Свобода религии и вероисповедания в Беларуси в 2014 году2 Марта 2015
Теолог, политолог, юрист, докторант Рейнского Университета Фридриха Вильгельма (Бонн, Германия), директор Центра "Экумена", редактор портала "Царква".
Общий контекст Белорусское общество имеет следующие характеристики по религиозной принадлежности и практике:
Правовой контекст Правовой контекст определяется нормами, содержащихся в общих и специальных нормативно правовых актах, а также правоприменительной практикой, которую можно описать по следующему сценарию: репрессивные законодательные нормы, предусматривающие ограничения на религиозную деятельность и не находящиеся в соответствии со международными стандартами в сфере свободы религии и вероисповедания, при избирательном применении/неприменении данных положений законодательства.
Иностранные священнослужители
Например, в отношении иностранных священнослужителей, закон предусматривает следующие положения: 1) религиозную организацию может возглавлять только гражданин Республики Беларусь (ст.13 Закона “О свободе совести и религиозных организациях”15); 2) существует специальная процедура приглашения иностранного гражданина в целях занятия религиозной деятельностью, закрепленная в Положении о порядке приглашения иностранных граждан и лиц без гражданства в Республику Беларусь в целях занятия религиозной деятельностью, предусматривающая необходимость согласования с Уполномоченным по делам религий и национальностей такого приглашения, причем пребывание иностранца может быть только “временным”. Решения о продлении виз и разрешений находятся целиком в компетенции одного государственного органа, который может не руководствоваться нуждами и желаниями самой религиозной организации, и не должен мотивировать, почему принимает то или иное решение, что делает процесс произвольным.
В случае с руководителем Белорусской Православной Церкви Митрополитом Павлом (Пономаревым), на эти нормы "закрывают глаза". Он, а) являясь гражданином Российской Федерации находится на территории Республики Беларусь и осуществляет религиозную деятельность б) в т.ч. не входящую в перечнем, предусмотренный “Положением” для иностранных священнослужителей, в) имеет вид на жительство16(разрешение на постоянное проживание сроком на два года), г) а также возглавляет религиозную организацию, несмотря на прямой запрет Закона “О свободе совести”. Государственные власти сохраняют статус кво в данной ситуации, однако ее правовые последствия не ясны17.
Что касается иностранных священнослужителей Римско-Католической Церкви, то им довольно часто отказывают в выдаче разрешений на осуществление религиозной деятельности (в 2014 г. было отказано в получении разрешения священнику Роману Шульцу, который в течении 7 лет служил на приходе св. Казимира и св. Ядвиги в Могилеве, а также священнику из Францисканского ордена, который собирался служить в Ивенце Минской области, после протестов прихожан разрешение о. Шульцу было продлено сначала до 20 декабря 2014 года, а потом до 20 июня 2015)18.
Обязательная государственная регистрация
Одной из самых болезненных точек как действующего законодательства, так и правоприменительной практики, является требование обязательной регистрации (ст.1619). Несмотря на то, что состав правонарушения в отношении деятельности религиозной организации без государственной регистрации был исключен из первой части статьи 9.9. КоАП в начале 2011 года, административное преследование незарегистрированных организаций продолжается на основании других статей. Так в 2014 году, уже не в первый раз, суд в г. Гомеле подверг административным взысканиям лидеров и членов баптисткой общины принадлежащей к Международному совету церквей Евангельских христиан-баптистов, которые не регистрируются исходя из своего вероучения. Так, за проведение молитвенного собрания, к ответственности были привлечены в январе 2014 года А. А. Золотарёв (по ч.2 ст.23.34 КоАП РБ - нарушение установленного порядка организации или проведения собрания), О.В. Данилевский и Д. В. Сидоренко (по ч.1 ст.23.34 КоАП РБ нарушение установленного порядка проведения собрания)20. В декабре 2014 свидетель Иеговы Кузин, чья община делала неоднократные попытки зарегистрироваться, был оштрафован судом на основании той же статьи за проведение религиозных собраний на дому - после того, как на одно из таких собраний был совершен милицейский рейд21. Хотя в статье 23.34 содержится перечень массовых мероприятий, и он не включает ни “религиозных мероприятий”, ни “иных мероприятий”, он широко используется для преследования собраний незарегистрированных общин22.
Еще одна статья, состав которой используется для наказания таких общин - ст. 21.16, устанавливающая ответственность за нецелевое использование жилых помещений - в 2014 году по ней был оштрафован гомельский баптист А.В. Тупальский (ч.1 ст.21.16 КоАП РБ - нарушение правил пользования жилыми помещениями).
С 2005 за деятельность без регистрации предусмотрена уголовная ответственность (ст. 193-1 УК РБ23). До сего момента случаи привелечения к уголовной ответственности за религиозную деятельность по данной статье не известны, тем не менее, выносились предупреждения прокуратурой, были возбуждены уголовные дела (впоследствии прекращены). Форум 18 насчитывает 7 таких случаев с 2010 г.24 Несмотря на то, что ни одно из уголовных дел не было доведено до конца, применение такой меры возможно, что ставит верующих, принадлежащих к незарегистрированным общинам, под постоянную угрозу преследования.
Религиозная (не)толерантность
Тема религиозной толерантности беларусов активно эксплуатируется государственными чиновниками и в публичном дискурсе в целом: беларусы - толерантный народ, в стране царят межрелигиозный мир и согласие. В июне 2014 года в Минске состоялась IV встреча Православно-католического Форума на тему “Религия и культурный плюрализм”25, на которой была панель, посвященная свободе религии и вероисповедания, а в декабре в Академии наук состоялась конференция “Межнациональная толерантность и согласие”26.
Однако есть случаи нетолерантности и религиозно мотивированной вражды. Так, в декабре 2014 года в Гомеле антисемитскими граффити была осквернена синагога27. Представители религиозных организаций также не всегда являются примерами религиозной терпимости. Например, новоназначенный Глава БПЦ Митрополит Павел во время одного из своих выступлений призвал “сдавать в милицию” Свидетелей Иеговы, назвав их “тоталитарной зловредной сектой”, которая “наносит колоссальный вред людям и обществу в целом” и главной целью которой является “материальное обогащение и завлечение новых адептов”28. Представители государственных органов не всегда выдерживают нейтральный тон в отношении религиозных организаций. Во время выступления на заключительном заседании, посвященном итогам работы госорганов по делам религии и национальностей в 2014 году, Леонид Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей, позволил себе довольно грубые и резкие высказывания по отношению к католическим священникам-иностранцам, а также по отношению к руководству Римско-Католической Церкви в Беларуси29. Данный эпизод вызвал реакцию как со стороны верующих католиков30, так и со стороны Конференции Католических епископов Беларуси31, последняя назвала высказывания Уполномоченного “необоснованным оскорблением Католического Костела и разжиганием межнациональной и межконфессиональной вражды”.
Религиозные организации и иммунитет к преследованиям
После принятия Закона “О свободе совести” в 2002 г., а также на первых волнах преследований религиозные организации, которых касались ограничения, были чувствительны к его новым механизмам. Были кампании по свободе совести, обращения глав религиозных конфессий к государственным органам, в качестве реакции на преследования проходили масштабные акции (кампания, в результате которой было собрано более 50 тыс. подписей, пост-голодовка в Церкви “Новая жизнь” в 2005 году и последующее развитие сюжета вокруг данной организации, публичные жалобы на преследования). Но с течением времени религиозные организации, в целом, свыклись с существующим порядком вещей и пытаются решать свои проблемы, в случае их возникновения, через непрозрачные, непубличные механизмы, избегают контактов со сми32. Интересным прецедентом является случай с арестом КГБ католического ксендза Владислава Лазаря по п.6 ст. 16 в соед. с п. 1 ст. 356 УК (пособничество в измене государству), о факте ареста которого РКЦ в Беларуси заявила только через два месяца и после озвучивания информации Президентом Лукашенко и публикации независимыми журналистами имени арестованного33 с формулировкой “поручить эту проблему Божьему милосердию” и со ссылкой на государственные власти, что “данный эпизод не повлияет на климат доверия Республики Беларусь к Святому Престолу и уважение к Католическому Костелу”34. В 2014 году ксендз Лазарь был выпущен из-под стражи, а его уголовное дело прекращено. 1 Crabtree, Pelham What Alabamians and Iranians Have in Common //http://www.gallup.com/poll/114211/Alabamians-Iranians-Common.aspx 2 Информационно-аналитический центр. Общественное мнение о ситуации в национальной сфере. http://iac.gov.by/nfiles/000023_204293.pdf 3 Данные выведены из официальной информации о количестве религиозных организаций: https://www.tm.gov.lv/lv/aktualitates/tm-informacija-presei/publiceti-re...(Латвия) http://stat.gov.pl/cps/rde/xbcr/gus/RS_rocznik_statystyczny_rp_2012.pdf (Польша) http://www.culte.gov.ro/biserici-culte (Румыния),http://risu.org.ua/ru/index/resourses/statistics/ukr2011/48586/ (Украина),http://forb.by/node/406 (Беларусь). 4 Данные из тех источников. Учитывалось количество православных, римо-католических и греко-католических священнослужителей. 5 Справка об этноконфессиональной ситуации в Республике Беларусь и сотрудничестве с соотечественниками за рубежом в 2013 году. - http://forb.by/node/406 6 Информационно-аналитический центр. Общественное мнение о ситуации в национальной сфере. - http://iac.gov.by/ru/sociology/research/Obschestvennoe-mnenie-o--situats... 7 Религиозность и мораль беларусов. - Исследование НИСЭПИ. - 09.2010. -http://www.iiseps.org/analitica/143 8 Калинов А. Выступление на Ежегодном совещании по вопросам человеческого измерения ОБСЕ в г.Варшаве (Республика Польша) 7 октября 2008 г. // HDIM.DEL/335/08 7 October 2008. http://www.osce.org/ru/odihr/34116 9 Негативная динамика доверия институтам. - Исследование НИСЭПИ. - 06.01.2014. -http://www.iiseps.org/analitica/564 10 Там же. 11 Кацук Н. К методологии эмпирического исследования социокультурных стратегий верующих различных конфессий. - Социология №3, 2008, с.118. 12 Религиозность и мораль беларусов. - Исследование НИСЭПИ. - 09.2010. -http://www.iiseps.org/analitica/143 13 Озем Г.З. Территориальная структура религиозной сферы и конфессиональное районирование Беларуси. - Автореферат диссертации. - Мн., БГУ. 2010 14 Егоров А. Малые города: who governs? - “Палітычная сфера” №12/2009, С.44-55, С. 50. 15 ст. 13 Закона Республики Беларусь "О свободе совести и религиозных организациях" от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ 17 Василевич Н. Глава БПЦ Митрополит Павел - гражданин Российской Федерации: правовые последствия. - http://forb.by/node/402 19 Ст. 16 Закона Республики Беларусь “О свободе совести и религиозных организациях” от 17 декабря 1992 г. № 2054-XІІ 22 Шавцова Д. Практика привлечения к административной ответственности за нарушение порядка проведения массовых мероприятий в отношении религиозных общин.http://forb.by/node/400 23 Ст. 193-1 Уголовного Кодекса Республики Беларусь от 9 июля 1999 г. № 275-З, введена в 2005 г. 25 www.ccee.eu/ccee___en/activities/00002659_4th_Catholic_Orthodox_European... 26 http://www.philosophy.by/ru/news/conf-2014-12-09 28 http://news.tut.by/society/394186.html 29 http://www.belta.by/ru/all_news/society/Guljako-nekotorye-ksendzy-inostr... 30 http://krynitsa.info/2015/01/26/kataliki-belarusi-aburanyya-zayavami-gul... 32 Мызенка Г. “Без каментароў” http://forb.by/node/496 33 https://www.facebook.com/groups/567908359939761/permalink/632307503499846/ 34 Паведамленне з 54-га пленарнага пасяджэння Канферэнцыі Каталіцкіх Біскупаў Беларусі . - http://catholic.by/2/conference/docs/119166--54-.html источник: http://forb.by/node/506
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |