Враги рода человеческого

23 Октября 2014
По сообщению «Интерфакс-Религия», глава Российской ассоциации центров изучения религии и сект Александр Дворкин выступил с предложением учредить орган государственного контроля в области новых религиозных движений (НРД). Чем это грозит нашему обществу и кого бояться сектантам, разбирался s-t-o-l.com. 


   
На Сахалине высадился десант интернациональной околоправославной секты Дворкина с адептами. 
По заявлению их гуру, теперь в разряд самых неблагоприятных регионов попал и Сахалин". 

«Жертвы сектантства – это люди, и защитой их прав не занимается никто, кроме общественных организаций. У нас давно созрела необходимость государственного органа, который бы занимался сектами», – заявил Дворкин.
Вообще говоря, предложение вполне в духе времени. Сектовед предлагает внести ноту государственного контроля в сферу вероисповедания, которая по конституции РФ считается в нашей стране свободной, ещё дальше уходя от норм мифического гражданского общества. Но может быть, население нашей страны, действительно, недееспособно и нуждается в госконтроле своей веры так же истово, как нуждается в контроле интернета, СМИ, количества паспортов и образа мыслей?

Допуская такую возможность, следующим шагом хочется понять, каков здесь может быть механизм выяснения истины. Как отличить правильных от неправильных. По каким критериям их будут судить. Ведь если речь идет о жертвах, о людях, которые лишаются своих средств или имущества в пользу НРД, то должны быть виноватые. При этом упускается из виду, что точно такая же ситуация может сложиться с рядовыми членами РПЦ.

Например, обычный гражданин из небольшого провинциального городка вдруг заинтересовался православной верой. В какой-то момент он все продает, оставляет семью, тайком уходит в монастырь и становится иеромонахом Алексием. Родным он открылся только через три года. Боялся, что они сильно расстроятся, приедут и будут скандалить. Теперь он расстрига. Он разуверился, нарушил монашеские обеты и вернулся в мир без денег и имущества. Его родственники могут подать на РПЦ в суд, и в логике Дворкина будут правы.

Или известный священник Павел Адельгейм, убитый в прошлом году. Приехал в Псков, восстановил храм, построил приют и приходскую школу. Пришел новый архиерей и все отобрал. Канонические отношения священника и его епископа и тоталитарная власть епископата, о которой часто писал о. Павел у себя в ЖЖ, не позволяют здесь особенно противостоять. Таких случаев очень много. И что же? Писать телегу на своего архиерея в этот госорган? Жертва есть, состав преступления есть, повод есть, государственное финансирование аппарата имеется. Работайте чиновники, шуршите механизмами.

Кроме того, узкое место в предложении сектоведа – это критерии оценки. На сегодняшний день центр Иринея Лионского, который возглавляет Александр Дворкин, – это единственное в своем роде учреждение, которое выступает в качестве экспертного сообщества по вопросам сект.

Я исследовал материалы центра, но ни конкретного определения, ни критериев выявления секты так и не нашел. А в процессе исследования выяснил, что сам термин «тоталитарная секта» и всю «науку» вокруг него в нашей стране создал именно Дворкин. Он в какой-то степени монополист этой тонкой сферы бытия. Сам ее создал, свои правила придумал. Но уточнять понятия, видимо, предполагается в Википедии.

После долгих исканий я все-таки наткнулся на пошаговую инструкцию. Это не совсем то, что нужно, но, по мнению Дворкина, отличное пособие для того, чтобы вывести сектанта на чистую воду.

Я решил пройти тест. Для чистоты эксперимента я подключил свою маму. Итак.

Я – православный христианин. Принадлежу Русской православной церкви. Крещен в младенчестве. В двадцать лет был завербован РПЦ, прошел длительную катехизацию, сейчас получаю богословское образование и не меньше одного раза в неделю бываю на службах в храме.

Мама – православная христианка. Принадлежит Русской православной церкви. Крещена в младенчестве. В храм ходит раза два в год. Пасхальную службу смотрит по телевизору. Понятия не имеет, чем отличается Иоанн Креститель от Николая Чудотворца

Вопрос 1. Как долго вы состоите членом группы? Комментарий: «Всегда можно поинтересоваться, как же так случилось, что он (сектант – А.В.), проведя в группе столько-то лет, так и не удосужился получить для себя ответ на столь простые вопросы». 

Мама: Какой группе? Что за вопрос? В РПЦ с рождения.

А.В.: Членом группы состою с рождения. Я, действительно, плохо знаю свою веру. Боюсь, что со многими вопросами не разберусь до конца жизни. В области веры есть такое явление, как тайна, и я ничего не могу с этим поделать.

Вопрос 2. Вы хотите завербовать меня в какую-то организацию? Комментарий: «Если ваш собеседник – представитель тоталитарной секты, он все же не сможет не прибегнуть к методам вербовки и давления».

Мама: Нет, конечно. Зачем мне это надо? Что это за провокационные вопросы?

А.В.: Христианская вера предполагает, что есть только два пути: путь жизни и путь смерти. Можно ли считать гуманным поведение человека, вставшего на путь жизни, если он будет безразличен к тем, кто чешет прямиком в другую сторону? Едва ли. Эта норма подтверждена главной христианской книгой – Евангелием: «Идите и научите все народы, крестя их во Имя Отца и Сына и Святого Духа».

Вопрос 3. Можете ли вы перечислить названия всех других организаций, связанных с вашей группой? Комментарий: «Если ваш собеседник скажет, что он не в курсе, попросите его разузнать это у его коллег и записать на бумажке названия всех таких организаций. А вы позвоните ему завтра. Если вербовщик отвечает вам, что таких организаций нет, а позже вы обнаружите, что он вам врал».

Мама: Не знаю толком. Ты имеешь в виду Слово Жизни (протестантская церковь – А.В.) и прочие?

А.В.: Я выяснил этот вопрос. На сегодняшний день существует 15 автокефальных (т.е. со своим патриархом) православных церквей, 6 автономных (находятся в юрисдикции разных автокефальных церквей), 11 самоуправляемых церквей разного толка и подчинения, и ещё 27 неканонических церквей, где сам черт ногу сломит. Названия, пожалуйста, посмотрите сами.

Вопрос 4. Назовите основателя и, если он уже скончался, верховного руководителя вашей группы. Комментарий: «Не исключена возможность, что вербовщик будет стараться не назвать вам настоящего главу группы, так как его имя может быть достаточно одиозным». 

Мама: Был Алексий, теперь Кирилл.

А.В.: Иисус Христос. Бессмертен.

Вопрос 5. Расскажите о прошлом главы организации. Комментарий: «об образовании, которое он получил. Нет ли у него уголовного прошлого? Привлекался ли он к судебной ответственности? Если да, то за что? Важно знать, действительно ли лидер – тот, за кого он себя выдает». 

Мама: Я ничего не знаю. Православная церковь – это не организация. Это, наверное, структура нашей жизни. Но что я могу сказать о прошлом патриарха Кирилла?

А.В.: Плотник. Привлекался по статье «Экстремизм» за призывы к массовым беспорядкам и свержению действующей власти. Говорят, что выдавал себя за Царя иудейского. Если это все-таки вопрос о патриархе Кирилле, то его биография почище будет.

Вопрос 6. Во что ваша группа верит? Верит ли она, что цель оправдывает средства? Бывают ли обстоятельства, когда человеку полезно, если его обманут? Комментарий: «Если человек в ответ на ваш вопрос отказывается изложить вам основные положения вероучения группы – будьте уверены, он что-то от вас скрывает».

Мама: Христиане верят в справедливость, в добро, в любовь на Земле и стремятся к этому.

А.В.: Христианская вера, если ее формализовать, зиждется на догматах – религиозных доктринах, которые выражают суть вероисповедания. Например, догмат о Троице можно сформулировать так: Бог Отец ни от кого не рождается и ни от кого не исходит, а Бог Сын предвечно рождается от Бога Отца, в то время как Бог Святой Дух предвечно исходит от Бога Отца. Все три Лица Троицы существуют едино и в единстве творят мир, промышляют о нём и освящают его. И очень важно, что преДвечно, а не превечно. Одна буква и – бах! – ересь.
Понятно? Разберемся с этим или ещё парочку догматов назвать?

Вопрос 7. Если я вступлю в вашу организацию, как я должен буду изменить свою жизнь? Должен ли я буду бросить учебу или работу, пожертвовать вам свои сбережения и свою собственность и разорвать отношения со всеми близкими и друзьями, если они будут высказываться против этого моего решения? Комментарий: «Если ваш собеседник член тоталитарной секты, он скорее всего скажет вам, что от вас ничего или почти ничего не будет требоваться».

Мама: Однозначно – нет! Так действуют только секты!

А.В.: Скажу прямо, если гражданский брак, бытовое приворовывание на работе, легкое привирание, ненависть к врагу, зависть и пагубные привычки вам не чужды, то жизнь придется изменить. Кроме того, если вы вдруг поймёте, что у Бога лично для вас есть призвание, а вся ваша прошлая жизнь – это блуждание во тьме, то, возможно, придется бросить учебу, работу, сбережения и многое другое для того, чтобы этому призванию следовать. Компенсация гарантируется, но не в том виде, на который мы чаще всего привыкли рассчитывать.

Вопрос 8. Считается ли деятельность вашей организации небесспорной? Если кто-то выступает против вашей организации, какие аргументы они приводят? Комментарий: «Если вы зададите его вежливо и с дружелюбной улыбкой, то, как это ни невероятно, вы весьма часто можете услышать в ответ: “Вы знаете, есть такие странные люди, которые называют нас тоталитарной сектой, говорят, что у нас у всех промыты мозги, и называют нас зомби”». 

Мама: Я считаю, что есть люди верующие и неверующие. Если человек неверующий, то никакая религиозная организация ему не нужна.
А.В.: Если говорить именно об организации, об РПЦ, то ее деятельность зачастую более чем спорная. Посмотрите повестку СМИ по соответствующему запросу. Если говорить о Церкви, глава которой Христос, то искать недостатки у Бога – занятие малопродуктивное.

Вопрос 9. Что вы думаете о бывших членах вашей организации? Комментарий: «Приходилось ли вам когда-нибудь серьезно говорить с бывшим членом и выслушать от него причины, по которым он ушел из организации? Если нет, то почему?»

Мама: Я не знаю таких.

А.В. Нечастные люди. Те, кто официально порвал с церковью или ушел в другую юрисдикцию, как правило, весьма озлоблены и раздражены в вопросах своего религиозного прошлого. Есть и те, жизнь которых просто идет своим курсом, вне всякой церкви. Но смотрите ответ на вопрос № 2.

Вопрос 10. Назовите три вещи, которые вам не нравятся в вашей организации и в ее верховном руководителе. Комментарий: «Лучший способ доказать человеку, что он наркоман – уговорить его попробовать воздержаться несколько дней от приема наркотика. Лучший способ проверить, находится ли человек под воздействием контролирования сознания – проверить, осталась ли у него способность к критическому восприятию окружающего». 

Мама: Я не вникаю. Мне все нравится. Кроме этих твоих вопросов. Как верю, так и верю. Зачем в душу лезть?

А.В. Речь, видимо, опять о Христе. Он требователен, строг и в главных вопросах бескомпромиссен. Мне, неокрепшему в вере человеку, бывает трудно от Него слышать «раздай все и следуй за мной», «кто не оставит отца своего и мать свою, недостоин меня», «если глаз твой соблазняет тебя, вырви и брось прочь». Но чем больше Его узнаю, тем больше понимаю, что именно Он имеет в виду, и что Он все-таки прав. А воздержаться несколько дней от Христа, если ты уже имеешь живое к нему отношение, – это безумие. Это то же самое, что несколько дней не дышать, не есть, не любить. Просто так. Ради эксперимента.
_______

Мама у меня человек искренний, я тоже стараюсь не врать. Видимо, в соответствующем ведомстве нас возьмут на карандаш.

Хочу ли я оправдать все многообразие религиозных движений? Нужно ли отрицать, что в сфере духовного существует множество шарлатанов? Нет. Но средства борьбы с криками «распни, распни, Понтий Пилат» – это едва ли лучший метод религиозного оздоровления общества. При таком подходе, скорее всего, мы получим обратный результат наподобие религии советского человека. Который был в ней с рождения, не смел критиковать лидера, верил в добро и справедливость, должен был изменить свою жизнь по первому партийному свистку, а всех инаковых считал врагами.

Андрей ВАСЕНЁВ
источник: stolcom.livejournal.com





также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru