Свидетели Иеговы и ксенофобия

Свидетели Иеговы и ксенофобия
28 Декабря 2015

Развитие политики дискриминации, которая не основана на жесткой идеологии и даже на законодательстве, неизбежно сталкивается с противоречиями. В одних регионах общины запрещают, в других разрешают, одни суды встают на сторону верующих, другие выступают радикально против. Такое впечатление, что общины СИ находятся одновременно в нескольких десятках государств со своими собственными предпочтениями политикой. Единственной логичной идеей борьбы с верующими оказывается стремление избавиться от «иностранной духовности» ради «духовной безопасности», то есть ксенофобия на религиозной почве. Но признаться в этом открыто также могут немногие.

Антирелигиозная ксенофобия

Воспитанное в советский период предубеждение против любой систематической дисциплинированной религиозной жизни как таковой, в том числе и православной, сохраняется в России до сих пор. Скорее всего, именно этим можно объяснить крайнюю неприязнь к Свидетелям Иеговы, которые строго организованы и проповедуют четкие религиозные принципы, обходя квартиру за квартирой. Иерархия и дисциплина пугают тех, кто привык называть себя православным, но не практикует исполнение религиозных обрядов, и тех, кто вообще далек от религии.

Однако машина гонений сама по себе не может остановиться – она должна подтверждать правильность неправосудных решений. Именно с этим связана необходимость периодически задерживать, обыскивать и унижать Свидетелей Иеговы, как и некоторых других избранных «сектантов» (саентологов, харизматов, мормонов и т.д.). Управленческий центр СИ методично фиксирует десятки случаев нападений и задержаний верующих, как за распространение и хранение литературы, так и за любые публичные проявления их права на свободу вероисповедания.

К примеру, 21 декабря 2015 года Коминтерновский районный суд Воронежа приговорил последователя «Свидетелей Иеговы» к десяти суткам административного ареста по ст. 20.29 КоАП (производство и распространение экстремистских материалов, а также их хранение в целях распространения). Согласно сообщению воронежского управления МВД, участник местной организации "Свидетелей Иеговы" хранил в гараже "литературу экстремистской направленности". Всего у него было изъято 66 книг и брошюр, при этом неизвестно, все ли изъятые материалы являются запрещенными.

В декабре 2015 года Октябрьский районный суд Ставрополя приговорил местного жителя С. к штрафу в размере двух тысяч рублей по ст. 20.29 КоАП (хранение экстремистской литературы в целях распространения). Согласно сообщению краевой прокуратуры, у С. была "обнаружена и изъята в большом количестве религиозная литература, которая согласно сведениям официального сайта Минюста РФ входит в федеральный список экстремистских материалов. Таким образом, установлено, что «С» в целях массового распространения хранил экстремистские материалы, включенные в федеральный список экстремистских материалов". Как сообщают СМИ, речь идет о запрещенных брошюрах Свидетелей Иеговы.

13 октября 2015 года Сызранский городской суд оштрафовал Свидетелей Иеговы за проповедь на улицах города. Члены общины Малюкова и Артюхина были приговорены к штрафу в размере 20 тысяч рублей (каждая) за то, что на Образцовской Площадке предлагали жителям Сызрани религиозную литературы Свидетелей Иеговы. Суд признал, что женщины «распространяли религиозную литературу, которая была выставлена у них на переносном стенде, в общественном месте, [и это] было связано с агитацией других граждан, которым они рассказывали о своих взглядах».

21 июля 2015 года в Крымске сотрудниками полиции и казаками был сорван трехдневный конгресс Свидетелей Иеговы, а верующих забросали камнями (на конгрессе собралось около полутора тысяч. «Утром второго дня, 11 июля, - как рассказывают члены общины, - приехавшие на богослужение СИ увидели вокруг стадиона посторонних людей, которые оказались сотрудниками правоохранительных органов и представителями казачества. Последние вели себя крайне вызывающе, требуя прекратить богослужение. Оказывалось давление на директора комплекса. Вскоре неизвестные отключили в комплексе электричество. Хотя верующие были обижены таким грубым срывом богослужения, все спокойно остались на своих местах. Через 45 минут были доставлены генераторы и богослужение продолжилось. К сожалению, агрессивно настроенные люди стали бросали на территорию комплекса камни и булыжники, создавая угрозу здоровью верующих. При этом полицейские и другие правоохранители не пресекли этих действий. Вместе с тем неизвестные влиятельные люди продолжали оказывать давление на руководство комплекса, требуя прекратить богослужение. В итоге, собрание было сорвано и верующим пришлось разъехаться по домам, не доведя богослужение до конца, поскольку запланированный третий день богослужения уже не мог состояться».

Список разного рода случаев дискриминации в отношении конкретных верующих можно продолжать бесконечно. Стоит отметить, что в 2015 году гонения не только ужесточились, но и значительно увеличилось их количество. Риторика представителей сектоборческого сообщества в отношении СИ также стала чрезвычайно агрессивной.

Особые меры в отношении СИ и других «сектантов», а главное, их оправдание были представлены 8 декабря 2015 года в Госдуме на круглом столе на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России». Организаторами круглого стола выступили Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций и Синодальный миссионерский отдел РПЦ. Ведущим мероприятия был первый заместитель председателя Комитета М.Ю. Маркелов. Точку зрения РПЦ представляли заместитель председателя Синодального миссионерского отдела игумен Серапион (Митько) и президент Центра религиоведческих исследований им. св. Иринея Лионского, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета А.Л. Дворкин.

Совещание в Госдуме стало программным – оно обосновывало уже принятые поправки в законодательство и предлагало новые для ужесточения контроля за религиозными объединениями и за группами. Напомним, что в июле 2015 года были приняты поправки о том, что каждая религиозная группа, действующая без регистрации, фактически должна уведомлять о своем существовании органы Минюста РФ, давать информацию об адресах собраний и списки верующих, что противоречит закону о персональных данных. Даже к зарегистрированному религиозному объединению не предъявляется таких требований (подаются данные только учредителей объединения). Кроме того, в издевательской манере 15-летний срок, во время которого новое объединение лишалось прав юридического лица, был заменен на 10-летний срок (период, когда община лишена многих прав, де факто не может заниматься миссией) для вновь регистрирующейся религиозной организации. Наконец, 9 декабря 2015 года вступили в силу поправки о финансовом контроле за деятельностью религиозных организаций – если община получила на свой счет хоть доллар или евро от зарубежной организации или иностранного гражданина, то объединение обязано отдельно отчитаться за российские и за иностранные средства, сколько получено и на что, и как потрачено. Эти сведения должны быть предоставлены и в налоговую инспекцию, и в органы Минюста РФ.

Игумен Серапион предложил распространить статус «иностранного агента» на религиозные организации, финансируемые из-за рубежа. По словам одного из руководителей Миссионерского отдела РПЦ, «в России могут быть разные религиозные организации, но очень хотелось бы, чтобы адепты получали только духовное окормление, а не политические инструкции». Во время обсуждения Закона о финансовом контроле осенью этого года в Общественной палате РФ звучали предложения о создании списка «иностранных агентов»-религиозных объединений. Можно с уверенностью сказать, что в рамках подразделений Минюста РФ будут созданы соответствующие списки церквей-агентов, так как многие общины должны будут отчитываться за любые пожертвования из-за рубежа.

Игумен Серапион также рассказал, как будет действовать механизм стравливания одних общин с другими и поиска «сект»-иностранных агентов. Представитель Миссионерского отдела РПЦ отметил: «мы понимаем, что секты – это также угроза и пятидесятникам, и протестантским церквям и для мусульманских общин». Во время круглого стола не раз звучали призывы найти «врагов» и чуть ли не «шпионов» среди религиозных организаций в связи с украинской ситуацией и борьбой с «западным влиянием». Главные враги – протестанты (христиане - баптисты, пятидесятники, харизматы, адвентисты), Свидетели Иеговы, в компании с неоязычниками и ваххабитами-экстремистами.

Ранее, в январе 2015 года, после обысков Церкви Саентологии в Москве, глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества прот. Всеволод Чаплин призвал россиян не сотрудничать с саентологами, Свидетелями Иеговы и другими религиозными группами, финансируемыми США. По его мнению, они «имеют строгую вертикаль управления и мощную систему хранения данных, собирают данные о наших гражданах» и «хотели бы изменить сознание и исторический путь нашего народа».

По словам отца Всеволода, представители этих религиозных движений и «иные подобные секты - да и на экспертные и гуманитарные структуры, будучи филиалами американских корпораций и аналитических центров, в России занимаются прежде всего не экспертной или гуманитарной деятельностью, а пропагандой - например, утверждают о якобы безальтернативности западной модели демократии, финансово-олигархического капитализма и так далее». «Стучится к вам Свидетель Иеговы - не открывайте дверь, приглашают саентологи - скажите им, что их учение несовместимо с христианством, и откажитесь от дальнейшего разговора, приглашают на семинар, организованный на деньги Сороса, - не ходите, предлагаются хорошие деньги за аренду зала теми же саентологами - не покупайтесь».

Вслед за православными деятелями подтягиваются и представители власти. В особенности, ксенофобской риторикой отличаются чиновники в Архангельской области. УФСБ по Архангельской области распространяло письма о недопустимости проведения публичных мероприятий общинами СИ. В ноябре Свидетели Иеговы заявили о том, что будут подавать в суд на митрополита Даниила за возбуждение религиозной розни и вражды в отношении СИ. В декабре 2015 года и. о. губернатора Архангельской области Игорь Орлов в интервью православному изданию заявил о том, что власть должна вместе с церковью противостоять «сектам», и что архангельские власти собираются добиться запрещения Свидетелей Иеговы. По словам Орлова, «с уважением относиться к вере человека – прямая обязанность власти. Но при этом есть и вторая обязанность: вместе с Церковью противостоять деструктивным силам, которые разрушают человеческие души. Секты, всевозможные псевдорелигиозные течения представляют собой систему разрушения внутреннего мира человека. Власть не должна этого допускать».

Таким образом, судя по интервью и.о. губернатора Игоря Орлова можно сказать, что православные борцы с сектами (А Дворкин ежегодно приезжает в Архангельск по приглашению властей и епархии) смогли воспитать в чиновниках чисто инквизиторское отношение к религии – спасать души, как следует из риторики политиков, нужно насильно.

Внутри России власти стремятся полностью перекрыть кислород общинам СИ, фактически закрыть им доступ к СМИ и к публичной самозащите. 2 декабря 2014 года Верховный суд РФ признал экстремистским сайт Свидетелей Иеговы jw.org и три размещенные на нем брошюры. 16 января 2015 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда оставила в силе решение суда первой инстанции. При этом Управленческий центр Свидетелей Иеговы в России не был поставлен в известность о рассмотрении дела о запрете сайта и брошюр в Верховном суде. Ранее, в мае 2014 года Тверской областной суд повторно отказался утвердить решение Центрального районного суда Твери о запрете сайта и брошюр. Тогда прокуратура Тверской области обратилась в Верховный суд, который удовлетворил ее иск и запретил сайт jw.org.

Сохраняется также опасность все новых и новых судебных процессов, которые касаются запрета религиозной литературы, что, в свою очередь, криминализует всю деятельность СИ в России.

Лишь в сентябре 2015 года в связи с жалобой СИ в Конституционный суд РФ появилось предложение о реформировании закона о противодействии экстремистской деятельности. КС РФ отклонил жалобу Свидетелей Иеговы на положения закона о противодействии экстремизму. Местная организация Свидетелей Иеговы Биробиджана обратилась в КС в связи с запретом брошюры"Добрая весть от Бога", которая была признана экстремистской Биробиджанским районным судом в сентябре 2013 года. Община смогла успешно оспорить этот запрет, но уже в октябре 2013 года брошюра была запрещена Ленинским судом города Владимира и пополнила Федеральный список экстремистских материалов. Однако судья КС РФ Гадис Гаджиев выступил с особым мнением. Гаджиев полагает, что с целью избежать разнобоя в решениях вопрос о признании материалов экстремистскими следовало бы решать на федеральном уровне, передав его в ведение Верховного суда. С точки зрения судьи, целесообразно было бы наряду с Федеральным списком экстремистских материалов создать "белый список" материалов, в отношении которых были отклонены иски о запрете. Это позволило бы устранить проблему вынесения взаимоисключающих решений разными судами. Кроме того, по мнению Гаджиева, следует внутри прокуратуры как единой федеральной централизованной системы органов предусмотреть такие механизмы взаимодействия, которые бы исключали подачу одинаковых по существу исков разными прокурорами.

Свидетелей Иеговы, возможно, мало кто любит, хотя и не знает о них ничего, их проповеди "от дома к дому" и активная раздача литературы стали предметом фольклора и шуток, в том числе в голливудских фильмах ("Не открывай, это, наверное, Свидетели Иеговы"). Безусловно, общеизвестна их строгая централизованная структура, с подчинением младших старшим, а также восприятие патриотизма и почитания государственных символов как язычества и измены Иегове. Однако именно жесткая дисциплина и стремление жить независимо породили столь же жесткое правовое сознание Свидетелей, которые в каждой стране строго соблюдают ее законы.

***

На фоне обысков, проверок, изъятия книг и журналов и признания их экстремистскими Свидетели Иеговы в России остаются в рамках закона. Московская организация СИ была зарегистрирована в 2015 году, что можно считать победой верующих в контексте уголовных дел в регионах в отношении верующих за хранение «экстремистской» литературы или участие в запрещенной экстремистской организации. Помимо этого, и в 2013 году, например, суды в Белгороде и Челябинске встали на сторону верующих, защитив их право на публичные собрания и проведение их конгрессов. А в 2015 году 22 организации Свидетелей Иеговы были зарегистрированы в Крыму, в то время как там идет процесс принятия Закона о противодействии «сектантам» (в преамбуле проекта говорится о сакральном значении Крыма для православия), под который Свидетели Иеговы могут подпасть – представителям власти легче ликвидировать уже зарегистрированные религиозные объединения.

Как это ни печально, преследования Свидетелей Иеговы основываются на довольно примитивной, даже бытовой логике: они просто не нравятся части общества, которая часто не знает о вероучении и практике СИ ничего, а для специальных органов обыски, аресты и ликвидации организаций – возможность бороться с «западными агентами», имитируя защиту безопасности. В отсутствии в России жесткой тоталитарной идеологии бытовая ксенофобия вполне заменяет любую идеологию, и гонения на инаковерующих являются важным индикатором уровня не только нетерпимости, но и взросления гражданского общества. С 1917 года прошло уже почти сто лет, но Россия продолжает играть с чувствами верующих.

В данном аналитическом обзоре использованы материалы, опубликованные на сайте Информационно-аналитического центра «Сова»( http://www.sova-center.ru/religion).

Об авторе: Роман Лункин, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru