А гайки все закручивают

А гайки все закручивают
28 Марта 2017
В РФ хотят объявить экстремистами тех, кто по своей вере никогда не берет в руки оружие

— Как думаете, за что вас так не любят? — приготовленный вопрос я задала, что называется, в лоб.

Разговор шел спокойно, обстоятельно и откровенно. Вместе с постоянными участниками группы «Межрелигиозный диалог» к Свидетелям Иеговы пришли другие томичи, узнавшие через соцсети о предстоящем посещении их «Зала царств». Больше сорока горожан, пожелавших своими глазами посмотреть на «сектантов», о которых слышишь чаще всего в негативном контексте.

Летом 2015 года «Диалог» договаривался об экскурсиях с самыми различными религиозными общинами Томска — соблюдая дресс-код, ходили в Красную мечеть, ездили в Могочинский монастырь, посещали синагогу и Общество сознания Кришны, лютеранскую кирху и реабилитационный центр харизматической Церкви Прославления. В ходе встреч происходило знакомство, развеивались предубеждения, приходило понимание, что все мы разные, по-разному понимаем жизнь и то, что придет после нее (или не придет?). Однако мы именно этими различиями друг другу интересны.

На мой вопрос отвечали так же спокойно и обстоятельно. Говорили о том, что отношение к ним зачастую определяется отношением властей, а также СМИ. И если средства массовой информации настраивают общество против «секты», сочиняют о ней небылицы, то люди и относятся соответственно. Хотя в последнее время стали воспринимать Свидетелей Иеговы «более равнодушно», нежели лет 15-20 назад.

— Возможно, это связано с тем, что ваши верующие в последние годы меньше стали стучаться в квартиры и подходить к прохожим на улицах? — предположил один из гостей.

Их 1 300 в нашей области. Живут себе и живут. Много времени уделяют своей духовной жизни, поэтому если учатся, то чаще заочно. Общаются в основном в своем кругу. Женятся, растят детей. Очень редко разводятся — 50-летний член общины Владимир сказал, что за двадцать лет он видел лишь один бесповоротный развод. Законопослушны. Работают добросовестно, так как следуют библейскому принципу — все, что ни делаешь, делай, как для Господа.

— Хочу сказать, что много наших соверующих сестер работает в Томске домработницами, нянями, — отмечает Владимир. — Заказчики рекомендуют их своим знакомым: «Никогда ничего не украдет, можно полностью доверять». Однажды к нам в «Зал царства» даже приходил администратор новой клининговой компании, позвал на работу, оставил свою визитку.

Рассказал Владимир и о случаях, когда человек из другого города именно у них нашел сиделку для своей слегшей матери. Когда семья настолько доверяет няне, что оставила с ней дочку на время своего отъезда. Несмотря на круглые глаза родственников: «Ты что! Они же сектанты, вон о них по телевизору говорят: экстремисты!».

Действительно. Все россияне этого вероисповедания, а их около 180 тысяч, сейчас в тревожном ожидании. Минюст подал иск о признании их религиозной организации экстремистской и о запрете их деятельности на территории РФ. Верховный суд РФ будет рассматривать иск 5 апреля.

Что называется, приехали! Да, они при общении многих «достают» с постоянным цитированием Библии, которую к тому же трактуют по-своему. Можно даже сказать — нудные. Но какие же они экстремисты?! — люди, которым вера не позволяет брать в руки оружие. Они и в армию-то по этой причине не идут, а выбирают альтернативную гражданскую службу: отрабатывают санитарами в больницах, почтальонами.

Свидетелей Иеговы преследовали тоталитарные государства. Деятельность «Исследователей Библии» (так они в 1930-е годы себя называли) запрещали в фашистской Германии. После того, как их лидеры в 1934 году отправили в правительство письмо, что законы Рейха противоречат законам Бога, и что они будут следовать законам Бога, Свидетелей Иеговы стали отправлять в концлагеря. В лагерях, где каждого выделяли своей меткой, религиозные заключенные должны были носить на одежде лиловый треугольник.

В Советском Союзе в апреле 1951 года более трех тысяч семей Свидетелей Иеговы были высланы из западных республик СССР в Иркутскую и Томскую области «навечно». Ограничения с них были сняты лишь в 1965 году, реабилитация объявлена в 1996-м. И уже несколько лет раскручивается новый виток гонений.

— Все очень плохо, — говорит по «Скайпу» известный религиовед, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества РАН Роман Лункин.

— Вначале, опираясь на безобразные экспертизы, запретили часть их литературы. Безобразные, потому что, к примеру, в одной из них экстремизм обнаружили в цитатах Льва Толстого. Потом запрещенные книги и журналы «находили» в залах собраний. На этом абсурдном основании были ликвидированы местные религиозные организации СИ в восьми регионах. Теперь разворачивается эпопея с приостановлением деятельности Управленческого центра и подведомственных ему региональных организаций на всей территории РФ.

Приостановка деятельности организации, признанной экстремистской, приводит к тому, что деятельность любых групп будет являться незаконной, а люди, которые в нее вовлечены, — экстремистами. Это значит, что им будут выдвигать обвинения по уголовному кодексу. Будут сажать. Здания, построенные общинами за свой счет, должны конфисковать в пользу государства. Как только вступит в силу решение Верховного суда по поводу того, что вся организация СИ признана экстремистской, журналистам придется очень осторожно писать: обязательно упоминать, что она запрещена на территории России, рассказывать так, чтобы это не выглядело оправданием организации.

— Опасны ли Свидетели Иеговы?

— Даже прошедшие в стране судебные процессы не смогли этого доказать, — отвечает Роман Лункин. – На самом известном из них, состоявшемся в 2001 году в Москве, православные активисты не смогли доказать опасность. А сам процесс превратился в фарс.

Говорили, что свидетели Иеговы провозглашают истинность своей веры, и именно этим проповедуют межрелигиозную вражду или рознь.

Выводы связаны с широким толкованием понятия «экстремизм» в России: экстремизмом считаются не только какие-то действия с оружием в руках, но и высказывания. Большинство дел, которые заводятся в России, связаны не с агрессивными действиями, а с публикациями. Получается, что организация признается экстремистской только на основе того, что ее адепты провозглашают свою исключительность. Что абсурдно, поскольку любое религиозное направление проповедует то же самое: хоть православие, хоть ислам.

— Процесс может пойти дальше, — продолжает ученый. — Дело Свидетелей Иеговы уже стало устрашающим факторам для руководителей других церквей и религиозных союзов. Это такой показательный акт для всех неправославных организаций, в первую очередь — протестантских. Демонстрация того, что государство может поступать довольно жестко, в советском стиле. Если захочет, то может и посадить на десять лет «за экстремизм». Подстегивает работу силовиков, в частности, в пристрастном внимании к центрам реабилитации. В ряде регионов проводятся обыски, проверки в протестантских церквях. Видя перед глазами пример, никто не будет возмущаться. Все будут стараться договариваться с властью.

— Являются ли принятые решения антиконституционным?

— Безусловно. Хотя при вынесении решений все процедурные нормы соблюдены, запреты деятельности организаций СИ противоречат статье 28-й Конституции РФ. Их можно считать нарушением Конституции как свода основополагающих принципов, на которых должна строиться жизнь в стране.

Свидетели Иеговы — народ стойкий. Они от исповедания своей веры не откажутся, чем бы это им ни грозило. А у всех чутких к атмосфере общества граждан усилится ощущение духоты: за кем «придут» в следующий раз?

источник: Новости в Томске






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru