Герой веры. Памяти одного из лидеров Общества Сознания Кришны Сергея Зуева (Радха Дамодар Дас)

Герой веры. Памяти одного из лидеров Общества Сознания Кришны Сергея Зуева (Радха Дамодар Дас)
7 Сентября 2016
Когда упоминают мучеников за веру, то, как правило, имеют виду первых христиан или православных новомучеников, которые были убиты или брошены в лагеря и тюрьмы при большевиках. Однако в России множество героев веры, страдавших за свои убеждения, которые принадлежат к другим конфессиям и религиям. Наша страна потеряла такого героя – 4 сентября 2016 года скончался видный деятель индуистского движения на постсоветском пространстве Сергей Зуев (он получил новое духовное имя Радха Дамодар Дас), один из лидеров Общества Сознания Кришны (ОСК) в России. Для Зуева борьба за свободное исповедование своих религиозных убеждений не закончилась с распадом Советского Союза. Последователям Кришны приходится и сейчас доказывать свое право быть русскими кришнаитами без насмешек и дискриминации. В России игнорируются подвиги верующих, не принадлежащих к православию, но при этом, именно благодаря этим неправославным героям, в нашей стране постепенно и с большим трудом воспитывается уважение к чужой вере. 

Сергей Васильевич Зуев (17 марта 1953 года — 4 сентября 2016 года) прошел весь путь от последних советских гонений 1980-х годов до современных антисектантских кампаний и преследований миссионеров по Закону Яровой. Автору посчастливилось лично знать Сергея Зуева и общаться с ним, в том числе, когда Сергей Зуев участвовал в конференциях Института Европы РАН и Международной ассоциации религиозной свободы. В таких целостных духовных людях всегда поражает внешняя мягкость и доброта и внутренняя принципиальная твердость в отстаивании своих убеждений и интересов своего движения. И это учитывая, что один из самых главных принципов индуизма – ахимса (ненасилие), а к вайшнавам в России не раз применялось насилие. 

Сергей Зуев стал последователем вайшнавизма еще в 1979 году. Неформально движение почитателей Кришны стало развиваться с 1971 года, когда в Москву приехал Бхактиведанта Свами Прабхупада, познакомившийся с несколькими востоковедами. Зуев сразу стал заметной фигурой среди последователей, он устраивал собрания на квартирах. Когда количество новообращенных стало расти, на Зуева и его единоверцев обратило внимание КГБ. В итоге кришнаитов стали выгонять с работы. 

Авиаинженер Сергей Зуев так описывает давление органов на него и руководство МАИ: «Ко мне приехал Белопотапов и стал угрожать: «Мы тебя все равно уволим!» Я тогда работал преподавателем в Московском авиационном институте после его окончания. Я преподавал социально-экономические предметы и даже был в числе лауреатов премии Ленинского комсомола за разработку в области методики преподавания. Белопотапов сказал, что у него якобы есть сведения о том, что я «работаю на ЦРУ», и потребовал далее, чтобы я сдался КГБ, явился с повинной и чистосердечно покаялся. Очевидно, Белопотапов нанес визит и к руководству МАИ, потому что вскоре меня уволили». 
В июне 1983 года Сергея Зуева и его друзей арестовали, а в 1984 году состоялся судебный процесс. Как отмечалось в приговоре, ««Зуева Сергея Васильевича признать виновным по ст. 227* ч.2 УК РСФСР («Посягательство на личность и права граждан под видом исполнения религиозных обрядов») и назначить наказание в виде лишения свободы сроком на два года шесть месяцев, с отбытием наказания в исправительно трудовой колонии общего режима. Вещественные доказательства: кришнаитская литература и предметы культа в количестве 10 мешков, хранящихся в прокуратуре Октябрьского района г . Москва уничтожить». Зуев подал кассационную жалобу на приговор суда. Однако до рассмотрения его жалобы он был этапирован в лагерь в пос. Торбеево Мордовской АССР. В лагере он страдал от недоедания и работал на вредном производстве, где использовался вредный клей, что, безусловно, подорвало его здоровье. 

Описывая развитие кришнаизма в последние 30-40 лет, Сергей Зуев отмечал в интервью «Порталу-Credo.Ru»: «После Олимпиады 1980 года, когда первые вайшнавские общины стали образовываться, КГБ со страхом видел, что в России появилось новое духовное движение, которое не соответствует той идеологии, которая довлела в умах людей. Когда считалось, что рудименты религии должны отмереть, что нет социальной почвы для развития религии, вдруг возникает движение, которое начинает расти, привлекает интеллигенцию, художников, других творческих людей. Они боялись, потому что оно опровергало обветшавшую формулу, что у нас почти уже построили коммунизм, мы где-то на подступах, и вдруг выясняется, что люди искренне тянутся к глубинной духовной культуре, которая вообще была неизвестна в России». 

Уже в 1989 году был издан закон «О реабилитации жертв политических репрессий», все были реабилитированы и вайшнавы были реабилитированы. В этом же году было зарегистрировано Московское Общество Сознания Кришны. Конец 1980-х и начало 1990-х годов было периодом, когда вся страна ощущала необыкновенный прилив свободы, интереса ко всему духовному, ожидание чего-то лучшего в будущем. Для верующих в России это был краткий период абсолютной религиозной свободы. 

Сергей Зуев, бывший заключенный, достаточно ярко описал свои впечатления от посещения Индии в качестве одного из лидеров вайшнавизма в России, что ранее было немыслимо: «Я помню первую поездку, паломничество, в 1989 году в Индию. Это был прорыв для своего времени, ведь до нас не было ни одной крупной поездки вайшнавов в места паломничества. Были там по два-три человека, а здесь группа в 60 человек поехала в Индию. Я лично оформлял документы этой делегации, поэтому помню, что решение было принято на уровне правительства СССР. С огромными трудностями оформили визы и приехали в Индию. Нас принял премьер-министр Индии Раджив Ганди, мы проехали по многим городам, святым местам Индии, и, возвращаясь в Россию, мы поняли, что то, что у нас было в форме определенного такого чувства, желания, намерения, веры, стало превращаться в реальность». В связи с этим надо отметить, что российские вайшнавы, конечно, радикально отличаются от воинственных фундаменталистов-индуистов, которыми известна сама Индия. 

В 2016 году, когда Россия столкнулась с новыми препятствиями на пути к свободе совести в виде Закона Яровой, можно сказать, что Сергей Зуев и его единомышленники оставили большое наследие. В стране возникло новое, до этого в истории не существовавшее, движение российских кришнаитов-вайшнавов - больше 10 тысяч последователей. За время существования нашего общества ОСК распространило более 11 млн книг по России. Шествия вайшнавов с бубнами и священной пищей-прасадом стали обычными для крупных городов, и окружающим кришнаиты скорее нравятся, несмотря на все нападки православных сектоборцев. Общины ОСК активно участвуют в самых разных фестивалях – это Грушинский фестиваль, Яхрома, Серпуховский, Славянский базаре. Только в России около 100 зарегистрированных общин и более 300 групп активных последователей ОСК. Большая часть людей интересуется, читает книги или приходит на фестивали индийской культуры, в вегетерианские кафе (такие как ресторан ведической кухни «Сатва»). Сам Сергей Зуев на протяжении многих лет он возглавлял образовательный проект «Вайшнавский университет». 

Свою традиционность для российской культуры ОСК не раз подчеркивало, основываясь на давних и тесных связях России и Индии. Благодаря ОСК общеизвестным стал факт, что 350 лет назад индийские купцы торговали по Волге, а в России было три-четыре индуистских храма, разрешение на обустройство которых давал Петр I (к примеру, в Астрахани). Кроме того, более 220 лет назад просветителем Новиковым была переведена на русский язык книга «Бхагавад-гита», которую вайшнавы и раздают на улицах. Обществу Сознания Кришны не удалось до сих пор построить свой храм. В 2000-е годы на стадии начала строительства правительство Москвы фактически отобрало у ОСК землю и все разрешения на строительство, из-за чего общество понесло огромные убытки. Последователей Кришны регулярно задерживают на улицах – новые положения о контроле за миссионерством были впервые применены именно к кришнаиту с книгами в руках в Черкесске (он был оправдан). Однако Общество Сознания Кришны остается единственным общероссийским влиятельным индуистским движением на фоне более мелких групп и направлений. 

Индуисты России и всего русскоязычного постсоветского пространства осознают, что Сергей Зуев был одним из тех, кто заложил фундамент этого движения. Вот один из отзывов на его уход из жизни в социальных сетях: «Безусловно, для нашего общества это великая потеря. Но также это и повод для радости, потому что для каждого из нас это еще один пример достижения совершенства жизни! Радха-дамодар прабху оставил свое материальное тело в обществе вайшнавов, под звуки святых имен!». 
Для верующих нет прошедшего времени. 

Роман Лункин. 

Фото: "Вайшнавизм на Алтае", https://vk.com/vaishnavismaltay


нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения нажмите для увеличения




также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru