Экспертное заключение в отношении вероучения и практики Духовного управления мусульман "Таврический муфтият"27 Января 2016
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экспертный совет по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации (далее – Экспертный совет) на основании запроса Министерства юстиции Российской Федерации (исх. № 11-11025/15 от 4 февраля 2015 г.), в соответствии с подпунктом 8 статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 «О государственной религиоведческой экспертизе», приказом Минюста России от 26 января 2015 г. № 11 «Об экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации» в отношении Централизованной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман Таврический муфтият» (далее – Духовное управление) с целью решения вопроса о признании организации религиозной и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики.
В соответствии с пунктом 10 Порядка проведения государственной религиоведческой экспертизы, утвержденного приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 (далее – Порядок), Минюстом России перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
1. Является ли Централизованная религиозная организация «Центральное духовное управление мусульман Таврический муфтият» религиозной организацией?
2. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Духовным управлением документах, достоверными?
Для подготовки ответа на вопросы в распоряжение Экспертного Совета были представлены следующие документы: 1. Копия распоряжения о направлении Централизованной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман Таврический муфтият» на государственную религиоведческую экспертизу от 14.01.2015 № 15-р на 1 л.;
2. Копия письма в Духовное управление от 16.01.2015 № 15-2684/15 о направлении документов на государственную религиоведческую экспертизу на 2 л.;
3. Копия заявления о внесении сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц на 9 л.;
4. Копия устава Духовного управления, утвержденного протоколом от 11 декабря 2014 г. на 11 л.;
5. Копия Справки об основах вероучения Духовного управления и соответствующем ему практики происхождения и распространения, подписанного председателем Духовного управления Э.Э. Ахтемовым на 4 л.
В соответствии с пунктом 7 Положения об Экспертном совете по проведению государственной религиоведческой экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 18 февраля 2009 г. № 53 (далее – Положение), и пунктом 13 Порядка при рассмотрении вопроса о признании в качестве религиозной организации Централизованной религиозной организации «Центральное духовное управление мусульман Таврический муфтият» и проверки достоверности сведений об основах вероучения организации и соответствующей ему практики, на заседании, состоявшемся 24 февраля 2015 г., присутствовал председатель Ахметов Энвер Эмирусеиноич.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Начало исламизации Крыма обычно относят к VIII-X веку от Рождества Христова. К XV веку большинство населения полуострова уже исповедовало ислам. После отвоевания Крыма у Османской империи возникла необходимость организовать мусульманское сообщество полуострова и территорий к северо-западу от него в рамках лояльной Российской Империи религиозной структуры.
Первоначально муфтият в Крыму предполагалось создать одновременно с Оренбургским магометанским духовным собранием в конце XVIII века, однако реализовал эту инициативу только император Николай I в 1831 году, учредивший Таврическое магометанское духовное правление. Эта организация стала вторым центром исламского сообщества Российской Империи.
Главной причиной создания мусульманских духовных правлений во внутренней России, в Крыму и Закавказье стала насущная потребность вывести проживающих в России мусульман из религиозного подчинения турецких султан-халифов, а также в целом ограничить на них турецкое влияние.
С установлением советской власти в Крыму Таврический муфтият прекратил свое существование. 5 февраля 1923 года на территории Крымской АССР, было учреждено Народное Управление религиозными делами мусульман Крыма, аналогичное по своим функциям Таврическому муфтияту. Оно просуществовало до 1928 года. Впоследствии мусульманские общины полуострова перешли в юрисдикцию ДУМ Европейской части СССР и Сибири (ДУМЕС), которое в мае 1991 году образовало в Крыму отдельный мухтасибат.
После развала СССР мусульманское сообщество Крыма стало независимым от ДУМЕС. В 1991 году большинство мусульманских общин полуострова вошло в состав Духовного управления мусульман Крыма.
Духовное управление изначально было создано как подразделение Духовного управления мусульман Украины в Крыму с целью развития традиционного ислама и противодействия распространению исламистских идеологий. Оно было зарегистрировано как централизованная религиозная организация 24 января 2011 г. под названием «Духовный центр мусульман Крыма» во главе с муфтием Ридваном Валиевым.
11 декабря 2014 г. в Симферополе прошел съезд Духовного управления, на котором было принято решение о приведении учредительных документов Духовного центра мусульман Крыма в соответствии с законодательством Российской Федерации и об утверждении нового наименования – «Центральное Духовное управление мусульман – Таврический муфтият».
Муфтием Духовного управления является Руслан Нариманович Саитвалиев, председателем Духовного управления – Энвер Эмирусеинович Ахтемов.
Духовное управление является мусульманской организацией и придерживается основных вероучительных постулатов ислама – пяти столпов (шахады, салата, саума, закята и хаджа) и шести арканов веры (веры в Аллаха, ангелов, священные писания, пророков, Судный день и предопределение). Духовное управление принадлежит к ханафитскому мазхабу суннитского ислама, основанного на постулатах Абу Мансура Аль-Мутуриди. Соответственно, эта религиозная организация признает священным писанием Коран, а из священного предания выделяют своды хадисов Сунны Бухари, Муслима, ат-Тирмизи, Абу Дауда, ан-Насаи и Ибн Маджа, законность правления всех четырех «праведных» халифов — Абу Бакра, Омара, Усмана и Али.
Система управления Духовного управления, возглавляемого муфтием, также соответствует традициям ханафитской школы суннитского ислама. Кроме того, Духовного управления благожелательно относится к традиционным для России суфийским тарикатам, членами которых являются многие духовные лица Духовного управления.
ВЫВОДЫ: Перед Экспертным советом были поставлены следующие вопросы:
Вопрос 1. Является ли Централизованная религиозная организация «Центральное духовное управление мусульман – Таврический муфтият» религиозной организацией?
Основываясь на представленных документах, подтверждающих в качестве основной цели деятельности Духовного управления исповедание и распространение ислама суннитской школы ханафитского мазхаба по ибадату и матуридитского по акыде, можно положительно ответить на данный вопрос и признать Централизованную религиозную организацию «Центральное духовное управление мусульман – Таврический муфтият» религиозной организацией.
Вопрос 2. Являются ли сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Централизованной религиозной организацией «Центральное духовное управление мусульман – Таврический муфтият» документах, достоверными?
Сведения относительно основ вероучения, содержащиеся в представленных Централизованной религиозной организацией «Центральное Духовное Управление Мусульман – Таврический муфтият» изложены в сжатой форме и являются типичными для действующих в России мусульманских централизованных организаций суннитского толка. В этой связи не возникает оснований сомневаться в достоверности сведений о вероучении, представленных ДУМК.
Вместе с тем, имеются определенные замечания: основы вероучения не содержат историю возникновения данного Духовного управления, что прямо предусмотрено положениями статьи 11 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Формы и методы деятельности, изложенные в основах вероучения Духовного управления, не в полной мере раскрывают формы и методы деятельности самого Духовного управления, так как относятся к формам деятельности местных общин, входящих в состав Духовного управления. Например, в данном разделе говорится, что «Местные религиозные организации…. строят и открывают мечети и молитвенные дома»; «В мечетях совершаются коллективные и индивидуальные молитвы.»; «…религиозные общины занимаются проведением необходимых обрядов…». Кроме того, в разделе «Об ограничении для членов и служителей организации в отношении их гражданских прав и обязанностей» не определено какие именно ограничения гражданских прав и обязанностей существуют для духовных деятелей Духовного управлению.
Председатель Экспертного совета В.А. Бурковская
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |