Закон против проповеди7 Сентября 2016
Когда "некоторые фарисеи из среды народа" сказали Иисусу: "Учитель! запрети ученикам твоим!" - он сказал им в ответ: "Говорю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют". В отличие от Христа, депутат Госдумы Яровая и член Совета Федерации Озеров испытывают непреодолимую тягу к запретам: помимо прочих говорунов, уже в основном запрещенных, запретили и религиозную пропаганду - и ученикам, как того требовали фарисеи, и учителям. А чтобы не тревожить понапрасну чувства верующих, склонных к самосожжению, антирелигиозный закон протащили под вывеской укрепления борьбы с терроризмом. Уже после принятия проекта в первом чтении в него, наплевав на все парламентские процедуры, впихнули целый блок изменений закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", о чем в первом чтении и речи не было. Религиозники и рта открыть не успели. На что и был расчет. Не при делах оказался и профильный комитет Госдумы по делам религиозных организаций, в который антимиссионерские проекты регулярно вносились с 1994 года и отвергались в силу слишком откровенного противоречия Конституции и неопределенности понятия "миссионерская деятельность".
В законе, в его антирелигиозной части, два основных сюжета. Это, во-первых, регламентация "миссионерской деятельности", во-вторых - расширение требований обязательной самоидентификации религиозных объединений. Второе зловреднее первого.
Религиозные организации и прежде были обременены обязанностью указывать в выпускаемых ими изданиях, аудио- и видеоматериалах свое полное официальное наименование. Теперь такая маркировка должна быть не только на выпускаемых, но и на распространяемых изданиях и материалах, что порождает вереницу бессмысленных трудностей, вплоть до того, что на распространяемой Библии, изданной, допустим, брюссельским издательством "Жизнь с Богом", должен быть проставлен штамп с именованием раздающей религиозной организации.
Но и это еще цветочки. В измененной статье 5.26 КоАП предусмотрена ответственность за "осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования"(штраф от 30 до 50 тысяч рублей). Именно так - любой деятельности. То есть какие бы действия ни совершались религиозной организацией, они должны сопровождаться рефреном с полным официальным наименованием организации. Любой предстоятель или представитель церкви (уммы, синагоги и т. п.), совершая богослужение или выступая, например, по ТВ, если он выступает как патриарх Кирилл, а не как гражданин Гундяев, обязан, при буквальном следовании закону, быть маркирован полным наименованием "Централизованная религиозная организация "Русская православная церковь - Московский патриархат". Если этого сделано не будет, орган внутренних дел обязан составить протокол и направить материал в суд для рассмотрения вопроса о привлечении РПЦ как юридического лица к административной ответственности.
О миссионерской же деятельности, если следовать букве закона, написано там совсем не то, что хотели бы прочитать "некто православный" и борцы с "сектами". Можно сказать определенно: закон относится далеко не ко всем случаям индивидуального или коллективного распространения веры. Под миссионерской деятельностью, по данному законом определению, понимается "деятельность религиозного объединения, направленная на распространение информации о своем вероучении среди лиц, не являющихся участниками (членами, последователями) данного религиозного объединения, в целях вовлечения указанных лиц в состав участников (членов, последователей) религиозного объединения, осуществляемая непосредственно религиозными объединениями либо уполномоченными ими гражданами и (или) юридическими лицами публично, при помощи средств массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" либо другими законными способами". Значит Лев Толстой, проповедуя свою веру, не пострадал бы от закона Яровой, поскольку проповедовал сам по себе. Да и Христа, явись он сейчас, под эти поправки не подвести, так как он не попросит полномочий ни от одной религиозной организации.
Все, однако, не так хорошо. Потому что происходит как в "Борисе Годунове":
Григорий: "И царь повелел изловить его..."
Пристав: И повесить.
Григорий: Тут не сказано повесить.
Пристав: Врешь: не всяко слово в строку пишется. Читай: изловить и повесить.
Так и читают. Уже имевшие место случаи применения антирелигиозной части закона Яровой демонстрируют именно такое его исполнение. Так, в августе в Ноябрьске (Ямало-Ненецкий округ) ликвидирована детская площадка при доме молитвы баптистов. Проверяющие сочли нарушением тот факт, что площадка находилась вблизи от дома молитвы и дети могли слышать проповеди и молитвы. Пастор общины Алексей Телеус оштрафован за незаконную миссионерскую деятельность. Но в данном случае закон о миссионерстве неприменим, потому что действует статья 4 закона "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которой государство не вмешивается в воспитание детей родителями в соответствии со своими убеждениями.
30 июля в деревне Мари-Шолнер Мари-Турекского района Республики Марий Эл на деревенском празднике, по приглашению старосты выступил пастор религиозной группы пятидесятников Александр Якимов, приветствовавший односельчан и призвавший на них благословение божие. Тут же прокуратура района возбудила против злоумышленника административное дело, сочтя благословение признаком незаконной миссионерской деятельности. Нарушением было признано и наличие на сцене баннера "С праздником, моя деревня", на котором имелась надпись с названием церкви "Новое поколение". И здесь закон применен неверно, так как пастор не распространял информацию о своем вероучении.
В Орле по статье 5.26 КоАП оштрафован за "незаконное миссионерство" гражданин США Дональд Оссерваарде: он изучал у себя дома Библию с приглашенными им гражданами. Но так как эти занятия проводились по его личной инициативе, он не был представителем какой-либо религиозной организации, антирелигиозный закон применен неправомерно.
Естественно, никаких законов о миссионерской деятельности в правовом государстве быть не может, даже если бы все придуманные на этот счет нормы никого особенно не задевали. "Миссионерская деятельность" в любом смысле, включая и тот, который вкладывается в это понятие новым законом, по сути то же самое распространение религиозных убеждений, которое по статье 28 Конституции свободно и право на которое гарантируется каждому как индивидуально, так и совместно с другими. Навязывание религиозным объединениям бессмысленных правил, кого и как им следует учить своей вере - это все равно что регулировать законом молитвы "на сон грядущим"; или, что ближе к жизни, сколькими перстами креститься и сколько петь "аллилуиа", в чем государство российское уже принимало активное участие.
В синодальный период российская церковь задыхалась от бюрократической пыли духовных консисторий. Церковь искала свободы и приветствовала падение самодержавия. Выращенная вместо нее РПЦ, напротив, мечтает превратиться и таки превращается в министерство духовных дел, никаких антирелигиозных законов не боится, ибо на свой счет не принимает, и радуется закону Яровой, помогающему давить конкурентов руками гражданских властей.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |