На страже святого. Священные тексты освободили от ответственности15 Октября 2015
14 октября президент Путин внес в Госдуму РФ законопроект о том, что нельзя признавать священные тексты экстремистскими материалами. И в эту сессию он, скорее всего, будет принят. Правозащитники уже давно, наверное, с момента принятия Закона об экстремистской деятельности и начала судебных процессов над разными религиозными книгами, говорили о том, что ситуация доходит до абсурда. Власти отреагировали только после скандала с запретом аятов из Корана Южно-Сахалинским судом в сентябре этого года. Это произошло фактически перед освящением Соборной мечети в Москве, открытие которой проходило под пение запрещенных российским судом аятов из Корана. Возможно, это также повлияло на решение президента. Благодарить за оперативное решение по защите священных текстов стоит, в первую очередь, Рамзана Кадырова - он поднял шум и дошел до президента, потребовав защитить Коран. Согласно президентскому проекту, в Законе о противодействии экстремистской деятельности появится всего лишь одна строчка о том, что нельзя признавать экстремистскими Библию, Коран, Танах и Ганджур. В пояснительной записке к проекту говорится именно о защите "традиционных религий" со ссылкой на преамбулу Закона о свободе совести. Все священные тексты закон защищать не собирается - иначе надо будет составлять целый список таких текстов (хотя в развитие этого законопроекта такой список, наверное, надо будет составить. За это, судя по сообщениям прессы, возьмется Межрелигиозный совет России). Все это правильно, но, как и многие решения нашей власти, предложение президента очень эмоционально и спонтанно. Его сложно назвать правовым, хотя в законодательствах разных стран также есть нормы, скорее задающие направление, чем определяющие четкое правоприменение. Несмотря на то, что по Конституции у нас все верующие равны перед законом, законопроект защищает только священные тексты "традиционных религий". Священным текстом может быть признан только один перевод Библии или Корана, например, который используется теми, кто считается «традиционным». Остается вопрос: остальные можно признавать экстремистскими или нет? В 2010-2011 гг. Томская прокуратура пыталась признать экстремистской индуистскую священную книгу Бхагават-гита, но после протестов индийского правительства и российских индологов книгу удалось отстоять. А теперь что по закону она не является священным текстом и можно снова ее признавать экстремистским материалом? Большинство христиан в России пользуется Синодальным переводом Библии, а поэтому проблем у них быть не должно (но у Свидетелей Иеговы перевод Библии, где постоянно упоминается имя "Иегова"). И православные, и протестанты также пользуются современными переводами Библии. С Кораном сложнее – в 2013 году Октябрьский районный суд Новороссийска признал экстремистским «Смысловой перевод Священного Корана на русский язык» Эльмира Кулиева. Это один из альтернативных переводов Корана. Возникает и ряд логических вопросов - почему в законопроекте упомянут свод буддистских священных текстов Ганджур, но нет второй части свода с комментариями - Данджура. Означает ли новая строка в законе, что все остальные священные тексты – Предания Святых Отцов Церкви, к примеру, можно запрещать? И еще - главная проблема остается нерешенной. Определение экстремизма в законе настолько широко и расплывчато, что судьи с полным основанием признают экстремистскими любые религиозные тексты, где провозглашается истинность именно этой религии. А цитаты из священных текстов всегда можно обойти, и запретить материал по другим основаниям. Наконец, в Госдуму РФ внесен законопроект о том, чтобы не районные, а суды субъектов РФ имели бы право признавать литературу экстремистской. Если борьба с экстремизмом не будет разумной, то мы постоянно будем плодить в стране религиозное подполье.
Роман Лункин.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |