Философию и основы религии могут убрать из школ8 Мая 2014
Депутат Госдумы РФ Виктор Шудегов («Справедливая Россия») предлагает внести изменения в статью 11 ФЗ «Об образовании в РФ». Он считает, что образовательные стандарты в школах должны прописываться в рамках федерального законопроекта, а не разрабатываться только Министерством образования и науки РФ. Также депутат предлагает лишить финансирования неосновные школьные предметы – философию и православную культуру. Как сообщают «Известия», Виктор Шудегов намерен бороться с монополией Минобрнауки на формирование федеральных государственных стандартов в области образования. По мнению депутата, необходима совместная работа правительства РФ, Госдумы и Минобрнауки по разработке стандартов, особенно перечня предметов и количества отведенных на них часов. По замыслу «эсера», изменения должны быть направлены на расширение программ по основным предметам, а также на ограничение неосновных – философию или основы православный культуры. Депутат предлагает лишить эти дисциплины финансированию из госбюджета. Шудегов считает, что эти предметы являются бесполезной тратой времени для детей, которые в силу возраста просто не могут осознать их в полной мере. «Философия — это полезный предмет, но есть исследования, которые показывают, что детская психика еще не достигла такого уровня зрелости, чтобы данный предмет воспринять на должном уровне. Также есть большие сомнения и по поводу различных религиозных предметов. Они могут быть полезны, но все-таки не входят в основную школьную программу, поэтому и их изучение детьми вполне резонно оплачивать за счет родителей или муниципалитетов, если они на это согласятся», - рассказал «Известиям» депутат. Сегодня философия является необязательным для всех школ РФ предметом, но она преподается в профильных классах средних школ. С 2012 года дисциплина «Основы православной культуры» (ОПК) стала полноценным предметом, который Минобрнауки включил в школьную программу во всех регионах России. ОПК входит в курс «Основы религиозных культур и светской этики», который состоит из шести блоков: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Финансирование этих предметов идет из государственного бюджета. По мнению законодателя, эти не столь обязательные предметы должны финансироваться за счет родителей. Но далеко не все эксперты в области образования согласны с позицией депутата. Так, народный учитель России и директор гимназии № 56 Санкт-Петербурга Майя Пильдес считает, что образовательными стандартами должны заниматься специалисты этой области, а не депутаты Госдумы. По мнению президента ассоциации детских психологов Александра Кузнецова, старшеклассники способны воспринимать философию как предмет. Он считает, что эта дисциплина в школьной программе берет на себя функцию воспитания, а также стимулирует потребность в саморазвитии. «Трибуна Общественной Палаты» обсудила с экспертами важность таких неосновных дисциплин, которыми является философия и основы религиозных культур, в школьных образовательных программах. По мнению члена ОП РФ, главы Российского объединенного союза христиан веры евангельской (пятидесятников), сопредседателя Консультативного совета глав протестантских церквей России, члена правления Российского Библейского общества Сергея Ряховского, в школах необходимо изучать религиозные дисциплины, но они нуждаются в модернизации. «За прошедшие годы развернулась достаточно активная и серьезная дискуссия по этому поводу. И в разных субъектах РФ, в различных федеральных округах по-разному строится отношение к преподаванию религиозных предметов. Учитывая, что предмет «введение в христианский протестантизм» отсутствует, а я как представитель данного направления христианской церкви, тем не менее, мне кажется, что знакомство подростков (если речь идет о детях 4-5 класса) с религией необходимо. Я считаю, что важно заложить некий базис, некое представление наших детей о разнообразии наших религий и конфессий. Конечно, здесь есть один спорный момент. Часть учеников избрали именно конфессиональные предметы, скажем, введение в православие, в ислам, в иудаизм, буддизм, а во многих регионах большая часть избрала изучение светской этики, которая включает историю мировых религий комплексно, не отдельной какой-то конфессиональный предмет, а именно комплексное обучение. Это изучение всего объема христианства или же всего, что связано с исламом, иудаизмом. Мне кажется, что закладывается очень правильное нравственное отношение от этой дисциплины. Единственное, есть некая озабоченность, что преподается только один предмет – одна конфессия. Всегда в таких случаях любой предмет страдает однобокостью, всегда где-то выпячивается то, что пропагандирует сама религия. Мне кажется, что социальное развитие современного человека невозможно без его знакомства с огромным богатством мировых религий, тенденций в вопросах религии, а также и светской жизни. Поэтому, на мой взгляд, этот предмет нуждается в более совершенной доработке. Необходимо убрать те вещи, которые могут сеять не совсем мир, а враждебность. Может быть, нам стоит сделать некий единый учебник, при этом оставляя возможность изучения своих конфессиональных предметов, но добавить к ним историю мировых религий и их распространенность по миру. Мне кажется, что это было бы достаточно интересно. А подросток, после достижения определенного возраста, совершеннолетия, достаточно неплохо будет знаком со всем богатством мировых религий. В этом случае, я бы поддержал. Когда речь идет, наверное, о некой «узкости», а более того, когда эта «узкость» настраивает не совсем мирное отношение к другим конфессиям, то это уже избыточность», - рассказал намСергей Ряховский. Член ОП РФ, президент региональной общественной организации содействия защите прав детей «Право ребенка» Борис Альтшулер считает, что дробление в школах религиозной дисциплины на модули (конфессии) надо отменить. При этом он отмечает, что не совсем понятным звучит предложение депутата о ликвидации финансирования этого предмета из госбюджета, так как основы религии в школах являются обязательным предметом. «Ну, так с точки зрения здравого смысла, конечно. У нас же есть 6 модулей (православная культура, исламская культура, светская этика, буддистская культура и т.д). Если бы они хотели вообще прекратить это безобразие с разделением детей по модулям, то я считаю, что это давно пора сделать. А так, я не знаю, насколько это согласуется с федеральным законодательством, потому как есть утвержденные стандарты обязательного образования, и они должны финансироваться в связи с законом о разграничении полномочий. Это есть расходные обязательства бюджетов субъектов РФ. Чтобы это реализовать, то эти дисциплины надо исключать из обязательной программы. Про философию у меня действительно много вопросов. А что касается модулей по религиозным дисциплинам, то я бы их давно ликвидировал, оставив один предмет, который назывался бы «светская этика и история мировых религий». Из него было бы ясно, что светская этика тоже проистекает из мировых религий. Вот один предмет для всех, без всяких этих дроблений на конфессии, которые являются сугубо личным делом семьи. Я считаю, что не надо сюда привлекать светскую школу. Это все было и задумано как-то нелепо. Про финансирование сложно что-то сказать, потому что я не понимаю пока, как это будет согласовано с федеральным законодательством», - отметил Борис Альтшулер. По мнению члена Комиссии ОП РФ по развитию образования, руководителя Карачаево-Черкесской республиканской общественной молодежной организации «Интеллектуально-творческое общество молодежи», кандидата экономических наук, доцента кафедры «Информатика и информационные технологии Азамата Тлисова, философия и основы религиозных культур развивают мышление человека, поэтому им необходимо уделять внимание в школах. «Очень сложно подобрать слова, чтобы дать оценку такой инициативе. Философия всегда является основой мышления. Понятно, что мы сейчас радеем за техническое образование, но и выкидывать гуманитарную составляющую нельзя. Если убрать ее из школы, мы рискуем не привить молодому поколению умение глубоко мыслить, не только считать, но и разбираться в важных понятиях, таких как «добро» и «зло», «хорошо» и «плохо». Поэтому попытка таким образом оптимизировать расходы государственного бюджета мне кажется наивным упрощением ситуации. Другое дело, что надо поискать возможности для оптимизации расходов где-то в других отраслях. Я считаю, что философия и основы религиозной этики, а также ряд других дисциплин, которые могут показаться на первый взгляд кому-то ненужными, на самом деле важны для программы и гармоничного развития личности, которые в том числе закладываются в школе», - поделился своим мнением с нашей редакцией член ОП РФ. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |