РПЦ ждет от единой концепции преподавания истории и литературы больше церковности

РПЦ ждет от единой концепции преподавания истории и литературы больше церковности
21 Мая 2014

В России ведется работа по созданию единой линейки учебников по истории, литературе и русскому языку. К процессу создания концепций подключается Русская Православная Церковь, а вместе с ней и другие религиозные объединения нашей страны. Верующие выражают заинтересованность в том, чтобы ряд событий отечественной истории был представлен на страницах учебника с учетом мнения религиозных общин. Какие именно это события? Как складываются взаимоотношения РПЦ с разработчиками нового учебного пособия? Оправданно ли акцентирование церковных сюжетов в светском учебнике при том, что в школах отдельно осуществляется преподавание основ религиозных культур? На эти вопросы корреспонденту «НГР» Игорю ГАШКОВУ ответил глава Отдела по взаимодействию Церкви и общества РПЦ протоиерей Всеволод ЧАПЛИН.

– Отец Всеволод, 19 мая вы посетили заседание Патриотической платформы партии «Единая Россия» по теме «Базовая линейка учебников по русскому языку, литературе и истории Отечества как основополагающий элемент единства культурного пространства России». В связи с этим вопрос: взаимодействует ли РПЦ с разработчиками будущих учебников по гуманитарным дисциплинам? Если да, то довольна ли Церковь достигнутыми результатами?

– Пока я считаю диалог с разработчиками учебников недостаточным. Понятно, что круг лиц, которые будут составлять учебники по истории, только определяется. С другой стороны, еще на стадии отработки концепции религиозные организации представляли свои рекомендации, которые по большей части услышаны не были. Думается, что из известных деятелей российской религиозной истории в учебниках может присутствовать большее количество персоналий. В целом роль религиозного фактора могла бы быть усилена. Этот фактор и сегодня, и в прошлом не менее значим, чем факторы экономики или культуры. Я надеюсь, что, по мере того как конкретные составители учебников будут определяться, удастся наладить полноценный диалог для того, чтобы в целом религиозный фактор был глубже отражен в учебниках, и для того, чтобы можно было снять сложные вопросы, ответы на которые давно известны в среде верующих и религиоведов, но с которыми, похоже, впервые столкнулись разработчики концепции преподавания истории. В частности, это вопросы терминологии: в концепции перепутаны понятия «религиозное объединение» и «конфессия», то есть вероисповедание. Речь идет и о выработке подхода к описанию исторических явлений. Каких? К примеру, значим вопрос об отражении на страницах учебника возникновения старообрядчества. По этому вопросу давно найдены формулировки, устраивающие как старообрядцев, так и РПЦ. Эти вопросы в ходе диалога между нами давно найдены и будем надеяться, что к ним прислушаются и авторы учебников.

– Как Церковь видит концепцию преподавания литературы в школе?

– Здесь мы находимся в самом начале дискуссии. Надеюсь, она будет включать в себя представителей различных общественных организаций, в том числе религиозных общин.

– Как Церковь относится к тому, что в школе изучают произведения, в которых верующие и священнослужители представлены в отталкивающем виде, а религия подвергается критике?

– Я большой беды в этом не вижу, если в достаточной мере представлены также те авторы и те произведения, которые говорят позитивно о вере и Церкви, а таких в русской литературе большинство.

– Насколько оправданно увеличение роли религиозного фактора при преподавании школьных предметов, ведь уже существует курс «Основ православной культуры» (ОПК) в качестве одного из модулей обязательного предмета «Основ религиозных культур и светской этики»? Помнится, в свое время критики ОПК приводили как раз тот аргумент, что представление о православной культуре можно получить на уроках истории и литературы…

– ОПК преподаются только в течение одного года, о недостаточности чего многократно говорили как верующие, так и педагоги. При этом важно учесть, что картина национального самосознания в значительной степени формируется именно через учебники истории и литературы. В последнее время, да и в советскую эпоху, в курсах истории и обществознания уделялось повышенное внимание к такому не самому важному, значимому фактору жизни, как экономика. Религиозный фактор, по моему мнению, никак не менее важен. Мне думается, что роль в общественном сознании и устройстве религии, культуры, общественной мысли должна быть адекватно отражена в соответствующих курсах.  

источник: НГ






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru