Муфтий Гайнутдин направил Путину письмо в защиту хиджаба, но в Кремле его пока не получили5 Февраля 2015
Председатель Совета муфтиев России (СМР) Равиль Гайнутдин направил президенту РФ Владимиру Путину письмо "в защиту" девочек-мусульманок, носящих в образовательных учреждениях России покрывало или головной убор женщин в мусульманской традиции. Текст послания опубликован на сайте СМР. А отправка его высокому адресату была приурочена к двум событиям - Международному дню хиджаба, который отмечается в мусульманском мире ежегодно 1 февраля, и рассмотрению апелляционной жалобы граждан Республики Мордовия (РМ) на решение республиканского Верховного суда по признанию незаконной части постановления правительства РМ о запрете ношения головных уборов в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях республики. Судебное заседание пройдет в Верховном суде Российской Федерации 11 февраля 2015 года. Летом 2013 года Верховный суд РФ отказал в отмене решения Ставропольского краевого суда, запретившего школьницам-мусульманкам ходить в платках. По мнению Равиля Гайнутдина, запрет ношения хиджаба не позволит девочкам-мусульманкам полноценно учиться и общаться со сверстниками в общих школах, а также подогревает нетерпимость и антидемократизм. Кстати, посвященная письму информация на сайте СМР сопровождается фотографией, на которой Владимир Путин изображен в православном храме в окружении девочек-прихожанок в головных платках, отдаленно напоминающих хиджабы. Между тем, по информации ТАСС, в Кремле затруднились ответить на вопрос том, поступило ли в администрацию президента РФ письмо главы Духовного управления мусульман РФ муфтия Равиля Гайнутдина с просьбой защитить право юных мусульманок посещать занятия в школах в традиционном для мусульманской культуры платке, покрывающем волосы и шею. "Я не располагаю такой информацией", - сказал пресс-секретарь главы государства Дмитрий Песков, отвечая на вопрос ТАСС о том, поступило такое письмо в Кремль. Вместе с тем, он подчеркнул, что "когда обращение поступит, оно будет рассмотрено в установленном порядке". Песков также не стал давать прогноз насчет того, может ли этот вопрос быть поднят за совместном заседании Совета при президенте по межнациональным отношениям и Совета по русскому языку, которое проведет в Черкесске в пятницу Владимир Путин. "Это зависит от участников заседания; я этого не могу знать", - отметил пресс-секретарь. Напомним, что Владимир Путин уже не раз высказывал свое отношение к хиджабам. Два года назад он заявил, что ничего хорошего в ношении хиджабов в школах нет. Российский президент сказал об этом в ходе прямой линии с россиянами, отвечая на вопрос одного из собеседников. По словам Путина, ношение хиджабов - "это не национальная особенность, а демонстрация известного отношения к религии". "В нашей стране, в мусульманских регионах никогда такой традиции не было", - подчеркнул он. Ранее Путин, комментируя тему головных платков, сказал о необходимости уважать религиозные чувства, но при этом подчеркнул, что исходить необходимо из светского характера российского государства. Со своей стороны, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН), экс-министр образования Владимир Филиппов считает правильным тот факт, что вопрос о ношении хиджабов в России отдан на решение образовательных учреждений. "На данном этапе рано говорить о едином решении в масштабах всей страны - носить ли на Кавказе, в Татарстане и в Москве, пока нужно действовать на уровне образовательных организаций. Мы должны в большей степени развивать их автономию: студенты, зная, что там такие правила, скажут: я не пойду туда учиться, пойду в другое учреждение", - приводит в среду слова Филиппова портал "Интерфакс-Религия". Он подчеркнул, что по действующим нормам в России демократические органы управления школой или вузом - наблюдательные и общественные советы, родительские комитеты - самостоятельно решают, как поступить в вопросе одежды учащихся. Владимир Филиппов сообщил, что в самом интернациональном вузе России - РУДН - девушки хиджабы не носят, однако не потому, что это запрещено "сверху", а потому, что сам студенческий коллектив выработал нормы поведения в вузе. "У нас хиджабов не носят, но потому, что они видят, что это не очень поддерживается коллективом. Тем самым они отгораживаются от коллектива, от друзей. Раз ты отгораживаешься - и мы будем от тебя отгораживаться. Студенты - взрослые люди, они способны значительно больше повлиять на это, чем какие-то административные механизмы", - сказал Филиппов.
Текст письма Равиля Гайнутдина Владимиру Путину (Сохранены стиль и орфография оригинала.) Президенту Российской Федерации Владимиру Путину Мира и благодати Божией Вам, уважаемый Владимир Владимирович! Позвольте поделиться с Вами отеческой тревогой о детях. Меня, как и многих граждан нашей страны, в первую очередь родителей, взволновали события по простому бытовому вопросу, который вышел на необоснованно широкий общественный уровень. Как известно, дело о запрете платков для девочек в школах Мордовии будет рассмотрено в Верховном суде Российской Федерации 11 февраля этого года. В октябре 2014 года Верховный суд Мордовии запретил школьницам региона носить на уроках платки. До этого решение о запрете платков приняло правительство региона, но представители мусульманской общины сочли его незаконным и обратились в суд. А еще ранее, первыми в РФ, запрет на их ношение в школах вывели власти Ставрополья. Почему этот вопрос - простой? И почему выносить его на такой уровень - странно и необоснованно? К сожалению, многие наши люди, насильно отдаленные от традиций своих народов и их религии в годы государственного атеизма, потеряли понимание женской этики и одежды, как ее части. Многие путают понятия "хиджаб", "никаб", "платок", "чадра". Арабское слово "хиджаб" означает просто "покрывало". А ислам не требует ото всех некую униформу, но только принцип - скромность, укрытость, неоголенность. Вот про наших школьниц говорим лишь о платке, о скромном характере одежды - в них нет ничего специфически или вызывающе "религиозного". Это не знак какой-то конфессии и не "вызов обществу". Тех же традиций веками придерживались все "дети Авраамовы": иудеи, христиане, мусульмане всех направлений. И шире - все народы России с их традиционными культурами. Каждый народ вносил свои национальные цвета, покрои и орнаменты, но суть оставалась одной. Достаточно зайти в православный храм и взглянуть на фрески и иконы святых жен, побывать в синагоге или в музеях национальных культур. Власти Мордовии, которые препятствуют посещению девочками школ в платках, ссылаются на своеобразно понятую светскость и исходят, уверен, из благих пожеланий. Но опыт соседнего Татарстана и Чеченской республики говорит об обратном. Невмешательство чиновников в вопрос покрытия головы школьниц, который касается не только мусульман (своим правом пользуются и православные и иудеи), имеет только позитивный эффект. Это демонстрирует демократический характер власти и приверженность традиционным духовным ценностям. Такая политика находит поддержку у интеллигенции, общественности, в народных массах. Крепость моральных устоев и проблемы демографии для россиян всех вероисповеданий и национальностей - неразделимы. Более того, у нас в стране много лет официально разрешено фотографирование на паспорт в платке. Мусульманки России благодарны Вам за эту возможность, которой лишены их сестры по вере в некоторых других странах. Если же мы посмотрим на мировой опыт, то он тоже подтверждает, что ношение платков школьницами не влечет за собой никаких проблем. В Турции, которая сегодня стала нашим близким партнером на международной арене, несколько лет как сняты все запреты на платки в учебных и прочих государственных заведениях. Это только стабилизировало общество, сняв искусственно созданную много десятилетий назад напряженность. Вообще, как пишут многие специалисты, увязывание платка с политикой, тем более, с проблемами безопасности, терроризма и нелегальной миграции - лишено основания и вредно. Это один из мифов ушедшего XX века, который сегодня благополучно стал достоянием прошлого. Так почему вдруг у нас в стране соблюдающие традиции маленькие девочки плачут, боятся заходить в классы? Отчего они вдруг попали под прожектора всероссийской прессы? И еще удивительно: вот мои дочери (кандидат наук и студентка) ходят в московские вузы, в ИСАА МГУ - и там нет таких проблем. А на самое хрупкое, нежное и ранимое в семье - на слабую маленькую девочку - выпали такие испытания! И это в России, которая твердо встала на защиту традиционных ценностей перед наступлением псевдодемократии, а точнее, агрессивного секуляризма из Европы и Северной Америки! Россия законодательно преградила попытки распространять карикатуры на пророков и религию, защищает семью и здравый смысл. Россия явно становится лидером защиты традиционных ценностей в международном масштабе. Это высоко оценили все мусульмане мира, а в нашей стране прошли значительные мероприятия в разных городах, включая миллионную демонстрацию в Грозном. И я, как муфтий и отец, могу заверить Вас в том, что мусульмане не только поддерживают Вашу политику в этих вопросах, но готовы встать на защиту Отечества и Веры, как это не раз было в истории. Мы с гордостью вспоминаем славные страницы истории нашей Российской цивилизации, и не забудем, как татарские и башкирские конники вошли в Париж, освободив Францию и всю Европу от Наполеона, бывшего не только агрессором, но "богоборцем", разрушителем храмов. Мы не забудем и наших кавказских братьев, служивших верно в охране императорской фамилии. И мусульман всего СССР, отдавших свои жизни в Великую Отечественную войну, 70-летие победы которой будем отмечать в этом году вместе со всеми народами-антифашистами. Одним словом, мусульмане Евразии всегда были, есть ныне и будут всегда - надежным щитом и опорой традиционной России. Как на фоне всего сказанного выглядят слезы наших дочерей и внучек, которым местные чиновники в двух регионах России не дают следовать обычаям предков? Должны ли мы колыхаться под ветрами двойных стандартов с Запада? Быть может, напротив, Русский мир призван не только удержать разрушителей традиций внутри страны - но помочь европейцам и американцам пережить, изжить новую волну атеизма? Очень важно разъяснить, что мы, россияне, выступаем не против демократии. Истинный демократ позволяет соседу соблюдать его обычаи. Агрессивный секулярист - это псевдодемократ с двойными стандартами. Он уничтожает многообразие мира, особенно его исконные религиозные традиции. Я в этом году планирую посетить страны Западной Европы и говорить с людьми об этом. Русский мир всегда ценил Запад с его религиозными традициями и демократией - но не с двойными стандартами и вседозволенностью. Я буду напоминать о горьких страницах истории, когда европейцы поддавались "обаянию" то Наполеона, то Гитлера… События на Украине говорят, о том, что опасность возвращения фашизма для европейцев вновь стала реальностью.
Вернусь к нашей, сугубо родительской теме. Поверьте - душа болит. И за наших будущих сестер, матерей, за девочек, желающих учиться и общаться со сверстниками не в закрытых гетто или спецзаведениях, а в общих школах. Они ведь стремятся стать полезными обществу врачами и педагогами, рабочими и учеными, найти свое место в жизни. Хотят общаться и дружить с ровесниками разных национальностей и вероисповеданий - такова всегда была многоцветная палитра Евразийской цивилизации. Болит душа и за наших жен и бабушек - как они переживают за своих малышей! Но это не только "женская проблема".
Через "вопрос о платке" нам из-за рубежа внедряют нетерпимость, антидемократизм, неуважением к евразийской традиции дружбы народов. Необоснованно политизируют сугубо семейный, бытовой вопрос. Срывая скромные одежды - жаждут разорвать прекрасную и сложносоставную узорную ткань Российского мира.
А это уже вопрос мужской.
Потому обращаюсь к Вам, как муфтий, как отец - встаньте на защиту наших традиционных ценностей!
Защитите наших дочерей и внучек - будущее нашей великой и прекрасной Евразийской Державы!
С уважением и благими пожеланиями,
Муфтий шейх Равиль Гайнутдин
Председатель Совета муфтиев России
Председатель Духовного управления мусульман Российской Федерации
Член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации
источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |