В Госдуме готовится законопроект о введении лицензий от традиционных конфессий на миссионерскую деятельность

В Госдуме готовится законопроект о введении лицензий от традиционных конфессий на миссионерскую деятельность
30 Мая 2016
Депутат Госдумы Максим Щепинов, представляющий в парламенте Оренбургскую область, разрабатывает законопроект, согласно которому миссионеры должны будут получать документ от традиционных конфессий, подтверждающий право на ведение миссионерской деятельности. Инициаторами законопроекта о миссионерской деятельности выступила группа священников в Оренбургской области. Об этом сообщает портал Православного правозащитного аналитического центра.

«В Оренбурге, как и в других регионах, существует проблема, когда людей заманивают во всевозможные секты, прикрываясь псевдорелигией. Нам предложили внести законопроект, чтобы люди, которые занимаются миссионерской деятельностью, имели определенный документ на право занятия этим от православной конфессии, от мусульманской… Мы над этим законопроектом работаем, и, думаю, в ближайшее время внесем», — сказал Щепинов.

По словам депутата, если человек или организация занимаются миссионерством, то их деятельность должна быть «как минимум прозрачной и аккредитованной, чтобы это не были люди, которые вовлекают в секты, отнимают имущество и доводят людей до самоубийства».

Ранее в Госдуму были внесены два законопроекта о миссионерской деятельности.

Первый касается самого понятие «миссионерская деятельность», которое до сих пор отсутствует в нашем законодательстве. Законопроект внесло на рассмотрения Госдумы Архангельское областное собрание депутатов в феврале 2016 года, однако до сих пор он не дошел даже до первого чтения.

Архангельские депутаты предлагали закрепить понятие «миссионерская деятельность» в законодательстве, чтобы контролировать работу миссионеров, в том числе приехавших из-за границы.
«Законопроектом предлагается определить понятия «миссионерская деятельность», «миссионер», «информационная миссионерская деятельность» и «организационная миссионерская деятельность», а также предоставить субъектам право устанавливать порядок осуществления религиозным объединением миссионерской деятельности на территории субъекта РФ», — говорится в пояснительной записке.
Авторы законопроекта поясняют, что действующее федеральное законодательство не регулирует в достаточном объеме правоотношения, связанные с порядком осуществления миссионерской деятельности.

«В настоящий момент отсутствуют механизмы контроля за деятельностью миссионеров, в том числе прибывших из-за рубежа, проповедующих на территории России», — говорится в пояснительной записке.

Разграничивая полномочия между федеральными и региональными властями в сфере религиозной деятельности, законодательство РФ напрямую не наделяет власти субъектов РФ полномочиями по правовому регулированию вопросов осуществления миссионерской деятельности.


«Защита граждан РФ, религиозных объединений от действий лиц, осуществляющих миссионерскую деятельность, проповедующих религиозные взгляды от имени религиозных объединений и не являющихся уполномоченными религиозными объединениями на указанную деятельность, сегодня приоритетна для органов государственной власти, представителей Русской православной церкви и других традиционных конфессий страны», — отмечают авторы.

В апреле член Совета Федерации от Мурманской области Игорь Чернышенко предложил установить обязанность религиозных организаций уведомлять территориальные подразделения Минюста об осуществлении миссионерской деятельности, а также запретить им склонять граждан к отказу от имущества в пользу общины.

В конце мая 2016 года стало известно, что 21 апреля 2016 года в Госдуму были внесен законопроект «О внесении изменения в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (в части определения понятия миссионерская деятельность)». Предлагаемые им поправки вводят определение миссионерской деятельности и предусматривают возможность ведения такой деятельности только для представителей зарегистрированных религиозных организаций. Кроме того, поправки обязывают религиозные организации уведомлять государственные органы «о прибытии своих представителей для осуществления миссионерской деятельности на территории соответствующего субъекта Российской Федерации».

В пояснительной записке автор законопроекта ссылается постановление Конституционного суда РФ от 1999 года, в котором говорится, что «государство вправе предусмотреть определенные преграды, с тем чтобы не допускать легализации сект, нарушающих права человека и совершающих незаконные и преступные деяния», а также на ряд зарубежных «антисектантских» нормативных актов.

«Многоконфессиональный уклад, сложившийся в Российской Федерации, исторически обусловлен. В тоже время постоянно возникают различные новые религиозные движения и секты, которые зачастую используют достаточно «агрессивные» способы привлечения в свои ряды новых членов. Не ослабевает и интерес к России и со стороны иностранных религиозных объединений. Их навязчивая деятельность нередко приводит к нарушению прав и свобод граждан», — говорится в документе.

Во многих регионах России уже приняты свои законы, которые регулируют вопросы деятельности религиозных организаций и миссионерской деятельности.

Последним таким регионом стал Ямало-Ненецкий автономный округ (ЯНАО). Закон о контроле за миссионерской деятельностью был принят в окончательном чтении Законодательным собранием.

«Закон «О миссионерской деятельности» предусматривает контроль за деятельностью религиозных пропагандистов, прибывших из-за рубежа и проповедующих на территории автономного округа. Осуществлять миссионерскую деятельность имеют право только те иностранные граждане, которые официально уведомили об этом органы власти. Остальные гости, которые приезжают с туристическими, коммерческими и иными целями, не имеют право на религиозную пропаганду», — сказали в пресс-службе.

Согласно тексту закона, миссионер, который решит осуществлять свою деятельность на территории ЯНАО, должен будет уведомить о ее начале.

«Миссионерскую деятельность на территории округа имеют право осуществлять миссионеры, имеющие документ, удостоверяющий их принадлежность к религиозному объединению, либо документ, подтверждающий наличие полномочий на распространение религиозной литературы и иных предметов религиозного назначения. До начала своей деятельности миссионеры обязаны представить копию приглашения, программу миссии», — говорится в законе.

Религиозные деятели смогут работать в культовых зданиях или местах для публичных мероприятий, специально отведенных властями ЯНАО. Дома — только с согласия жильцов.
Соответствующие законы также были приняты в Северной Осетии, Белгородской, Костромской, Смоленской, Курской, Тюменской, Архангельской, Новгородской областях, Ставропольском крае и Башкирии.

источник: Седмица





также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru