Новые враги народа. Кому выгодна война с еретиками в XXI веке?19 Апреля 2016
Когда-то в России пугали врагами народа. Эти страшные люди были за каждым углом, при том, что никто точно не знал, чем они провинились. Только власть решала, кто является врагом народа, а кто – нет. Если вы оказались врагом народа, вы могли твердо знать: за вами уже выехали.
В числе врагов народа почти сразу оказались свидетели Иеговы. Члены этого движения десятилетиями подвергалась ссылкам и тюрьмам за «антисоветскую пропаганду» и просто за то, что не вписывались в требуемые государством рамки. Например, в 1950-х годах их массово ссылали в Сибирь. При этом они никогда не выступали ни против народа, ни против государства, их единственная «вина» состояла в том, что они верили в Бога не так, как разрешалось.
Василий Калин, председатель Руководящего комитета «Управленческого центра Свидетелей Иеговы в России», рассказывал в интервью радио «Свобода»: «В вагоны, в которых возили животных, поместили по 60 человек. Это люди разных возрастов – это бабушки, дедушки, молодые юноши, девушки, взрослые люди, маленькие дети, грудные дети. Никаких условий, никакой санитарии, ни туалета, ни помыться, ничего. С самого начала не кормили, поэтому делились тем, что было. То, что было в вагоне, было общее. Затем стали давать пищу: на вагон ведро супа, ведро каши. Очень хорошо помню день, когда нас накормили хорошей соленой рыбой, а потом не было воды. Взрослые это переносили, может быть, а дети плакали. Вот так 20 суток мы ехали. Мы достигли города Иркутска, нас сослали в Чумский район, станция Торея. Это была первая ссылка, куда мы попали после Украины».
Сегодня эта ситуация повторяется, но с более современным термином – «экстремизм». Снова никому точно не ясно, кто это такие – экстремисты. В их число можно записать любого человека и любую организацию, благо что нынешнее законодательство не устанавливает никаких границ для полета фантазии. Свидетели Иеговы получили ярлык экстремистов не потому, что кого-то убили или ограбили – такие факты никто не представил, – а только за распространение религиозной литературы. Россия стала единственной страной, в которой распространение литературы законодательно классифицируется как экстремизм.
Журналист Александр Подрабинек очень точно подметил в эфире той же передачи: «Вот такие преступления! Обходят жилые дома, предлагают свои книги, приглашают совместно изучать Библию. Одним словом, враги общества и государства. Забитого общества и авторитарного государства».
За подобные «преступления» пока никто не уехал в Сибирь, но долго ли так продлится? В Таганроге четверо верующих уже получили тюремные сроки в 5 лет по уголовным делам, хоть и условные (пока). Современная Россия еще никогда не стояла так близко к самым настоящим, классическим, средневековым преследованиям людей за веру – другими словами, еретиков.
Оскорбление чувств верующих: практическая инструкция
C 2013 года в России существует закон о защите чувств верующих. Согласно ст.148 УК РФ, «публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих, наказываются штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 240 сорока часов, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок».
Более того, те же действия, но «совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, наказываются штрафом в размере до 500 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с ограничением свободы на срок до одного года или без такового».
Наконец, «незаконное воспрепятствование деятельности религиозных организаций или проведению богослужений, других религиозных обрядов и церемоний наказывается штрафом в размере до 300 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до 360 часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев».
А теперь посмотрим, что происходит. Мирные, законопослушные граждане собираются где-нибудь, чтобы помолиться, обсудить духовные темы, почитать Библию и научиться быть добрыми христианами. В этот момент подъезжает автобус с ОМОНом, и начинается «маски-шоу»: врываются люди с автоматами в масках, блокируют помещение, начинают грубо разговаривать, требовать документы и объяснительные, часами не разрешают людям выйти, в том числе пожилым, детям и больным. Кому-то становится плохо, он падает в обморок. Иногда это бывают более спокойные сотрудники ФСБ, которые проводят обыск, а заодно скрытно подбрасывают «экстремистскую» литературу, чтобы затем возбудить дела, выписать штрафы и т.п. Верующих могут месяцами таскать по допросам и судам, никогда не находя никаких преступлений, кроме хранения религиозной литературы.
Подобные вещи происходят снова и снова по всей стране. Что это, если не самое настоящее, неприкрытое оскорбление чувств верующих, в том числе публичное, в том числе – в богослужебном здании, и в том числе – с незаконным воспрепятствованием богослужению? Это максимально возможное нарушение всех пунктов вышеупомянутого закона. Верующие в таких ситуациях просто не могут понять, что происходит и почему это происходит. Человек взял в руки Библию – почему ОМОН с автоматами, почему со мной обращаются как с преступником, почему тащат на допросы, штрафуют, возбуждают дела? Были случаи, когда в полицейских участках верующим угрожали расправой, избивали.
Это настоящий театр абсурда, фарс, который не может происходить в обществе, где есть хоть какие-то законы и элементарная логика. Какой смысл принимать закон о защите чувств верующих, если верующих можно произвольно объявить экстремистами и затем оскорблять, сколько вздумается, словно они не люди и граждане своей страны? И, конечно же, никто и никогда не понес ответственность за эти оскорбления по статье 148 УК РФ. Оскорбление религиозных чувств – такая же манипулятивная статья, как и экстремистская деятельность. Обе сложно понять, и обе выборочно применяются для борьбы с неугодными группами граждан.
Игра с огнем
Итальянский социолог и директор Центра изучения новых религий Массимо Интровинье объясняет, к чему может привести политика, которую затевают сегодня в России борцы с инаковерующими: «То, что делают такие, как Дворкин [Александр Дворкин, российский «сектовед» – А.Ч.], – это очень опасно. Важно понимать, почему это опасно… Порой специалисты антикультовых движений консультируют правительство, и их грубые ошибки могут привести к трагедии на национальном и международном уровне, потому что они намеренно предоставляют ложную информацию. А ложная информация может стоить кому-то жизни».
Ложная информация о свидетелях Иеговы в российском обществе пока никому не стоила жизни, но уже стоила здоровья. Случаи их избиений нетерпимыми фанатиками исчисляются десятками. Совсем недавно в Чите пожилой (!) свидетельнице Иеговы нанесли побои и переломы, причем нападавший признался, что причиной стала неприязнь к ее религии. В 2011 году в Иркутской области высокопоставленный чиновник вломился в дом к семье свидетелей Иеговы и угрожал расправой с помощью пистолета. В том же году в Кабардино-Балкарии в богослужебное здание верующих подбросили боевую гранату Ф-1 с выдернутой чекой, которая лишь чудом не взорвалась. Это лишь несколько примеров из множества, которые регулярно фиксируют верующие по всей стране.
Каждый новый день может принести новые жертвы, и каждая следующая жертва может стать летальной. Вот они – реальные плоды игры в экстремизм, плоды разжигания в обществе вражды и ненависти на религиозной почве, что официально запрещается законодательством РФ, но что абсолютно безнаказанно осуществляется на территории РФ годами. Кому выгодно раздувать пламя насилия в результате целенаправленного отождествления мирных граждан с экстремистами? Кому выгодно искусственно формировать мифы, создавая в обществе виртуальную реальность, не имеющую никакого отношения к фактам? Ответ на эти вопросы: никому. Нагнетание ненависти и страха никому и никогда не было выгодно, и если кто-то хочет извлечь из этого нагнетания какие-то дивиденды, его ждет горькое разочарование. Если не сразу, то со временем.
В начале 2016 года, после вынесения Генпрокуратурой РФ официального предупреждения Управленческому центру свидетелей Иеговы, стало окончательно ясно, что власти определились и с целями, и с методами. Весь сценарий легко читается, каждый следующий шаг предсказуем. Член Совета по правам человека при Президенте РФ Александр Верховский объясняет возможные последствия: «Если их руководящий орган – Управленческий центр – будет ликвидирован, то в соответствии с законом будут ликвидированы и местные организации. Но они же не прекратят верить, и тогда за участие в молитвенных собраниях их будут судить, как за это недавно судили „Свидетелей Иеговы“ в Таганроге, и осудили 16 человек, и несколько из них получили реальные сроки лишения свободы. То есть 100 тыс. человек у нас могут отдать под суд».
Господин Верховский ошибается лишь с цифрой – свидетелей Иеговы в России примерно вдвое больше. А Фёдор Крашенинников, президент Института развития и модернизации общественных связей, недоумевает в чуть более крепких выражениях: «100 000 граждан России могут быть объявлены экстремистами только потому, что они верят в бога как-то не так, как гражданин Гундяев [патриарх Кирилл – А.Ч.] и его соратники. Ну приехали. Идиотизм какой-то».
Может быть, это идиотизм, а может быть, и нет. Вполне возможно, что это продуманная политика, разработанная не самыми глупыми людьми. После вынесения прокурорского предупреждения свидетели Иеговы заявили: «Высшие должностные лица, которые добиваются ограничения свободы вероисповедания для сотен тысяч глубоко верующих граждан России, введены в заблуждение».
Если они и правда введены в заблуждение, это значит, что кто-то их в него ввел. Большое количество должностных лиц в разных уголках страны не могут независимо друг от друга совершать одну и ту же ошибку. Это значит, что речь идет о спланированной кампании по дезинформации. И огромная проблема в том, что эта кампания чревата непредсказуемыми последствиями для общества. Очень сложно просчитать, что произойдет, если много лет целенаправленно учить одних людей ненавидеть других, да еще и закреплять это в законодательстве. Это настоящая бомба замедленного действия.
«Недорепрессированные»
Более старшее поколение свидетелей Иеговы сегодня испытывает дежавю – оно хорошо помнит, как все это происходило в СССР. Сегодня они с грустью шутят о возвращении старых добрых времен. В СССР в 1991 году свидетели были реабилитированы как жертвы политических репрессий и впервые получили официальную регистрацию. Власть признала, что эти репрессии были беспочвенными, основанными на чисто идеологических мотивах.
Но вот мы видим, как реабилитация постепенно сворачивается, а репрессии возобновляются. Сменились лишь ярлыки: раньше это были «враги народа», сегодня – «экстремисты». Раньше сажали за «антисоветскую пропаганду», сегодня – за «экстремистскую деятельность». Например, 19 февраля 1951 года министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов писал Сталину: «Органами МГБ в течение 1947–1950 годов было вскрыто и ликвидировано несколько антисоветских организаций и групп нелегальной секты иеговистов, проводивших активную вражескую работу… Однако оставшиеся на свободе сектанты-нелегалы продолжают вести активную антисоветскую работу и вновь предпринимают меры к укреплению секты».
А вот – отрывок из предупреждения Генпрокуратуры РФ от 2 марта 2016 года: «Несмотря на принимаемые превентивные меры, в деятельности структурных подразделений Управленческого центра продолжают выявляться признаки экстремизма… Надлежащие меры к устранению причин и условий, способствующих их экстремистской деятельности, длительное время не принимаются… В случае неустранения в установленный срок допущенных нарушений… религиозное объединение подлежит ликвидации».
Как говорится, новое – хорошо забытое старое. Отдельные термины поменялись, но суть осталась прежней, за тем лишь исключением, что раньше православная церковь сама была жертвой репрессий, а сегодня она в числе их вдохновителей. Некоторые считают, что история развивается по спирали, как правозащитник Лев Левинсон: «Можно смело предсказать, что через некоторое время свидетели Иеговы опять получат в России удостоверение жертв политических репрессий».
Оптимизм – оптимизмом, но нынешняя ситуация крайне тревожна для всех, кто еще не отвык мыслить и верить самостоятельно, а не по указке сверху. Если можно запретить целую религию за неправильную литературу или неправильную Библию, это очень плохой знак для любых верующих, да и атеистов тоже. Свобода – она ведь одна для всех.
Антон Чивчалов.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |