Когда Бог бессилен перед ФСБ26 Января 2016
Российские пограничники закрыли въезд американскому пастору, который 15 лет проповедовал в Петербурге. Его сочли угрозой стране.
Петербургская паства баптистской церкви «Краеугольный камень» молится за возвращение своего наставника. Американскому священнику Шею Фаунтейну закрыли въезд – без объяснения причин. Он месяц живет в Финляндии с надеждой на божественное чудо, которое, кажется, не распространяется на национальные интересы.
Свое 45-летие американский священник Шей Билли Фаунтейн (Shaye Billy Fountein) отмечает сегодня, 25 января, в Финляндии, хотя с 2000-х вторым домом привык считать Петербург. Роковой для пастора стала встреча с российским пограничником в рождественский сочельник. Шей Фаунтейн приехал в Петербург с божией миссией – собирать под крыло протестантскую паству. Женат, четверо детей. В 2013 году посольство РФ в Штатах выдало Шею гуманитарную визу до августа 2016-го. 20 декабря 2015 года священник взял жену Лизу и четверых детей и поехал в Финляндию в короткий отпуск. На МАПП «Брусничное» ему без проблем и лишних слов поставили выездной штамп, хотя в компьютере напротив фамилии Шея уже стояла отметка о запрете на въезд в Россию. Пограничник тогда и бровью не повел. 24 декабря, в рождественский сочельник, при возвращении через «Брусничное» жену и детей Фаунтейна пропустили в Россию, а перед ним зажгли красный свет. «Причин мне не объясняли. Дали подписать некое уведомление о запрете въезда на территорию РФ на пять лет, до августа 2020 года, – говорит американец. – Люди, которые это делали, заявили, что у них такое указание в компьютере. Кем и на каких основаниях оно выставлено, неизвестно. На уведомлении указаны фамилии Максимова, Шафрин и Бадаева. Гуманитарная виза, согласно ФЗ «О порядке выезда и въезда в РФ», выдается на срок до пяти лет для осуществления научных, культурных, общественно-политических, спортивных или религиозных связей и контактов. Американец проповедовал в церкви евангельских христиан-баптистов «Краеугольный камень» на Казанской улице. Организация создана в 2002 году, службы ведутся на английском и русском. Петербуржцев бесплатно обучают иностранному языку. Призвание Шея, как следует из его сайта, – делиться верой, разжигать пожар поклонения Богу, сеять идеалы преданности, брака, семьи. «Каждую неделю я обучаю Библии около 135 студентов, и они несут истину в свои дома. Около половины прихожан – из неверующих семей, так что это огромное поле для миссии», – пишет о себе Шей. Пастор уверяет, что за время пребывания в России он не совершал никаких преступлений и правонарушений. Как сообщила «Фонтанке» адвокат Ольга Кривошеева, со стороны миграционной службы в отношении Фаунтейна нет препятствий для въезда в Россию. По данным нашего издания, въезд священнику закрыло пограничное управление ФСБ по Петербургу и Ленобласти со ссылкой на 27-ю статью Федерального закона «О порядке выезда и въезда в РФ». Судя по ней, компетентные органы могут закрыть иностранцу границу, если «это необходимо в целях обеспечения обороноспособности или безопасности государства, либо общественного порядка, либо защиты здоровья населения». На своем сайте семья Фаунтейнов сожалела о длинных январских праздниках, из-за которых было не пробиться за помощью и разъяснениями к дипломатам. «Сейчас мы просим Бога, чтобы он открыл путь в Россию. Пожалуйста, молитесь с нами, чтобы произошло чудо. Мы абсолютно уверены, что это в руках Божьих». В надежде на сверхъестественное Шей еще пару раз съездил в «Брусничное» и попытался пересечь границу через другой погранпереход. Чуда не случилось. Шей живет в Хельсинки у друзей. По его словам, визу никто не аннулировал. По меньшей мере, эту информацию ему подтвердили в российском посольстве в Финляндии. Священник через петербургского адвоката обратился в Дзержинский районный суд с жалобой на действия государственных органов власти (по месту нахождения ФСБ и погрануправления). Как пояснила «Фонтанке» Ольга Кривошеева, срок подачи жалобы истекал 22 января, и в суде будто бы сговорились с пограничниками – не хотели принимать заявление американца. Пришлось отправлять по почте, а в Горсуд Петербурга в квалификационную коллегию поступила жалоба на канцелярию Дзержинского суда. «Фонтанка» спросила о причинах запрета начальника регионального погрануправления ФСБ Анатолия Забродина. Ответ на запрос пока не получен. В 2015 году Верховный суд России фактически узаконил право власти не объясняться с иностранцами. К этому привела история американской правозащитницы Дженнифер Гаспар. Ей как угрозе нацбезопасности аннулировали вид на жительство по требованию ФСБ, и даже ВС отказался рассекретить мотивировку. Случай с американо-петербургским священником не уникален. В апреле 2002 года погранслужба запретила въезд в Россию настоятелю католических приходов во Владимире и Иваново Стефано Каприо. Он так же был выпущен в Италию, но обратно не смог вернуться. Российские власти апеллировали к тому же ФЗ «О порядке выезда и въезда в РФ» и не объясняли причину. Высылка Каприо получила широкую огласку. Федеральные СМИ со ссылкой на источники сообщали, что итальянца заподозрили в деятельности, несовместимой со статусом священнослужителя, но Ватикан опровергал версию о причастности Каприо к шпионажу. В 2013 году священник снова появился во Владимире. Богослов Евгений Недзельский в беседе с «Фонтанкой» отметил, что баптизм – изначально европейское религиозное течение, с богатой российской историей: «Первые церкви в России возникли в 19-м веке. Баптисты – типичные протестанты, экстраординарных традиций за ними не наблюдается, и ничего очевидного предъявить баптистам государство не может. В Советском Союзе ходили легенды, что приверженцы шпионят в пользу США и приносят детей в жертву, но это из области «страшилок», не более. Закрытая граница для американского проповедника может быть как идеологической борьбой с Западом или помощью властей православному христианству, так и внутрирелигиозными «разборками». Историк, политолог, религиовед Андрей Зубов тоже не склонен считать, что Фаунтейну аукнулась конфессиональная принадлежность: – К баптистам у нас сейчас относятся вполне нормально. Это в советское время к ним плохо относились. А теперь баптисты давно уже перестали быть американской конфессией, среди них много русских. Какие-то связи с Америкой там, наверное, есть, но и у Русской православной церкви тоже есть связь с зарубежной. Скорее, речь идет о том, что священник – иностранец. И, скорее всего, индифферентен к нынешнему режиму. То есть не поет ему дифирамбов, как Депардье. Вот если бы пел – его бы пустили. Иностранцев у нас сейчас боятся пускать. Их боятся пускать в школы, в университеты. И это – полный провал, потому что наша наука невероятно отстала, и если мы не будем приглашать иностранных ученых и преподавателей, то наши дети ничему толком не научатся. Так что эта ситуация – не религиозная, а политическая. Это еще одно свидетельство того, что нынешняя власть стремится закрыть Россию – как это было при советских правителях. И как никогда не было в последние десятилетия царской России. После Николая Первого такого никогда не было до 1917 года. Так что это – стремление пойти советским путем: чтобы другие не знали как мы живем, чтобы мы не соблазнялись тем, что предлагают другие. Александр Ермаков источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |