Оправдание репрессий. Часть вторая. Охота за религиозными группами началась11 Декабря 2015
Представление об опасности любой религии сформировалось в российском обществе в советское время. Как своеобразная «темная материя» этот страх перед верой, подозрения в отношении любой религиозной общины, жил во многих поколениях людей. Даже сейчас распространение влияния православия, а тем более других религий, в современной России воспринимается частью общества как угроза. Но теперь «темная материя» подозрений нашла свой выход и оправдание. 8 декабря 2015 года в Госдуме на круглом столе, организованном Комитетом Госдумы РФ по делам общественных организаций и религиозных объединений, на тему «Секты и деструктивные культы как вызов национальной безопасности России» была представлена программа инквизиционных действий по отношению к общинам верующих. Борцы с сектами при активном участии сектоборца Дворкина и его соратников дополнили поправки в Закон о свободе совести о религиозных группах, которые были приняты в июле 2015 года. Согласно этим поправкам, незарегистрированные группы верующих должны уведомлять о своем существовании органы юстиции. Группа должна предоставить вероучение, сведения о месте собрания группы, то есть помещении, предоставляемом кем-либо из ее участников, а также список участников группы. Прямые санкции за нарушение норм об уведомлении о своей деятельности для религиозной группы не установлены. Но вполне могут применяться административные меры, предусмотренные ст. 19.7 КоАП РФ. Как отмечал, комментируя этот закон, адвокат и член Совета по правам человека при Президенте РФ Владимир Ряховский, по духу Конституции РФ и Закона о свободе совести, должно быть право на совместное исповедание веры без формализации, и суды, связанные с применением этого закона, нам еще предстоят. Однако на мероприятии в Госдуме РФ было предложено новое понимание духа принятого закона. Начальник аналитического отдела экспертно-правового управления аппарата уполномоченного по правам человека в РФ Сергей Лобырев призвал оградить граждан от неких организаций, «которые преследуют определенную идеологию, определенные цели, возможно коммерческие». Что это за организации, он не уточнил. Для того, чтобы права верующих соблюдались еще лучше, Лобырев предложил установить оперативное наблюдение за религиозной группой в течение какого-либо срока, и только потом решать вопрос о ее регистрации и наделения правами юрлица. Чтобы группы не обращались за регистрацией «невовремя», Лобырев отметил, что необходимо повысить минимальное количество учредителей организации с 10 до большего количества. Кроме того, государственная экспертиза (в рамках Экспертного совета при Минюсте РФ, где присутствует радикальный борец с сектами Дворкин и его коллеги) должна использоваться более широко, а «отрицательные экспертные заключения должны носить не рекомендательный, а обязательный характер». По мнению представителя аппарата уполномоченного по правам человека в РФ, религиозные объединения, наверное, будут более защищены, если расширить список оснований для их ликвидации. Необходимы, как он отметил, также поправки в закон, касающиеся противодействия деятельности «тоталитарных деструктивных культов», поправки в Кодекс об административных правонарушениях РФ и в Уголовный кодекс. Это снизит негативное влияние создаваемых религиозных групп на общую правозащитную ситуацию в стране. Что это за группы, которые добиваются регистрации и должны попасть под наблюдение, Лобырев не уточнил. Перспективу слежки за общиной и последующей ее ликвидации было предложено на собрании в Госдуме РФ сделать основанием новой религиозной политики и философией прав человека и свободы совести. Следствием такого рода политики может быть только разделение части общества на верующих и неверующих (условно «православных» или атеистов), а конфессиональный мир будет поделен на православных и религиозных изгоев. Борцы с мифическими «сектами» сами ставят под угрозу общественную безопасность в России. Нецерковная инквизиция (околоправославных активистов) стремится сделать невозможным любое проявление религиозной жизни, миссионерства за пределами «традиционных религий», а на деле за пределами РПЦ. Хотя и внутри РПЦ эта часть активистов ненавидит демократически настроенную православную интеллигенцию, которая исходит из евангельских принципов отношения к инакомыслящим. На круглом столе в Госдуме РФ коллеги сектоборца Дворкина - Татьяна Карпачева (глава Правового экспертно-консультационного центра г. Москвы) и юрист Центра св. Иринея Лионского Дмитрий Бахарев – в своих докладах затронули отнюдь не деятельность каких-то «сект». Они стали обвинять в преступлениях и наносить оскорбления признанным и зарегистрированным религиозным объединениям. Например, их возмущение вызвал фестиваль ведической культуры, прошедший в ГЦКЗ «РОССИЯ» 5 декабря 2015 года. Общество Сознания Кришны, которое участвовало в этом фестивале, является старейшим индуистским движением в России, его последователей гнали за веру еще в советское время. По мнению, сектоборцев, они не могут вовлекать в свою деятельность детей, хотя это право всех верующих родителей и православных и кришнаитов – обучать своих детей своей вере. Примечательно, что в Госдуме РФ прозвучали оскорбления и в адрес Общественной палаты РФ. Татьяна Карпачева обвинила члена ОП РФ епископа Сергея Ряховского в том, что в его церкви эмоционально проповедуют и молятся об исцелении болезней. По ее словам, у нее есть даже видеозапись богослужения «Церкви Божией», общины, которую возглавляет Сергей Ряховский. Напомним, что Сергей Ряховский возглавляет Российский объединенный союз христиан веры евангельской, одно из ведущих протестантских движений (пятидесятнического направления) в России. То есть намеренно в число потенциальных жертв вписываются не какие-то неизвестные «секты», а вполне законопослушные христианские церкви. В защиту Ряховского высказались только Елена Полянская, президент Союза гражданских инициатив, и Виктория Верещак, представитель Национальной антинаркотической ассамблеи. Безусловно, в ходе выступлений в Госдуме РФ упоминались и реальные жертвы борьбы с сектами – Свидетели Иеговы и саентологи. Часть иеговистских журналов признаны «экстремистскими», только потому, что они писали об истинности своей религии, а община в Таганроге была ликвидирована при прямом участии представителей епархии РПЦ. 30 ноября 2015 года 16 иеговистов были осуждены в рамках уголовного дела за то, что собирались и читали Библию (в Таганроге любые собрания иеговистов считаются участием в деятельности организации, которая уже была признана экстремистской). 23 ноября 2015 года Мосгорсуд отказался признавать саентологическую церковь религиозной организацией, хотя она таковой была с 1994 года. Конечно, была затронута и тема борьбы с теми протестантскими церквями, которые конкурируют с православными в сфере реабилитации нарко и алкозависимых. Этому был посвящен доклад психиатра-нарколога Николая Каклюгина, председателя регионального отделения Общероссийской общественной организации «Матери против наркотиков» в Краснодарском крае. Его выступление называлось - «Вербовка адептов в нетрадиционные религиозные движения через псевдореабилитационные программы алко- и наркозависимых в аффилированных социально ориентированных НКО». Под определение «секта», таким образом, может подходить любая успешная реабилитация в неправославных центрах. Трудно было скрыть победные ноты, которые звучали и в словах депутата М.Ю. Маркелова и Олега Ефимова, ответственного секретаря Межфракционной группы Госдумы РФ в защиту христианских ценностей. Они отмечали, что заявления, сделанные в Госдуме РФ, это только начало – надо продвигать законодательные инициативы, менять Уголовный и Гражданские кодексы. Один из выступающих даже назвал ст. 239 УК РФ «антисектантской» – и призвал шире ее использовать (Создание некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан). А это значит, что «сектантов» будут искать среди тех движений и в тех церквях, которые уже 20-25 лет существуют в новой России. Квинтэссенция ненависти и «темной материи» подозрений – это заявление сектоборца Дворкина в Госдуме РФ и в присутствии ученых и духовенства о том, что уголовные преследования верующих и целых движений (в том числе на основании доносов и экспертиз соратников Дворкина) не являются репрессиями. Их же не расстреливают – вот слабое, но существенное утешение для тех верующих, которые читают Библию или просто молятся на дому и к которым может придти и уже приходит полиция. И теперь ведь тысячу раз подумаешь, прежде чем обращаться в аппарат Уполномоченного по правам человека в РФ. Свобода совести в России – не для всех.
Роман Лункин
Читайте также:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |