Дело марийского пастора: верующих штрафуют за реализацию их права на свободу совести5 Сентября 2016
Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Лункин прокомментировал специально для Центра «Сова» дело марийских пятидесятников. Мало, кто сомневался в том, что марийский пастор, который был привлечен к ответственности за выступление на деревенском празднике, будет осужден. И 31 августа 2016 года мировой судья судебного участка Сернурского судебного района Республики Марий Эл приговорил пастора Церкви ХВЕ «Новое поколение» Александра Якимова к штрафу в размере 5 тысяч рублей за «незаконное миссионерство» в деревне Мари-Шолнер. Напомним, что 30 июля 2016 года по приглашению старосты деревни пастор, лидер религиозной группы, Якимов благословил жителей деревни во время праздника. Правоохранительные органы сочли это нарушением ч. 4 ст. 5.26 КоАП (осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях). Пастор не признал себя виновным. Решение суда в законную силу еще не вступило. Основным пунктом обвинения стало то, что Якимов не представился, от какой церкви он выступает, не показал документа о своих полномочиях. Кроме того, пастор говорил о Боге якобы в том месте, которое не предназначено для миссионерства, и на светском мероприятии. Особое удивление у юристов вызвало само постановление о назначении штрафа и его мотивация. Дело в том, что в реальности к пастору Якимову с юридической точки зрения придраться практически было нельзя в то время, когда он обращался к местным жителям. Его группа уведомила органы юстиции о своем существовании, у Якимова были и есть все полномочия руководителя группы. На собрания своей церкви пастор жителей не приглашал, то есть не было цели «вовлечения» не членов объединения в свою группу. Православные священнослужители, как отмечает адвокат Инна Загребина, постоянно выступают на самых разных мероприятиях, в том числе праздниках. Такого рода события регулярно демонстрируют по телевидению. Если после решения марийского суда православных клириков не будут штрафовать хотя бы на пять тысяч, таким же образом, то это будет явной дискриминацией в отношении других конфессий. Карательная логика судебного постановления в Марий Эл подразумевает, что благословение без предупреждения и на светском мероприятии должно быть наказано. По словам Инны Загребиной, в деревне Мари-Шолнер все происходило публично, а пастор ничего не скрывал. По существу верующих наказывают за то, что они реализуют право на свободу совести и вероисповедания, которое дал им закон, прежде всего, Конституция России. Юрист Владимир Озолин, который непосредственно был на суде и представлял интересы Якимова, отмечает, что довольно много вопросов возникало в ходе процесса к прокурору Мари-Турекского района Н.В. Бахтину. Кроме экспертного заключения прокурору было нечем мотивировать свое требование наказать пастора. Однако судья Т.А. Волкова не приняла во внимание возражения защиты и не стала допрашивать специалиста по религиоведению со стороны защиты. В итоге, подчеркивает Озолин, в постановлении содержится целый ряд ошибок. К примеру, деревенский праздник проводился на улице у бывшего здания клуба, в котором был пожар и теперь оно не используется, - тогда как в постановлении настойчиво говорится, что место проповеди – «муниципальная территория (жилой дом)», где миссионерская деятельность запрещена. Но праздник на улице и сгоревший дом трудно назвать «жилым домом». Староста деревни В.П. Зайцев в постановлении назван пастором «Нового поколения», хотя это неправда. Староста, по словам Владимира Озолина, в настоящее время вообще не принадлежит ни к какой церкви. Скорее всего, это сделано, чтобы показать причастность старосты к миссионерству и привлечь также и его к делу. Праздник в деревне проводился уже не первый год и никаких проблем раньше не было. Пастор Якимов говорил, как видно на видеосъемке, что «Бог все видит и слышит», «Бог призвал делать добро», повторял «Аллилуйя!» и «Аминь!». Выводы экспертизы, представленной прокурором, явно выходят за рамки компетенции специалиста-религиоведа. Как отмечает Владимир Озолин, эксперт вводит понятие «скрытая миссионерская деятельность», чтобы подвести выступление пастора на видеосъемке под миссионерскую деятельность в понимании закона. Экспертиза фактически не различает миссионерскую и религиозную деятельность церкви и ее лидера. Эксперт делает вывод о том, что деятельность Якимова нарушает законодательство, чего эксперт не должен делать. К комментариям экспертов стоит добавить, что в качестве эксперта выступил совсем не религиовед. Экспертизу представила в суд и.о. директора Центра гуманитарного образования Поволжского государственного технологического университета Анна Артамонова, кандидат философских наук, доцент кафедры философии. Тема исследований Артамоновой – это институт семьи, феминизм, массовое сознание (одна из статей посвящена «макдональдизации общества», есть также брошюра «Семья как национальная идея»). В 2015 году Артамонова принимала участие в Рождественских чтениях Марийской епархии РПЦ и выступала на тему православных семейных ценностей. О возможных личных религиозных пристрастиях Анны Артамоновой можно только гадать. Между тем, очевидно, что экспертиза была написана специально для обвинительного заключения прокурора. Таким образом, заключение по марийскому делу продолжило печальный список недобросовестных экспертиз, направленных против верующих. Причины того, почему такое значение имеют экспертизы и безосновательные доводы прокурора, были понятны верующим. На деревенском празднике съемку производили сотрудники УФСБ по республике, то же учреждение было заказчиком экспертизы. И юрист, и верующие, и судья с прокурором оказались согласны только в одном – в этом случае по-другому дело пойти не могло. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |