Роман Лункин: «В России возникает перепроизводство теологических кадров, которых и пытаются пристроить в школы»15 Декабря 2016
«Портал-Credo.Ru»: Роман, как Вы расцениваете новую совместную попытку Отдела религиозного образования Московского патриархата и Российской академии образования внедрить в российских школах обязательный курс православной культуры - попытку, которая, кажется, пока потерпела неудачу? Роман Лункин: Необходимо точнее говорить о том, от кого эта инициатива исходит. Ее уже давно продвигает РПЦ МП, и был целый ряд заявлений представителей Отдела религиозного образования патриархии о расширении преподавания православной культуры в качестве факультатива на все классы школы, то есть выхода за рамки нынешнего курса ОРКСЭ. Первоначально этот курс вводился в качестве эксперимента, и Церковь всегда выступала за его расширение. - Но сейчас ведь идет речь не о факультативе, а об обязательном преподавании? - На этот счет появляются противоречивые сведения. Министр образования Ольга Васильева опровергла эту информацию и официально заявила, что министерство не предполагает вводить православную культуру во всех классах школы. Пока все это существует на уровне проекта. Хотя, безусловно, ведутся переговоры между РПЦ МП и министерством образования о расширении «Основ православной культуры». В итоге, скорее всего, будет принят какой-нибудь промежуточный вариант, поскольку нельзя при российской светской системе образования и нынешнем преподавательском составе сделать школу православной или клерикальной. И само министерство образования стоит на страже светской системы. Да и преподаватели часто выступали за факультативное преподавание религии, что вызывало со стороны епархий обвинения в их адрес в саботировании православной культуры в пользу светской этики. Значит, просто директивно ввести православную культуру в качестве обязательного предмета в принципе нельзя в современной образовательной системе России. - Значит, разговоры о тотальном преподавании с 1 по 11 класс – это своего рода отвлекающий маневр? - Скорее всего, сложится следующая система. В качестве основного останется модуль ОРКСЭ, где предлагается предмет на выбор, и он будет преподаваться, условно говоря, со средних до старших классов. При этом постепенно в качестве факультатива будет вводиться углубленное изучение православной культуры. Характерно, что даже в православной среде все чаще говорят именно о факультативном формате. Нельзя сказать, что абсолютно все православные священнослужители или руководители настаивают на обязательности преподавания православия. В большинстве епархий проблемы возникали из-за того, что не было даже возможности преподавания «Основ православной культуры», поскольку в школах были специалисты лишь по светской этике. Сейчас ситуация немного меняется, и РПЦ МП в сотрудничестве с вузами смогла наладить подготовку будущих учителей. - Каким бы ни было это сотрудничество, невозможно найти столько учителей, чтобы преподавать такой специфический предмет с 1 по 11 класс… - Есть самые разные формы подготовки этих учителей – от кафедр теологии, не всегда успешных, до курсов повышения квалификации или епархиальных курсов. Сейчас можно получать ученые степени по теологии в светских вузах. Так что наоборот возникает проблема перепроизводства теологических кадров, которые никому не будут нужны без массового спроса со стороны школ. Церковь старается работать как бы на опережение. - Кафедры теологии доступны немногим, а уровень преподавания на курсах для учителей настолько низкий, что это скорее приносит не пользу, а вред… - Да, такая проблема действительно стоит перед светскими и церковными властями. У РПЦ МП по понятным историческим причинам нет такого опыта преподавания и воспитания, как у католиков и протестантов на Западе. И уровень кафедр теологии и курсов повышения квалификации в разных регионах разный. Таких вузов как Свято-Тихоновский университет мало, и их на всех не хватит. Но в последние годы, благодаря деятельности Общецерковной аспирантуры митрополита Илариона и Свято-Тихоновского института, уровень образования теологов повышается, эта система не стоит на месте. Как раз попытки форсировать введение православия в школах связано с тем, что Церковь чувствует необходимость куда-то устроить большое количестве вновь появившихся учителей, иначе все это уйдет в песок. Беседовал Владимир Ойвин
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |