертного Совета Консультативного Совета Глав протестантских церквей России, Юрий Федоренков, сотрудник администрации Волгоградской области, Вероника Язькова (ИЕ РАН), Ольга Величко (Институт всеобщей истории РАН), Александр Паршаков (НГЛУ им. Н.А. Добролюбова) и другие. 

Несмотря на подчеркнутые социологами проблемы и конфликты, была отмечена большая роль Межконфессионального совета Крыма «Мир-дар Божий», куда входят православные, мусульмане, иудеи, караимы, баптисты, адвентисты, лютеране, католики, Армянская Апостольская Церковь. Традиции веротерпимости, открытости и нынешний уровень диалога между верующими помогает преодолевать политические разногласия и внутренние противоречия. 

Фото конференции: Иван Алябьев. 
Facebook: www.facebook.com/alyabyev.ivan.photography/ 
Instagram: @ivan.alyabyev.photography  


нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru