Орловское дело. Гражданина США впервые оштрафовали по Закону Яровой23 Августа 2016
В рамках публичного обсуждения Закона Яровой эксперты предполагали, что все, даже самые абсурдные, его положения, направлены на борьбу с терроризмом. Такое впечатление создавалось и на федеральном телевидении, где тема миссионерства в этом законе вообще не затрагивалась. Однако после вступления в силу Закона Яровой 20 июля самые худшие опасения верующих стали оправдываться. Под ударом оказались христианские церкви и движения, которые привыкли свободно говорить о Боге и свободно собираться в частных домах и на квартирах. Многие из этих общин или групп, возможно, и могли бы зарегистрироваться официально, но не стали этого делать. Лидеры общин, миссионеры не хотели оказаться под контролем властей и страдать от строгой отчетности (мало у кого есть средства для того, чтобы следить за всем этим, нанимать юристов и бухгалтеров). В июле 2015 года поправки к Закону о свободе совести обозначили возможность, но не обязанность уведомления о своей деятельности со стороны религиозных групп. Теперь же с Законом Яровой появился инструмент фактической ликвидации многих неучтенных христианских общин (к мусульманским группам и до этого был особый подход со стороны спецслужб). 14 августа 2016 года, согласно протоколу об административном правонарушении, в городе Орле был оштрафован на 40 тысяч рублей американский миссионер Дональд Оссерваарде, гражданин США, из штата Мичиган. Дело в том, что бдительные граждане или участковые полицейские заметили, что на досках объявлений в одном из районов Орла расклеены приглашения для всех желающих на библейскую группу по изучению Библии, которую проводит баптист Оссерваарде по воскресеньям. Как отмечает сам проповедник и лидер группы, «Я американец и баптист, занимаюсь самостоятельно миссионерскими делами с 2002 года в городе Орле. (Хотя по новому закону нельзя считать мою деятельность миссионерскую, так как я не представитель никакого религиозного объединения.) У нас есть небольшая группа - 15 человек. Мы собираемся в моем собственным частном доме. У меня вид на жительство с 2005 года». 12 августа на очередное изучение Библии пришли трое полицейских. После собрания они задали целый ряд вопросов и привезли американца в отделение полиции, где и был составлен протокол. По словам баптиста, основные претензии заключались в том, что он расклеивал объявления, а потом собирался в частном доме. В протоколе гражданин США написал: «Я, Оссеваарде, Дональд Джей, категорический не согласен, что я нарушил закон, так как я не приклеил приглашение на домах 22 или 24 по ул. Пушкина. Я не являюсь представителем религиозного объединения, поэтому я не мог бы заниматься миссионеркой деятельностью как определено в ФЗ № 125. Я собираюсь в моём частном доме с друзьями, а это дело частного человека в частном доме и не разрушает закон. Я буду жаловаться за то, что меня несправедливо обвиняют». Как отмечает адвокат Владимир Ряховский, в действительности по законодательству нельзя считать баптиста Дональда лидером религиозной группы. В данном случае, согласно Конституции РФ, Дональд исповедовал и распространял свои личные взгляды и убеждения. Чтение и изучение Библии на квартире являлось частью обрядов и религиозных церемоний по воскресеньям, а богослужения в жилых помещениях разрешены Законом о свободе совести. Кроме того, самое главное, что религиозной группой в смысле закона можно считать только ту группу людей, которая уведомила о своем существовании органы местного самоуправления. Поскольку собрание людей, изучающих Библию, не сделало этого и не являлось группой, то и выдать разрешение от имени группы баптисту Дональду это собрание не могло в принципе. Однако судья Железнодорожного районного суда г. Орла Сергунина И.И. решила, что нельзя считать изучение Библии в квартире простым личным исповеданием веры. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что американец не расклеивал объявления, но все же опускал их в почтовые ящики. Объяснения, которые приходится давать верующим, оправдываясь в рамках положений Закона Яровой, часто звучат как попрание всякого здравого смысла, но к этому надо будет привыкать. Например, в постановлении написано: «Свою деятельность не регистрировал, так как миссионерской деятельностью он не занимается». Судья решила, что американский гражданин нарушил ч.5 ст.5.26 КоАП, предусмотренное ч.4, то есть «Осуществление миссионерской деятельности с нарушением требований законодательства о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях». В постановлении есть ссылка и на ст. 7 Закона о свободе совести, где дается широкое определение религиозной группы, как добровольного объединения граждан, действующего без регистрации и прав юридического лица. Это значит, что судья посчитала нарушением закона то, что лидер группы миссионерствует среди людей, которые не являются членами группы. Богослужения с приглашением всех желающих проводятся по средам, четвергам и воскресеньям. А наличие или отсутствие уведомления о деятельности группы судья сочла собственным упущением де факто существующей группы. Таким образом, в постановлении четко сформулировано, что вина Оссерваарде считается доказанной, так как он «осуществлял миссионерскую деятельность без уведомления в письменной форме о начале деятельности религиозной группы». Смягчающих обстоятельств судья не установила. В настоящее время постановление о наложении штрафа в 40 тысяч рублей на гражданина США обжалуется. По этому делу хорошо видно, что новое законодательство поставило верующих в положение оправдывающихся и виноватых. Причем сами оправдания в свете определения миссионерства в законе часто звучат абсурдно. Верующие в реальности, должны говорить, что раздача литературы на улице – это не миссионерская деятельность. Именно это удалось доказать кришнаиту в Черкесске. И приглашение на изучение Библии во главе с баптистским проповедником – это тоже не миссия. Главное, чтобы христиане не поверили в это на самом деле. Аналогичные Орловскому дела уже возникли вокруг деятельности христианских религиозных групп в Твери и Марий Эл. Полиция и суды только входят во вкус миссионерского дела. Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |