Допрос раскольника. Поводом для применения Закона Яровой стали проукраинские симпатии30 Августа 2016
Протестанты, мусульмане, иудеи и некоторые православные не зря предупреждали, что антимиссионерские поправки в рамках Закона Яровой будут унижать верующих. Закон поставил миссионеров в один ряд с потенциальными террористами и экстремистами. Следствием этого стало другое явление. Положения Закона теперь используются для сведения счетов с конкурентами, для борьбы с мнимыми «сектантами», для религиозно-политической борьбы с инакомыслящими. Доносы становятся самым легким и естественным поводом для применения закона против отдельных церквей и проповедников. 27 августа 2016 года в Петербурге по такому доносу был задержан Сергей Журавлев, архиепископ Реформаторской Православной Церкви Христа Спасителя или Киевской архиепископии. Журавлев более известен в России и Украине как основатель обновленческого православия протестантского толка. С 1991 по 1996 годы он был священником Московской патриархии, но затем, по собственному признанию пережил «рождение свыше» и фактически стал православным по форме (ряса и крест), но протестантом харизматического направления по духу и содержанию. Журавлев пошел намного дальше обновленцев советского периода, которые хотели реформировать РПЦ – Церковь Журавлева отрицает почитание Божией Матери и, к примеру, считает день Крещения Руси скорбным днем насильственной христианизации России. Особо надо отметить ту роль, которую Сергей Журавлев в диалоге православия и протестантизма. Не будучи уже по своей сути классическим православным, Журавлев с конца 1990-х годов стал для многих евангельских общин и их пасторов символом открытого православия, способного на искреннее общение, совместную молитву и проповедь. Во многом благодаря активной деятельности Журавлева, выступавшего на собраниях у баптистов, евангелистов, пятидесятников на всем постсоветском пространстве и за рубежом, образ православия в протестантизме не был однозначно мрачным. А основания для такого впечатления об официальной РПЦ в евангельской среде были – отец Александр Мень, кумир протестантов, был героем прошлого, никакого диалога не было, большинство протестантов в РПЦ считали «сектантами», а пятидесятников «безумными». Пасторы в интервью автору не раз говорили: «все же есть открытые священнослужители в РПЦ». Но имелся в виду, как правило, именно Журавлев. Однако те времена свободной проповеди таких ярких личностей, каким является, в том числе, Сергей Журавлев, прошли. Некоторым протестантским объединениям обновленческий неклассический православный оказался уже не нужен. В значительной степени отношение к Журавлеву стало меняться, так как протестантские лидеры понимали, что проповедь человека в рясе и с крестом не заменит им реального диалога с РПЦ. Но главное, что реформаторское православие раздражает Московскую патриархию. В РПЦ полагают, что деятельность Журавлева – это оскорбительное копирование настоящего православия с использованием его символики. Для того, чтобы не портить отношения с РПЦ и по некоторым другим причинам (мнимым или истинным – неизвестно) Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятников) в 2014 году даже отрекся от Сергея Журавлева и осудил его. Правление РОСХВЕ констатировало: «Сергей Журавлев не ведет никакой реформаторской деятельности внутри православной церкви (что заявлено в названии его объединения и в титуле, которым он себя именует). Вся его сегодняшняя деятельность выражается в злословии православия…». Самым странным в этом заявлении было то, что Журавлева осуждали также за то, что он не принадлежит ни к одной из православных юрисдикций, хотя для протестантов различия юрисдикций в другой конфессии никогда не играли роли. РОСХВЕ призвал отказаться от контактов с ним. Несмотря ни на что, Сергея Журавлева принимают в самых разных общинах. 27 августа он посещал еврейскую мессианскую общину Петербурга и выступал там с проповедью. Богослужение было прервано в довольно грубой форме полицейскими, пришедшие люди были напуганы. После проверки документов оказалось, что полицейские искали только одного человека – Сергея Журавлева. В 5 отделе полиции Фрунзенского района Петербурга его несколько часов допрашивали. Был составлен протокол об административном правонарушении о том, что Журавлев якобы проводил незаконную миссионерскую деятельность без документа на ее осуществление. Доводы о том, что Журавлев выступал лично от себя как гражданин и проповедовал по приглашению в общине другого направления, не подействовали. Кроме того, говоря о Боге в мессианской общине Журавлев явно не вовлекал никого в свою церковь. Вместе с тем, судя по уже имеющимся делам по Закону Яровой, у прокуратуры, полиции, судей вполне могут возникнуть вопросы к Журавлеву. Дело в том, что Реформаторская Православная Церковь Христа Спасителя не зарегистрирована в России, сам Журавлев живет в Туле, но постоянно ездит и окормляет свои общины и выступает в других церквях. Обновленческие православные общины существуют в виде религиозных групп, и ни одна из них не подавала уведомлений ос воем существовании. Формально Журавлев не мог ни от кого в России получить документа на миссионерство. Возглавляет Журавлев Киевскую архиепископию данной Реформаторской Церкви, и в Украине она как раз зарегистрирована. Допрос, как отметил Сергей Журавлев в интервью автору, проводился в отделении полиции на основании доноса некоего ревнителя православия. Неназванный человек специально отследил проповеди Журавлева через Интернет. В доносе было отмечено, что он ведет незаконную миссионерскую деятельность с целью наживы и оскорбляет религиозные чувства православных, будучи гражданином Украины. Кроме того, отмечалось, что он якобы поддерживает связи с «Правым сектором», имеет проукраинские взгляды и чуть ли не призывает людей на баррикады. Провокационный донос довольно сильно подействовал на сотрудников полиции – Сергея Журавлева допрашивало четыре офицера. В процессе этого общения выяснилось, что никакого гражданства Украины у обновленческого архиепископа нет, а его проповедь вполне укладывается в общехристианские нормы. Однако портал «Интерфакс-религия» уже процитировал представителя правоохранительных органов, который усмотрел в проповеди Журавлева возможную дискредитацию православия и разжигание вражды по отношению к РПЦ. Надо признать, что реформаторское православие не стало популярным в России. Но в какой-то момент истории критика Журавлева в адрес Московской патриархии за отсутствие «евангельской открытости»» и связь с властью совпала с ощущением большинства протестантов. С ростом влияния РПЦ для российских пасторов тесные контакты с Журавлевым уже стали невыгодными. Они создают трения в отношениях с РПЦ, которые и так держатся только на формальных контактах. Вполне понятно, что в такой ситуации демократические и реформаторские взгляды Журавлева стали более популярны в Украине, где и сама Реформаторская церковь действует безо всяких препятствий. А сам Сергей Журавлев стал сторонником майдана 2014 года и подвига Небесной сотни, проповедником «богословия майдана» и декоммунизации Украины. Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |