Ильяс Богатырев. Антиэкстремистское законодательство: как защитить равенство всех религий20 Мая 2016
Конституция РФ закрепляет права и свободы человека в качестве высшей ценности, а также гарантии свободы совести и вероисповедания, включая право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними [1, с. 8]. Правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу вероисповедания в России регулируются Федеральным Законом №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях». Вместе с этим Россия является светским государством, где религиозные объединения отделены от государства, никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной [2, с. 8]. В Российской Федерации не допускается агитация, возбуждающая религиозную вражду [3, с. 8]. Более того, пропаганда превосходства или неполноценности человека по признаку его религиозной принадлежности или отношения к религии является экстремистской деятельностью в соответствии с ФЗ №114 «О противодействии экстремистской деятельности» [4, с. 8], в преамбуле к которому сказано об определении правовых и организационных основ противодействия экстремистской деятельности в целях защиты прав и свобод человека и гражданина. Таким образом, и закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», и закон «О противодействии экстремистской деятельности» направлены на обеспечение прав и свобод человека, однако практика показывает, что в определённых ситуациях решения судебных органов, опирающихся на антиэкстремистское законодательство, воспринимается частью общества в качестве ограничения свободы вероисповедания. Речь идёт о проблематике оценки религиозных текстов, которая с 2004 года добавилась в сферу государственно-конфессиональных отношений, когда на Минюст РФ были возложены функции по ведению, опубликованию и размещению в сети интернет федерального списка экстремистских материалов. На 19.12.2015 года Федеральный список включает 3190 материалов печатного и электронного характера в виде текста, аудио и видеороликов, часть которых по своему названию и содержанию может относиться, упоминать в позитивном или негативном смысле, а также информировать о религиях, составляющих неотъемлемую часть исторического наследия народов России, Христианстве, Исламе, Иудаизме и Буддизме. Так, например, среди экстремистских материалов в данном списке можно найти: №1409 Независимое православно-патриотическое издание «Русь православная» (решение Куйбышевского районного суда города Санкт-Петербурга от 21.03.2012), №746 Листовка «Ислам, и ничто другое, разрешает проблемы человека» (решение Московского районного суда г. Казани от 17.09.2010), и др. Процедура формирования Федерального списка экстремистских материалов неоднократно вызывала критику со стороны религиозных и общественных деятелей России. Так комиссия по межнациональным отношениям и свободе слова Общественной палаты Российской Федерации в ноябре 2013 года направила обращение от 21 ноября 2013 года №4ОПК-5/2121 в судебные и правоохранительные органы РФ о вопросе правомерности применения антиэкстремистского законодательства к религиозным текстам. Члены комиссии отметили следующее: «Понимая необходимость ограничения распространения экстремистских материалов, просим Верховный суд Российской Федерации, Генеральную прокуратуру Российской Федерации и Министерство внутренних дел Российской Федерации исключить из процедур оценки на предмет экстремизма древние священные книги традиционных для России религий, а также других известных в мире религиозных традиций, в частности, индуизма, сикхизма, синтоизма, конфуцианства» [5, с. 8]. Также на официальном сайте Совета муфтиев России было опубликовано заявление муфтиев от 25 августа 2012 года, одним из пунктов которого значится следующее: «Мы настоятельно призываем обратить внимание на процесс не всегда обоснованного запрета просветительских мусульманских изданий и литературы. К данному вопросу необходимо подходить более тщательно и взвешенно, так как необдуманные решения зачастую подрывают масштабные усилия централизованных духовных управлений мусульман в просветительской сфере, их сотрудничество с властными структурами и общественностью в благодатном деле возрождения испытанных веками на российской земле традиционных мусульманских ценностей и противодействия нетерпимости на религиозной основе» [6, с. 8]. Нужно отметить, что представители мусульманских религиозных объединений часто поднимали в публичном и информационном пространстве вопрос о нелегитимности запретов мусульманской религиозный литературы, в том числе классических мусульманских религиозных текстов Корана и сборников Хадисов, являющихся источниками Исламского вероучения. Можно отметить сбор подписей мусульман под обращением к российским властям после решения суда г. Новороссийска о запрете и уничтожении книги «Перевод смыслов Корана» в 2013 году, и обращение «Союза мусульманской молодёжи» в Администрацию Президента РФ после решения Ленинского районного суда г.Оренбурга о запрете целого ряда классических мусульманских текстов в 2012 году. Стоит добавить, что практически все ситуации с запретом мусульманской религиозной литературы сопровождались жалобами на низкое качество экспертной оценки, проводимой лицами, не являвшимися специалистами в области религиоведения, или вовсе основывались только на выводах органов прокуратуры о наличии в текстах признаков экстремизма [7, с. 8]. Несмотря на возрастающую негативную реакцию части общества, процедура оценки и внесения тех или иных текстов в список экстремистских материалов с 2004 года существенно не менялась вплоть до сентября 2015 года, когда решением городского суда Южно-Сахалинска экстремистской была признана книга, содержащая, как и в 2013 году, аяты (тексты) Корана. На этот раз решение суда вызвало более широкий резонанс. С критикой решения о запрете выступили руководители некоторых регионов России, ряд депутатов Государственной Думы, известные религиозные деятели различных конфессий. В определённой степени была спровоцирована конфликтная ситуация, в которую были вовлечены судебные органы, органы прокуратуры, средства массовой информации. В результате в середине октября 2015 года Владимир Владимирович Путин внес в Государственную Думу законопроект о внесении изменений в закон «О противодействии экстремистской деятельности». В Пояснительной записке к проекту закона было отмечено, что Конституцией России определена гарантия свободы вероисповедания. В развитие данного положение принят закон «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии со статьей 2 которого нормативные правовые акты, принимаемые в РФ и затрагивающие реализацию права на свободу совести и свободу вероисповедания должны соответствовать этому закону. Исходя из преамбулы названного закона именно христианство, ислам, иудаизм и буддизм составляют неотъемлемую часть исторического наследия народов России. В этой связи и в целях обеспечения равного уважения к мировым традиционным религиям законопроектом было предложено установить, что Библия, Коран, Танах и Ганджур, составляющие духовную основу упомянутых религий, их содержание и цитаты из них не могут быть признаны экстремистскими материалами [8, с. 8]. В такой формулировке данный законопроект был рассмотрен и принят Государственной Думой 11 ноября 2015 года, одобрен Советом Федерации 18 ноября, подписан Президентом РФ 23 ноября. Также добавлю, что 5 ноября 2015 года Областной суда Сахалинской области отменил решение суда г. Южно-Сахалинска. Факт принятия изменений в закон «О противодействии экстремистской деятельности» в значительной степени снял напряжённость и вызвал положительную реакцию российского мусульманского сообщества. Такой результат вызван тем, что большое количество мусульманской вероучительной литературы опирается на цитаты Корана, который сам по себе для последователей Ислама является сакральным объектом. Ранее религиозные организации России были вынуждены прилагать значительные усилия для отслеживания ситуации вокруг проверок религиозной литературы и приведения своего библиотечного фонда к соответствию новым решениям судов, запретивших ту или иную книгу, то есть описать, уничтожить книги, попавшие под запрет, найти им замену. Всё это создавало значительные проблемы организационного и материального характера, формировало недовольство со стороны верующих людей, независимо от конфессиональной принадлежности. Поэтому кроме мусульманских религиозных деятелей, поддержку законодательной инициативе В.В.Путина о внесении изменений в закон «О противодействии экстремистской деятельности» высказали представители других религий, общественных организаций, депутаты Государственной Думы РФ [9, с. 8]. Таким образом, произошедшие законодательные изменения, ставшие с 2004 года первой корректировкой в вопросе оценки религиозной литературы, развивают конституционный принцип свободы вероисповедания, предупреждая противоречия между законами о свободе совести и о профилактике экстремистской деятельности в приложении к Библии, Корану, Танаху и Ганджуру. Вместе с этим уже на стадии рассмотрения инициативы Президента РФ в Государственной Думе, со стороны российских религиозных организаций звучали предложения о расширении списка священных текстов, которые должны быть выведены из-под действия антиэкстремистских норм [10, с. 9]. Критике со стороны представителей общественных и правозащитных организаций подвергалась процедура экспертизы религиозных текстов и в целом «антиэкстремистская политика» государства [11, с. 9]. При этом ряд депутатов Государственной Думы высказывали и обратные мнения, отвергая необходимость корректировки законодательства в сфере свободы вероисповедания [12, с. 9]. Исходя из этого, считать вышеупомянутые законодательные изменения исчерпывающими проблематику запрета религиозной литературы и необходимость дальнейшего развития норм о свободе вероисповедания, преждевременно. Одним из вопросов, остающимся предметом дискуссии, является вопрос подсудности дел о рассмотрении религиозных текстов на предмет экстремизма. В настоящее время решение о запрете того или иного религиозного текста может быть принято районным судом любого региона РФ. При этом действие такого решения затрагивает права на свободу вероисповедания верующих по всей стране. В связи с этим звучат предложения о повышении уровня подсудности подобных дел как минимум до уровня региональных судов субъектов РФ [13, с. 9]. Кроме того, представляется, что в дальнейшем необходимо конкретизировать процедуру экспертной оценки религиозных текстов в части урегулирования круга лиц, которые могут быть допущены к экспертизе. В первую очередь предусмотреть участие в оценке специалистов в области религиоведения, имеющих опыт работы с религиозными текстами. Вместе с этим, для реализации всей полноты права на свободу совести и вероисповедания, необходимо включить в круг лиц, участвующих в экспертизе, представителей соответствующих зарегистрированных религиозных объединений. Также можно рассмотреть возможность расширения списка литературы, которая не может быть признана экстремистской. Дело в том, что принятые изменения в закон «О противодействии экстремистской деятельности» касаются только Библии, Корана, Танаха и Ганджура, как главных книг Христианства, Ислама, Иудаизма и Буддизма. Вместе с этим данные религиозные конфессии в своём вероучении опираются не только на вышеупомянутые тексты. В дискуссиях вокруг поправок в закон представители религиозных организаций обращали внимание на необходимость выведения из-под действия антиэкстремистского законодательства и других книг, не меньшим образом составляющих основу вероубеждения той или иной религии, например, священное предание для РПЦ, сборники хадисов для мусульманских религиозных организаций и т.д. [14, с. 9]. Кроме того, можно обратить внимание, что в России действуют различные зарегистрированные религиозные объединения, в том числе и не традиционные для нашего общества, которым, в соответствии со ст.14 Конституции РФ, гарантируются равные права перед законом. Вообще, сам факт государственной регистрации религиозного объединения уполномоченным органом должен означать анализ вероучения данного объединения компетентными государственными органами и признание данного вероучения легальным. И хотя государство может обозначить приоритеты во взаимоотношениях с религиозными конфессиями, их реализация на практике, в рамках светского законодательства, представляется труднореализуемой. Поэтому, исходя из логики, все тексты, составляющие основу вероучения, в том числе, нетрадиционных религиозных организаций, также должны быть выведены из-под действия антиэкстремистского законодательства. В качестве другого решения может быть предложено формирование одобренного зарегистрированными религиозными организациями списка литературы, на который могли бы ориентироваться государственные органы при рассмотрении соответствующих дел. Таким образом, можно констатировать, что в сфере законодательства о свободе совести и вероисповедания остаются вопросы, вызывающие противоречивые точки зрения. В этой связи можно предположить, что диалог между государством, религиозными организациями и гражданами, исповедующими те или иные религии, будет продолжен и в дальнейшем. И.Б. Богатырёв
Библиографический список: 1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г., ст.28 // Консультант плюс 2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г., ст.14 // Консультант плюс 3. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г., ст.29 // Консультант плюс 4. Федеральный Закон Российской Федерации от 25.07.2002 № 114-ФЗ (ред. от 23.11.2015 г.) // Консультант плюс 5. Обращение Комиссии по межнациональным отношениям и свободе совести Общественной палаты РФ в Министерство внутренних дел Российской Федерации от 21 ноября 2013 года №4ОПК-5/2121 [Электронный ресурс] // Общественная палата Российской Федерации URL: https://www.oprf.ru/files/2013dok/MVD21112013.pdf (дата обращения: 02.01.2016). 6. Заявление Совета Муфтиев России по ситуации в России и за рубежом [Электронный ресурс] // Совет Муфтиев России URL: http://muslim.ru/articles/280/8484/ (дата обращения: 02.01.2016). 7. Судья запретила фразы из Корана без религиоведческой экспертизы // Lifenews URL: http://lifenews.ru/news/161158 (дата обращения 03.01.2016); В действиях судьи, запретившего 68 исламских книг, выявлены грубые нарушения // Ансар URL: http://www.ansar.ru/sobcor/v-dejstviyah-sudi-zapretivshego-68-islamskih-knig-vyyavleny-grubye-narusheniya (дата обращения 03.01.2016): 8. Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» [Электронный ресурс] // Сайт Президента России URL: http://kremlin.ru/acts/news/50509 (дата обращения: 02.01.2016). 9. Госдума запретила признавать священные тексты экстремистскими [Электронный ресурс] // Интернет-газета Лента.ру URL: http://lenta.ru/news/2015/11/11/holyduma/ (дата обращения: 02.01.2016). 10. Путинский закон о защите Корана и Библии предложили расширить экстремистскими [Электронный ресурс] // Информационное агентство «РосБизнесКонсалтинг» URL: http://www.rbc.ru/politics/20/10/2015/562638309a7947f113e695e9#xtor=AL-[internal_traffic]--[rss.rbc.ru]-[top_stories] (дата обращения: 02.01.2016). 11. Это провокация против мусульман [Электронный ресурс] // Газета.ru URL:http://www.gazeta.ru/social/2012/06/20/4633769.shtml (дата обращения: 02.01.2016). 12. Никуда не годится, когда в качестве эксперта выступает патологоанатом [Электронный ресурс] // Газета.ru URL: http://www.gazeta.ru/social/2012/06/14/4626225.shtml (дата обращения: 02.01.2016). 13. Адвокат Владимир Ряховский. От священных текстов к судебной практике [Электронный ресурс] // Сетевое издание: Религия и право URL: http://www.sclj.ru/analytics/obozrevatel/detail.php?ELEMENT_ID=6360 (дата обращения: 02.01.2016). 14. В РПЦ настаивают на защите законом не только Библии, но и богослужебных текстов [Электронный ресурс] // ТАСС: информационное агентство России URL: http://tass.ru/obschestvo/2362670 (дата обращения: 02.01.2016).
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |