«Колизей»: от «Голгофы» до дискриминации религиозных меньшинств29 Апреля 2016
В малом зале Санкт-Петербургского «Колизея» 26 апреля 2016 года состоялась Международная научно-практическая конференция «Религия на общественной арене: проблема дискриминации по религиозному признаку». Организаторами мероприятия выступили Информационно-аналитический центр «Сова», Центр по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН, Гильдия экспертов по религии и праву при поддержке Научно-методического совета по религиоведению Академии просвещения и дополнительного образования МОО Общество «Знание» СПб и ЛО.
Модератором форума выступил известный религиовед, доктор социологических наук Михаил СМИРНОВ, который объявив об открытии встречи и предоставил слово для приветствий организаторам и участникам Конференции. Директор Информационно-аналитического центра «Сова» и член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Александр ВЕРХОВСКИЙ в своем приветствии выразил благодарность организации, предоставившей свое помещение для встречи ученых, правозащитников и представителей религиозных организаций. Мероприятие проходило в Малом конференц-зале знаменитого Санкт-Петербургского «Колизея», принадлежащего сегодня протестантской церкви «Миссия Благая весть». Не скрывая своей уверенности в конструктивном характере предстоящих выступлений и дискуссии, директор ИАЦ «Сова» передал слово руководителю «Колизея» - старшему пастору Церкви, епископ РОСХВЕ по СПБ и области Дмитрию ШАТРОВУ, и представитель принимающей стороны также приветствовал участников и гостей мероприятия. Епископ выразил удовлетворение тем, что для обсуждения столь актуальной в наши дни проблемы, оргкомитет выбрал именно исторический объект «Колизей». Этот известный сегодня памятник истории и культуры в виде круглого сооружения для круговой панорамы был возведен в 1907 году архитектором Л.Л. Фуфаевским. Изначально в нём экспонировалась панорама «Голгофа» («Страдание Христа»), затем здание несколько раз меняло назначение и реконструировалось в 1950-х годах. До 2010 года помещения использовались кинотеатром, а после закрытия зрелищного учреждения, с октября 2011 года, перешло во владение организации христиан-протестантов «Миссия Благая весть». Таким образом, по словам протестантского епископа, к настоящему времени завершился своего рода символический цикл, в котором, начав с демонстрации напоминания людям о перенесенных Иисусом страданий на Голгофе, здание вновь помогает напомнить нашим современникам о несправедливости страданий, выпадающих на долю верующим из-за чьей-то прихоти. Со следующим приветствием к участникам и гостям Конференции обратилась представитель ЕС в Российской Федерации Татьяна БОКАРЕВА. Выразив уверенность в том, что представительный состав форума, участники которого известны высоким уровнем профессионализма, глубокими знаниями в своей сфере и усердной деятельностью во благо общества может служить гарантом его продуктивности, Т.Бокарева от имени своей организации засвидетельствовала безусловную поддержку такой инициативы. Далее, модератор - д.соц.н, зампредседателя Научно-методического совета по религиоведению Академии просвещения и дополнительного образования МОО Общество «Знание» СПб и ЛО Михаил СМИРНОВ заметил, что уже в самом названии Конференции наблюдается любопытная символичность. С одной стороны, «религия» - как общепризнанный феномен, который всегда присутствует на «общественной арене», может восприниматься как объект научно-религиоведческого подхода. С другой – такое явление, как «проблема дискриминации по религиозному признаку» действительно стала одной из прискорбных реалий в России, и напоминает о себе с каждым днем все более настойчиво. Таким образом, совместное участие в данном мероприятии ученых и правозащитников, позволяет более объемно увидеть действительность. И, быть может, обозначить какие-то неординарные пути к осмыслению и разрежению актуальных проблем. Религиовед обратил внимание и на ту деталь, что в «тоненькой книжечке, о которой знаю все соотечественники, но которую редко кто открывал и читал», есть одна весьма примечательная особенность. А именно, в ст. 17 Конституции РФ, которая посвящена правам и свободам, речь идет не о гарантиях по признаку партийной, национальной или религиозной принадлежности, а об «основных правах и свободах человека», которые «неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения». Поэтому, проблема дискриминации таких прав выглядит особенно остро, а дискриминация прав и свободы на собственное мироощущение – в т.ч. свободу исповедания религии или неверия, ощущается воспринимается людьми наиболее оскорбительной и болезненной. Первое плановое выступление Александра ВЕРХОВСКОГО было посвящено основным и наиболее актуальным сегодня позициям мониторинга возглавляемого им Центра «Сова». Среди таковых было названо неправомерное применение «антиэкстремистского» законодательства, где в сознании чиновников смешиваются воедино политические тенденций и мифы о религиозных организациях, которые создаются сравнительно маргинальными группами недобросовестных противников религиозной свободы. Внедрение ими в массовое сознание негативно окрашенных терминов «секта», «деструктивный» и «тоталитарный» культы, придание негативного звучания понятию «новые религиозные организации» (НРД) и подобное, вполне логичным образом оказалось действительно серьезным деструктивным фактором, подрывающим стабильность в обществе и государстве. В сознании малосведущими в сфере религии людей, искусственно формируется представление, что абсолютно все религиозные направления, которые упоминаются в системных СМИ, как «секты» - а это, Свидетели Иеговы, определенные направления в исламе, язычество, христианский протестантизм, отдельные православные сообщества, а нередко и католицизм – все это находится в едином ряду с сатанизмом, гипнотическим мошенничеством и шарлатанством. Ничего неожиданного или удивительного в том, что это лишь способствует формированию в обществе атмосферы подозрительности, страхов и ненависти ко всему непонятному и не поощряемому в средствах массовой информации. В результате, все религиозные сообщества за исключением немногих, представленных в СМИ как «традиционные», воспринимаются малограмотными людьми, как некое сообщество заведомых «извергов», представляющих для них угрозу. Резюмируя свое выступление, Верховский с сожалением отметил, что государство явно уходит от поддержания позиции своей нейтральности в отношении религии, и вместо ожидаемого позитива это дает совершенно противоположный эффект. Справедливо заметив, что угрозы, которые может нести в себе любая религиозная активность, исторически неизбежны, выступающий напомнил, что аннулировать эту закономерность невозможно, так же, как риски использования религиозной мотивации в политических целях. Однако, одно дело – абстрактные риски, и совсем другое дело - реализация таких угроз, от которых люди государство и общество всегда имеют возможность обезопаситься. Выступление сопредседателя Славянского правового Центра, адвоката, доктора юр. наук Анатолия ПЧЕЛИНЦЕВА было посвящено, в основном, ряду угроз и правоприменительной путанице в связи с изменениями, внесенными в ФЗ « О свободе совести и о религиозных объединениях», а также «законотворческих экспериментов» в этом направлении в ряде регионов России. Региональная самодеятельность, которая наблюдается в принятии местных норм «о миссионерстве», «о свободе совести» и проч, открывает широкие возможности для любого произвола. Однако, регулирование этих норм лишь федеральным законодательством, принятие которого отчетливо тормозится в последнее время, несколько приостанавливает деструктивные процессы – в том числе, и в плане дискриминирования соотечественников по признаку вероисповедания. Здесь Пчелинцев не исключил вероятности того, что федеральные власти начинают понимать, к чему может привести игнорирование Конституции в регионах, где предпринимаются попытки "перетягивания одеял" на себя с желанием ухватить себе право творить что угодно с законами о миссионерстве или свободе совести, как бы их не называли. В связи с этим адвокат привел ряд откровенно нелепых положений, введенных, а затем частично отмененных, а частично сохраняющихся в некоторых регионах, упомянув, в частности, и о развивающемся судебном процессе в Выборгском районном суде Санкт-Петербурга, где прокуратура требует признания экстремистским издания Библии в переводе на русский язык. Скандальный судебный процесс находится на начальной стадии, не смотря на недавно узаконенную инициативу президента о недопустимости исследований на предмет экстремизма четырех Священных писаний, среди которых и Библия. Болезненная идея преступить разумный в своей очевидности запрет могла быть вызвана лишь тем, что тираж Священного писания в переводе Нового мира был задержан таможней из-за того, что получателями являются Свидетели Иеговы. Вполне очевидно, что такого рода прецеденты могут возникать вследствие так называемой «антикультистской» кампании, инициированной клерикальными «сектоведами». Нетрудно допустить, что в условиях коррупции, определенная часть чиновничества может содействовать в этом наиболее агрессивным представителям «титульной» конфессии. Иначе попытки правоохранителей ограничить одни религиозные направления и освободить руки другим в обмен на возможность их использовать, объяснить было бы сложно. Выступление адвоката, председателя правления Гильдии экспертов по религии и праву, главреда журнала «Юридическое религиоведение» Инны ЗАГРЕБИНОЙ было посвящено определению пределов в степени вмешательства государства во внутренние дела жизнь религиозных сообществ и организаций. В докладе юриста было приведено немалое количество конкретных фактов, говорящих не только о том, насколько абсурдно могут выглядеть необдуманные и безграмотные законотворческие инициативы. Потому что еще больше нелепостей возникает в процессе правоприменительной практики с использованием «нового религиозного законодательства». Одним из примером можно считать историю с изменениями в правовом регулировании порядка формирования «религиозных групп». Так, вполне достаточное ранее заявление таких групп о своем фактическом существовании в результате «совершенствования» закона превратилось в объемный пакет документов, включающих в себя откровенно антиконституционные требования. Впечатляющие данные доклада Загребиной не могли не вызвать у участников конференции вопроса о том, случайно и по недомыслию, либо намеренно может формироваться подобное законодательство. Хотя, судя по последнему выступлению в «Известиях» главы Следственного комитета РФ Бастрыкина, нетрудно предположить, что речь может идти о попытке внедрения и оправдания антиконституционного произвола Выступление сотрудника Информационно-аналитического центра «Сова» Ольги СИБИРЕВОЙ давало возможность убедиться в усиления активности клерикальной агрессии в отношении иноверия и иноверцев. В качестве отчетливых признаков такого процесса Сибирева обратилась к результатам регулярного мониторинга, который входит в функции Центра. Сопоставление и анализ конкретных фактов, информация о которых поступает из разных регионов Российской Федерации, позволяют убедиться в том, что культивирование антисектантских (антирелигиозных) настроений, прецеденты использования антиэкстремитсткого законодательства в качестве инструмента для дискриминации прав соотечественников, неугодных чиновникам и РПЦ своими религиозными убеждениями продолжают нарастать. Наиболее показательными объектами такой дискриминации становятся опять же Свидетели Иеговы, мусульмане, христиане-пятидесятники и другие верующие россияне. При этом в ход идут и столь абстрактные категории, как «оскорбленные религиозные чувства», в плане использования которых особо отличаются так называемые «православные активисты», которых может «оскорбить» все, что угодно. В результате, не являются редкостью вмешательства таких активистов, в том числе, при поддержке со стороны православных священнослужителей и иерархов, в жизнь светского общества, носящие, зачастую, откровенно хулиганский характер. В докладе юриста Централизованной религиозной организации Центр обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР) Михаила ФРОЛОВА прозвучали свидетельства об атмосфере, в которой существует это религиозное сообщество в настоящий момент. Кратко коснувшись истории появления кришнаинтов (вайшнавов) в России и формирования их религиозной организации, выступавший рассказал о смехотворных поводах, которые используются администраторами для ограничения свободы вероисповедания. Не скрывая того, что власть и правоохранители не вмешиваются во внутреннюю жизнь общин на их территории, юрист отметил, что такие непременные атрибуты вайшнавского культа, как праздничные процессии вызывают со стороны администрации нескрываемое раздражение. Стоит где-либо появиться подобному шествию, как в силу вступает весьма своеобразный «регламент», согласно которому ходить можно «не ближе, чем в 10 метрах от тротуаров и газонов», а бесплатная раздача кришнаитами своих проспектов и книг, воспринимается, как «навязчивое приставание к прохожим». Однако, по мнению Фролова, пусть такая ситуация крайне неприятна и оскорбительна для верующих, но еще более-менее сносна: в конце концов, Свидетелям Иеговы, которые тоже бесплатно раздают брошюры, достается за это «вообще немеряно». Доклад религиоведа, д.ф.н., профессора Екатерины ЭЛБАКЯН был посвящен теме дискриминации религиозных меньшинств, как одной их частей фактической религиозной политики в наши дни. По мнению ученого, положение религиозных меньшинств в любой стране можно считать самым точным индикатором религиозной ситуации в государстве, а также состояния религиозной свободы. В своем докладе религиовед расшифровала и строго систематизировала ряд явлений, являющихся главными факторами формирования религиозной атмосферы в России, как и лубом ином государстве. Были даны определения понятиям «религиозная политика», «религиозная ситуация» и, разумеется, «религиозные меньшинства», в качестве примера положения которых сегодня в стране, Элбакян коснулась ситуации Свидетелей Иеговы и религиозного сообщества саентологов. Упомянув о своем участии в качестве эксперта в отношении этих двух сообществ, в том числе в судебных процессах, религиовед призналась, что у нее вызывает недоумение поразительно упорство в преследовании правоохранителями верующих представителей религиозных меньшинств - законопослушных граждан, платящих налоги на содержание в том числе и правоохранителей и суда, как убийцы, бандиты, коррупционеры остаются безнаказанными. Юрист, руководитель отдела общественных связей и религиозной свободы Западно-Российского союза Церкви Христиан Адвентистов седьмого дня Василий НИЧИК коснулся в своем выступлении странной парадоксальности, присутствующей в мотивировании преследований верующих в России. Христианам - последователям различных направлений этой религии, в качестве «экстремизма» или «пропаганды нетерпимости» инкриминируются, зачастую, те действия или высказывания, которые являются составными частями исповеднической практики. Свидетелей Иеговы преследуют за то, что они «ходят по двое» и рассказывают о том, как понимают Библию; адвентистов упрекают в том, как они понимают и исполняют заветы Иисуса Христа; пятидесятников осуждают за то, что их богослужения могут казаться непривычными для других христиан. «Ну, давайте тогда, уж, сразу признавайте Евангелие «экстремистской литературой», - иронизировал юрист. – Сам Христос в Новом завете заповедал своим апостолам "идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари"». Ничик выразил сожаление, также, крайне неприглядной ролью, которую в пропаганде нетерпимости и нагнетании ненависти по религиозным мотивам играют, зачастую, российские СМИ. В качестве примера того, как телевидение может участвовать в программировании массового сознания на закрепление у людей неприязни и ненависти ко всему, что ассоциируется них с понятием «секты», он упомянул серию антирелигиозных телешоу, транслированных ТК Россия-1, направленную на возбуждение вражды в отношении пятидесятников, мормонов, Свидетелей Иеговы. В выступлении ведущего научного сотрудника, руководителя Центра по изучению проблем религии и общества ИЕ РАН и зам. главреда журнала «Современная Европа» Романа ЛУНКИНА констатировался ряд серьезных тенденций, связанных со злоупотреблениями в сфере использования «антиэкстремистского» законодательства для дискриминации различных вероисповедных сообществ и их организаций. Одновременно, Лункин особо подчеркнул актуальность использования религиозными организациями для защиты своих прав строго правовых способов – обращения в судебные и правоохранительные органы, правозащитные организации и к государственным администрациям. При этом, немаловажным для выступающего представляется и постоянное предоставление властям достоверной информации и разъяснений о действительной, а не надуманной религиозной практике вероисповедных меньшинств, о их социальной и общекультурной активности, противопоставляя эти данные антикультистским мифам. В заключение прозвучало выступление представителя национального офиса Церкви Саентологии по СНГ Нины ДЕ КАСТРО, в котором она полностью поддержала идеи Романа Лункина о необходимости настойчивого информирования чиновничества о достоверной жизни и различных сторонах активности религиозных организаций. По мнению Де Кастро, именно это может способствовать исправлению печальной сегодня ситуации с религиозными меньшинствами в России в лучшую сторону. По окончании запланированных выступлений прошли оживленная свободная дискуссия и состоялось подведение итогов Конференции. Соответствующий документ так же, как тексты отдельных докладов и реплик участников будут вскоре опубликованы.
Михаил Ситников.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |