Адвокат Анатолий Пчелинцев: “Охрана, избившая сотрудника мечети Махди Зарубина, получит сполна”27 Февраля 2015
Доктор юридических наук, почетный адвокат России, главный редактор журнала “Религия и право” Анатолий Пчелинцев прокомментировал избиение сотрудниками ТЦ “Отрада” русского мусульманина, начальника охраны Исторической мечети Москвы Владимира Махди Зарубина, попытавшегося на днях совершить намаз в здании ТЦ. По словам известного юриста, заявления сотрудников ТЦ о приоритете их местных законов над Конституцией – полная ерунда, и теперь им светит немалый срок за свои действия сразу по нескольким статьям УК. “Однозначно охранники не правы – сто процентов. Им следовало бы включить мозги. У нас действует принцип верховенства закона, а не инструкций, указов или постановлений. И для закона, действующего на всей территории РФ, нет исключений в виде отдельных торговых центров, бассейнов или еще чего-то. Молиться можно везде – закон этого не запрещает, тем более что это индивидуальная молитва. Так что в действиях потерпевшего я не вижу нарушений закона. А вот бить никого не позволено – это уголовно наказуемое деяние, и состав преступления со стороны охраны здесь очевиден. Надо делать судебно-медицинскую экспертизу: в зависимости от тяжести последствий (легкие, средней тяжести, тяжкие), будет решаться вопрос о возбуждении уголовного дела, и эти ребята получат сполна”, – заявил эксперт. Кроме того, согласно ст. 148, ч.3 УК РФ (“Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий”), незаконное воспрепятствование богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, а также с применением насилия или с угрозой его применения, “наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет”, напомнил юрист. Кроме того, подчеркнул адвокат, “ст.28 Конституции РФ гарантирует каждому свободу совести и вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними”. Федеральный Закон N 125-ФЗ (ред. от 31.12.2014) “О свободе совести и о религиозных объединениях” также гарантирует свободу совести, а изменения, внесенные в ст.16, гласят: в неустановленных законодательством местах можно молиться с особого разрешения властей лишь в том случае, если речь идет о массовой молитве. Право же на индивидуальную, как в случае Махди Зарубина, вообще ничем не ограничено. “В ТЦ могут существовать свои правила и внутренние установки, но молитва – не публичное богослужение. Христианин может молиться про себя, незаметно для окружающих, никто не может запретить ему это делать. В нашем же случае потерпевший отошел в сторону, никому не мешал, не был на виду, никого не собирался шокировать, и его это оправдывает. Проще говоря, он имел право совершить этот намаз в публичном месте. Другое дело, насколько адекватно это было воспринято окружающими, насколько это оправдано делать в публичных местах. Скажем, в метро. Я с уважением отношусь к религиозным чувствам граждан и защищаю их, как адвокат, но люди могут отреагировать неадекватно. Могли не только побить, что не менее неадекватно, но и сделать что-нибудь похуже. Народ у нас сильно напуган актами терроризма, уровень религиоведческой культуры и грамотности в нашем обществе крайне низок. В школах изучают основы православной культуры, хотя не мешало бы изучать и основы мировых религий, чтобы понимать, что такое ислам, иудаизм, протестантизм, чтобы люди понимали: намаз – абсолютно безобидное действие, и никаких негативных последствий у него быть не может. Но, исходя из общего уровня пуганности и религиоведческой безграмотности, я бы на месте верующих все-таки не делал намаз в таких местах, как ТЦ. Думаю, Коран позволяет воздерживаться в определенных случаях – в пути, в дороге и тп. Верующим людям нельзя дразнить гусей – я это отношу не только к мусульманам, но и к представителям разных конфессий. С трудом себе представляю, чтобы где-нибудь в торговом центре в Лондоне или в Нью-Йорке молились бы мусульмане”, отметил собеседник агентства. Впрочем, уточнил Анатолий Пчелинцев, в Лондоне построено около 200 мечетей, и молиться где попало мусульманам просто без надобности. В Москве же, где ситуация с мечетями остается весьма плачевной, у верующих людей иной раз просто нет выбора. “Мечетей в Москве не хватает! В то же время, у нас строится в шаговой доступности 200 дополнительных православных храмов. Но что такое четыре мечети на мегаполис, где проживает, по моим оценкам, около двух миллионов мусульман? Этого явно недостаточно. Вот и в ТЦ такого специального места не отведено – хотя стоило бы это сделать. Не случайно у нас в аэропортах и на вокзалах сейчас строят молельные комнаты для мусульман и православные часовни, чтобы верующие не шокировали окружающих. Другое дело, что и их недостаточно. Скажем, мечеть или молельная комната у нас есть только в Домодедовском аэропорту, насколько я знаю, и то, как ни приду, она всегда закрыта. А в лондонском аэропорту комната для молитв хорошо рекламируется, туда даже ведут наклеенные следы, там тебе и Библия, и Коран, и Тора, все для представителей разных конфессий. У нас это, к сожалению, в аэропортах не предусмотрено. Я уже сталкивался с тем, что в одном из аэропортов мусульманин решил помолиться, сразу нагрянули сотрудники полиции, но вступились случайные прохожие, и инцидент был быстро исчерпан”, – рассказал собеседник IN. В свою очередь, в ТЦ “Отрада”, в котором процветает сегрегация по религиозному признаку и нормативные акты которого предусматривают избиение человека за намаз, ситуацию по просьбе IN прокомментировали крайне лаконично. “Я заместитель генерального директора, Андрей Яковлевич меня зовут. А зачем вам моя фамилия? Я, честно говоря, не знаю про это ничего. Приезжайте, поговорим. А про пыточную… Нет, не в курсе, безобразие какое! Вы в письменном виде жалобу на них напишите!” – ужаснулся в беседе с IN зам.генерального директора ТЦ “Отрада” Андрей Яковлевич. Однако разъяснять, что именно имели в виду его сотрудники, говоря о том, что на территории ТЦ действует один закон – закон самого ТЦ, и что за внутренняя инструкция запрещает посетителям молиться на его территории, Андрей Яковлевич не пожелал. “Приедете – объясню, по телефону не могу, вы спрашиваете у меня про внутреннюю инструкцию. Я по телефону такие комментарии не даю”, – закончил беседу представитель “Отрады”. В свете этой истории возникает ряд вопросов. Допустим, охранники ТЦ “Отрада” искренне убеждены в том, что в РФ правит не Конституция, а законы рынка вообще, и “Отрады” – в частности. Но основной закон рынка, как всем известно, гласит: клиент всегда прав. Так почему же источник процветания любого бизнеса, клиенты, правы во всем мире, кроме России? Не успела отгреметь недавняя история с питерской пенсионеркой, которую запытали до смерти из-за пачки масла, как случился свежий эпизод. Далее: почему бы вместо пыточной в “Отраде” не открыть молельную комнату? Надо полагать, посетителей-мусульман до недавнего времени там было все же больше, чем запытанных, и проявить элементарное уважение к клиентам было бы логично. Хотя теперь указанные пропорции могут измениться: вряд ли мусульмане захотят отовариваться в магазине, в котором вот-вот появится надпись “неграм, мусульманам и собакам вход воспрещен”. автор: Вера Ильина
источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |