Владимир Ряховский. Опасный прецедент: уроки таганрогского дела 16-ти

Владимир Ряховский. Опасный прецедент: уроки таганрогского дела 16-ти
28 Декабря 2015


Умирает старый армянин.
-«Дети, послушайте меня, берегите евреев».
-«Папа, а причем здесь евреи»?
- «Когда с ними покончат – возьмутся за вас».

Из армянского анекдота.

Свидетели Иеговы по статистике занимают шестое место по числу зарегистрированных религиозных объединений после православных, мусульман, пятидесятников, баптистов и адвентистов. Общин Свидетелей Иеговы в России даже больше, чем иудаистских, старообрядческих и буддистских. Таковы реалии сегодняшнего дня. Не иначе как «Божьим промыслом» Свидетели Иеговы называют особенности распространения своего вероучения и общин по всему Советскому Союзу. В 1951 году было принято постановление о выселении Свидетелей Иеговы с места их основного проживания в Западной Украине – в Сибирь и на Дальний Восток. В каком-то смысле советская власть помогла иеговистам миссионерствовать и распространить свою деятельность в самых разных уголках нашей страны.

Однако в последние годы все отчетливее прослеживается тенденция возврата к судебному преследованию последователей иеговистского движения в российских регионах. Уголовные дела против Свидетелей Иеговы по сути являются своего рода пробным камнем, чтобы посмотреть на реакцию общества и самих верующих.

30 ноября 2015 года судья Таганрогского городского суда Алексей Васютченко вынес приговор по уголовному делу 16-ти Свидетелей Иеговы. Наказание в виде лишения свободы на срок 5 лет и 6 месяцев было назначено троим осужденным условно. 5 лет и 3 месяца одному осужденному было назначено также условно. В течение 5-летнего испытательного срока осужденные не должны будут менять место жительства и обязаны каждый месяц отмечаться в органах полиции. Такое наказание назначено по обвинению в преступлении, предусмотренном ч.4 ст.150 УК РФ (вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность путем обмана). Все 16-ть подсудимых признаны виновными по ч.1 или 2 ст.282.2 УК РФ (организация деятельности или участие в деятельности запрещенной как экстремистская религиозной организации) и им назначены штрафы от 30 до 100 тысяч рублей. Однако за истечение срока давности суд постановил от взыскания штрафов их освободить.

Первый раунд слушаний закончился в июле 2014 года, когда таганрогский судья Олег Кубанцев постановил оправдать 7 из 16-ти подсудимых, остальным назначил условные сроки лишения свободы, а также крупные штрафы. Этот приговор был отменен вышестоящим судом и дело направлено на новое рассмотрение в тот же суд, но к другому судье. Верующие надеялись, что оправдательный приговор будет вынесен всем 16-ти подсудимым, однако произошло в точности до наоборот: судья Васютченко признал виновными всех. Представители Свидетелей Иеговы обжаловали этот приговор, в скором времени жалоба будет рассматриваться в Ростовском областном суде.

Абсурдность ситуации заключается в том, что старшее поколение Свидетелей Иеговы, которых преследуют сейчас, имеет на руках удостоверения жертв политических репрессий. Руководитель Свидетелей Иеговы в России Василий Калин сам был в ссылке в Иркутской области со своими родителями, будучи ребенком. Реабилитация свидетелей была проведена в начале 1990-х годов, верующие со статусом репрессированных получили льготы и компенсации. Спрашивается: что изменилось с тех пор? Может быть поменялось вероучение Свидетелей Иеговы? Нет, они произносят те же самые проповеди и поют те же самые песни (особенность богослужений Свидетелей Иеговы в том, что во всех общинах в разных странах мира на богослужениях читаются и обсуждаются одни и те же отрывки из Библии, выбранные на каждый день). В настоящее время власть, получается, де факто отменяет эту реабилитацию.

Однако чем больше оказывают давление на верующих, тем быстрее распространяется их вероучение. Кроме того, наивно думать, что если какую-либо общину ликвидировать, то она сразу исчезнет. В Таганроге в 2009 году была ликвидирована организация Свидетелей Иеговы – на основании несправедливой экспертизы организация была признана экстремистской. Сама община верующих, естественно, ни на один момент не прекращала существовать, молиться и читать Библию. В результате следователи прямым текстом говорили верующим, что они не имеют права собираться в Таганроге, и если бы они сели в автобус и поехали бы, например, молиться в свою общину в Ростов-на-Дону, то никто не стал бы возбуждать дело против них. То есть в одном городе в пределах одного региона Свидетели Иеговы – экстремисты, а в другом нет. Получается, что в России действуют какие-то «местечковые» законы.

Теперь попробуем разобраться в сути дела, в рамках которого 16 верующих были осуждены. Их осудили по обвинению по ст. 282.2 «Организация деятельности экстремистской организации». Часть 1 этой статьи – «Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности». Часть 2 - участие в деятельности такого объединения. Это значит, что сторона обвинения должна была представить доказательство того, что верующие организовали и принимали участие в деятельности запрещенной организации. Оперативные мероприятия в рамках дела и с санкции суда проходили с 2011 года – проводилась съемка скрытой камерой в арендованном помещении, где верующие собирались для обсуждения и чтения Библии и молитвы.

Помимо этого, верующим было предъявлено обвинение в мошенничестве – якобы они обманом убеждали людей жертвовать на нужды религиозной организации, но впоследствии это обвинение было снято. Но осталась ст. 150.4 УК РФ – по поводу незаконного вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, в данном случае в деятельность запрещенной судом религиозной организации.

Дело слушалось с января 2015 года. По существу обвинения можно сказать следующее. Ликвидированная в 2009 году местная религиозная организация Свидетелей Иеговы «Таганрог» была создана в 1998 году. Но также была и религиозная группа «Восточная», которая уведомила о своем существовании в Таганроге в 1995 году. Таким образом, подсудимые говорили, что они принадлежат не к МРО «Таганрог», которая признана экстремистской, а к группе «Восточная», хотя среди верующих и были учредители МРО «Таганрог». Позиция подсудимых заключалась в том, что, по их мнению, МРО «Таганрог» была ликвидирована незаконно, решение российского суда было обжаловано в Европейский суд по правам человека. При этом, верующие собираются в рамках группы «Восточная», и не собирались воссоздавать МРО «Таганрог».

Уголовная ответственность устанавливается только за участие в деятельности МРО «Таганрог», поскольку решение о запрете деятельности было принято в отношении конкретного юридического лица.

Очевидно, что граждан, состоявших в МРО «Таганрог» никто не лишал права на свободу совести, в том числе на совместное исповедание веры, согласно Конституции РФ. Но суд расценил позицию защиты как намерение уйти от ответственности. В приговоре суд также не обосновал – имела ли место организация деятельности запрещенной религиозной общины, хотя именно это обстоятельство является определяющим для состава преступления. У любого преступления есть своя объективная и субъективная сторона – в данном случае в приговоре описание объективной стороны напрочь отсутствовало, поскольку не было указано конкретных деяний, вменяемых подсудимым в вину, что собственно и образующих состав преступления.

Всем 16-ти обвиняемым вменялось участие в деятельности организации, которая была запрещена за призывы к разрушению семьи, к отказу от военной службы, от гражданских обязанностей, от переливания крови. Но обстоятельствами дела, видеозаписями, это не было доказано. На записях нет никаких таких призывов – только чтение и обсуждение отрывков из Библии. Но судья вменил им те же самые обвинения, которые были выдвинуты против МРО «Таганрог», как бы автоматически перенеся эти обвинения из решения суда по МРО.

Поражает также отсутствие какой-либо внятной мотивации гонений на верующих. По словам адвоката Свидетелей Иеговы Антона Омельченко, «Причина преследований Свидетелей Иеговы, а также многих верующих других конфессий, по большому счету одна - отсутствие точных знаний об этих религиях и препятствие тому, чтобы точные знания об этих религиях стали известны. А пока под покровом информационной тьмы кто-то решает свои карьерные устремления, повышая показатели борьбы с экстремизмом, кто-то использует сведения о процессе как повод для выделения дополнительного финансирования, кто-то утоляет свою религиозную предвзятость».

Если обратиться к истории, то окажется, что со Свидетелей Иеговы начинались в целом религиозные преследования и гонения на инакомыслящих. Так было и в советский богоборческий период, и в предвоенной нацистской Германии 1930-х годов, когда власть стала сажать в тюрьмы иеговистов. Потом эти репрессии перекинулись на других.

Движение Свидетелей Иеговы, которое отличается высоким уровнем дисциплины, регулярно публикует отчеты о том, каким преследованиям подвергались верующие, кто и как нападал на их молитвенные дома, так называемые Залы царств. Факты дискриминации становятся все более вопиющими. Например, в конце ноября, по данным самих свидетелей и СМИ, глава религиозной общины Свидетелей Иеговы города Каспийска Республики Дагестан Арсен Абдуллаев был задержан и подвергнут пыткам со стороны сотрудников дагестанской полиции, которые требовали сообщить всю информацию о деятельности общины. Теперь же, после таганрогского дела, стоит ожидать новой волны судебных дел – правоохранительным органам дан определенный сигнал, и они попытаются повторить ростовский «успех». Будут новые уголовные дела. Раньше коммунистический режим боролся с религией в целом, а сейчас получается, как по Евангелию, «будут гнать за Имя Мое», считая, что тем самым гонители служат Богу? Можно по-разному относиться к Свидетелям Иеговы и не соглашаться с ними в богословских вопросах, но они имеют право верить, так как хотят. Тем более, что судят их за то, что они, по моему глубокому убеждению, не совершали.

Об авторе: 

Владимир Ряховский,
адвокат, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека.






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru