Любовь к Богу как преступление. Полиция обжаловала решение суда оправдать учителя йоги13 Февраля 2017
Известная на всю страну история с лектором йоги Дмитрием Угаем (вайшнавское имя - Бхакти Ашрая Данди Свами) в Петербурге не закончилась с вынесением оправдательного приговора. Представитель полиции обжаловал решение мирового судьи и решил добиваться того, чтобы пропагандиста йоги оштрафовали на сумму до 50 тысяч рублей. Само по себе течение конфликта вокруг лектора показывает, насколько порочна практика применения Закона Яровой о контроле миссионерской деятельности. Закон возбуждает межрелигиозную вражду, провоцирует в людях низменные средневековые инстинкты.
Началась эта петербургская история с того, что в полицию поступило заявление от православного гражданина Наиля Насибулина, который предположил, что последователи Кришны могут заниматься в рамках фестиваля «Ведалайф» проповедью своего учения. Об этом так и говорится в постановлении по делу Угая – уже в нескольких других делах по Закону Яровой наблюдается та же картина – православный активист находит в социальной сети мероприятие инаковерующих и пишет заявление в полицию. На своей странице в социальной сети Насибулин прямо написал, что ему не нравятся «нетрадиционные верующие».
22 октября 2016 года в Петербурге в лофте «Этажи» Дмитрий Угай (философ и программист, вайшнав по исповеданию) читал лекцию «Виды йоги», после чего он и был задержан. Ему были предъявлены обвинения по ст. 5.26 КоАП («Нарушение законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях»). Угай не признал своей причастности к религиозной организации (даже если это не так – это его право), а свидетели не смогли ответить на вопрос – проповедовал ли он, и была ли это проповедь конкретного вероучения. Соответственно, 20 января 2017 года мировой судья Смольнинского районного суда оправдала Дмитрия Угая.
Дело о лекции по йоге в Петербурге стало одним из первых дел по Закону Яровой, которое приобрело общероссийскую известность (к примеру, заголовок в «Собеседнике.ru»: «Сегодня йогу преподал, а завтра родину продал», в «Московском комсомольце»: «Судили за игру на барабане»). Добиться оправдания удалось, благодаря адвокатам Сергею Латышевскому, Михаилу Фролову и Анатолию Пчелинцеву, автору пособия «Миссионерская деятельность: как не стать жертвой «закона Яровой». Адвокатская речь Пчелинцева в лучших традициях дореволюционного правосудия начала ХХ века прерывалась аплодисментами:
«— Вы религиоведение в университете изучали? — обратился защитник Угая Анатолий Пчелинцев к участковому Арсену Магомедову, составлявшему протокол.
— Да.
— А профессора тоже останавливали во время лекций? — уточнил Пчелинцев под смех в зале, намекая на то, как участковый прервал лекцию на фестивале» (статья в «Новой газете в Санкт-Петербурге»).
В апелляционной жалобе участковый Центрального района Петербурга Арсен Магомедов потребовал осудить Угая на том основании, что лектор говорил о йоге не как «о физических упражнениях, а с точки зрения любви к Богу, духовному слиянию, стремлению к Богу как личности. Рассматривая йогу как связь с Богом. Высказывали идеи не рассматривать йогу как гимнастику, а изучать священные тексты, духовные знания и развивать любовь к Богу». Магомедов отмечает, что лектор говорил об этом не на территории культового здания и не имел никаких документов от религиозной организации. А свидетели подтверждали, что слова о необходимости любви и единения с Богом произносились во время лекции.
По словам Магомедова, «вместе с тем, слово бог, в любом из толковых словарей, в том числе и в толковых словарях Даля и Ожегова, означает всевышнее существо и неразрывно связывается с религией». Таким образом, разговор о любви к Богу привел к наличию состава административного правонарушения.
Определение миссионерской деятельности в п.1 ст.24.1 Закона о свободе совести, появившееся там в результате принятия Закона Яровой, написано максимально неправовым языком. Поэтому любой участковый вынужден реагировать на любой разговор о религии. Те полицейские, которые хотят продвигаться по карьерной лестнице, не хотят, конечно, проигрывать в суде. Поэтому и дела по Закону Яровой могут тянуться долго – американский баптист Дональд Оссервааде из Орла уже собирается подавать жалобу в Европейский суд по правам человека (штраф в 50 тысяч рублей за библейские уроки в квартире в августе 2016 года).
Вместе с тем, в этой истории есть и положительный момент. Противостояние Закону Яровой объединило усилия многих верующих и неверующих. Дмитрий Угай отметил на своей странице «Вконтакте»: «Спасибо Российскому Объединённому Союзу Христиан Веры Евангельской, католикам, православным, буддистам, шиваитам, тантристам, атеистам, агностикам, скептикам и представителям многих других идейных течений, которые оставили свои высоко интеллектуальные споры и объединились ради всеобщего благого дела. И конечно, я не могу перечислить имён всех замечательных преданных Кришны, которые всё это время трудились на благо всего мира...».
В личной благодарности в адрес адвоката Анатолия Пчелинцева учитель йоги Дмитрий Угай прокомментировал происходящее так: «К сожалению, наглость и цинизм находят пути для того, чтобы прорасти на свете Божьем, и иногда принимают уже совсем отвратительные обличья. Иначе бы участковый, нарушивший все заповеди закона и нормы морали, испытал бы, по крайней мере, раскаяние за свои деяния».
Однако дело не в раскаянии отдельного участкового, а в том, что разговор о любви к Богу в современной России может закончиться штрафом.
Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |