Как работают суды в Иране

Как работают суды в Иране
19 Марта 2014

В начале марта Верховный суд Ирана приговорил подсудимого к необычному по западным меркам наказанию: мужчину ослепят, а также орубят ему нос и одно ухо. Жертва его преступления – молодая девушка по имени Ширин – пострадала аналогичным образом после того, как подсудимый облил ее кислотой. "Право.Ru" рассказывает, как устроена судебная система консервативной мусульманской республики, и объясняет, в каких случаях преступнику может грозить наказание по принципу "око за око".

После исламской революции 1979 года религия в Иране стала основой всех сфер жизни страны, в том числе судопроизводства. Право Ирана представляет собой сложное сплетение романо-германской правовой системы и шариата – мусульманского закона, совокупности правовых, морально-этических и религиозных принципов ислама. Роль ислама в качестве основы правовой системы страны гарантирована Конституцией, принятой в том же 1979 году. В статье 4 Конституции Исламской Республики Иран говорится: "Все гражданские, уголовные, финансовые, экономические, административные, культурные, военные, политические нормы и принципы, а также любые другие законы должны основываться на принципах ислама. Эти принципы главенствуют над всеми нормами Конституции и другими нормативно-правовыми актами". Преступления против бога и государства, которое является оплотом священного закона на земле, считаются самыми тяжкими. Так, в 2013 году 16 человек было казнено по обвинению в преступлении против бога.

Рахбар – руководитель государства, высшая должность в Иране – назначает на пятилетний срок главу судебной системы страны. Занимать эту должность может только муджтахид – исламский богослов, достигший совершенства в знании и толковании Корана. В его обязанности входит надзор за тем, чтобы Верховный суд и остальная судебная система действовали в согласии с религиозным законом, продвижение законопроектов, соответствующих основам шариата, а также назначение должностных лиц. Глава судебной системы, проконсультировавшись с судьями Верховного суда, назначает председателя ВС и генерального прокурора, предлагает рахбару кандидата на пост министра юстиции, а также выбирает 6 из 12 членов Совета стражей Конституции – специального надпарламентского органа власти Ирана, – остальных членов Совета назначает глава государства.

Министерство юстиции отвечает за поддержание связей между тремя ветвями власти и подачу меджлису (парламенту) судебных законопроектов. В подчинении министерства находятся нотариат и судебная экспертиза.

Верховный суд осуществляет контроль над системой нижестоящих судов и следит за единообразием юридической процедуры, он также является последней апелляционной инстанцией. Судьей Верховного суда, так же как генеральным прокурором, может стать только муджтахид.

Нижестоящие инстанции – это общественные суды по гражданским и уголовным делам. Кроме обычных гражданских судов есть суды, сосредотачивающиеся на определенном круге гражданских отношений. Специальные гражданские суды занимаются разрешением семейных споров: о разводе, опекунстве, установлении родства, наследстве.

Суды по уголовным делам делятся на суды первого и второго класса. Первые занимаются более серьезными преступлениями, за которые может быть назначена смертная казнь, высокий штраф, конфискация не менее 2/5 собственности подсудимого или лишение свободы сроком как минимум на 10 лет. Все остальные дела рассматриваются в судах второго класса. В уголовных судах первого класса дела, как правило, рассматривает один судья, а в судах второго класса – председательствующий судья и второй судья, выполняющий функцию консультанта: он снабжает председательствующего письменными комментариями по делу, после чего тот самостоятельно выносит решение. Постановления уголовных судов второго класса могут быть обжалованы в судах первого класса. На решения судов первого класса можно подать апелляцию в Верховный суд.

Существует третий, особый вид судов по уголовным делам – революционные суды. Они призваны бороться с врагами установившегося после революции режима; в их компетенцию входят дела о любых преступлениях против внутренней безопасности, о покушении на политиков, о наркотиках, попытках восстаний и свержения режима, государственной измене и т.п. Раньше решения революционных судов были окончательными, но закон 1988 года дал возможность подавать на них апелляцию в Верховный суд.

Помимо этого есть военные суды, занимающиеся делами, так или иначе связанными с вооруженными силами страны или их представителями. В стране действуют также Особые духовные суды. Они ведают делами, связанными с мусульманским духовенством, но помимо этого отвечают за цензуру и конфискацию трудов, не соответствующих принципам ислама и государственной идеологии. Суды этого типа подчиняются непосредственно Рахбару, что, по сути, выводит их за рамки общей судебной системы.

Судьями могут стать только правоверные мусульмане, хорошо знакомые с тонкостями религии и являющиеся специалистами в мусульманской правовой системе. Женщины не могут занимать пост судьи. Во главе почти всех судов, кроме военного, а также во главе министерства юстиции стоят представители духовенства.

Любой, кто хочет вести юридическую практику в стране, должен получить лицензию у Ассоциации юристов Ирана. Все юристы делятся на два класса: к первому классу причисляются те, кто имеет право выступать в любом суде, в том числе и Верховном, ко второму – юристы, имеющие право выступать в любом суде, кроме Верховного.

Принципы шариата основываются на нескольких источниках. Во-первых, это Коран – священная книга содержит 80 стихов, которые напрямую касаются юридических вопросов жизни мусульманина. Для правоверного эта книга – слово Аллаха, обращенное к Пророку Мухаммеду, поэтому установленные в ней юридические принципы тоже священны. Многие из этих стихов очень коротки и не дают возможности четкой и однозначной интерпретации. Второй важный источник – сунна, учение и пример жизненного пути самого Пророка. К сунне обращаются, если Коран не дает открытой рекомендации как поступать в том или ином случае. Если оба источника не дают четкого ответа, решение может дать третий – Иджма. Этим понятием обозначают консенсус, к которому совещательным путем приходят мусульманские знатоки закона, когда решают, как применить закон в конкретной ситуации. Иджма является подвижным соглашением, которое может меняться с обстоятельствами. Если же оказались бессильны все три средства, юристы вспоминают про Акль – выявление верного решения путем логических построений и аналогии, мудрой интерпретации закона. К этому средству может прибегать только муджтахид.

В сфере гражданских отношений мусульманское право доминирует в семейных спорах, то есть тех делах, которые рассматриваются в специальных гражданских судах. В других сферах довольно сильны основы романо-германской правовой системы. Например, Трудовой кодекс Ирана по большей части похож на трудовые кодексы других развивающихся стран, хотя и он отмечен спецификой исламского общества.

Принципы уголовного наказания по шариату кодифицированы и закреплены в созданном в 1993−1994 годах Уголовном кодексе. Можно выделить четыре таких принципа, применяющихся к разным категориям преступлений:

– "Ходуд (или Хадд)" – наказание, степень которого определяется только по шариату и исключает возможность применения других источников; это наказание устанавливается за самые тяжкие преступления против Аллаха.

В январе 2014-го по обвинению во "вражде против бога" был казнен арабский поэт Хашем Шаабани. Власти обвинили его в связях с сепаратистской террористической организацией, однако активисты из правозащитных организаций утверждают, что обвинение было предъявлено несправедливо. По их мнению, Шаабани поплатился за то, что был членом организации, занимающейся поддержкой и распространением арабской литературы и искусства. Эта организация в 2005 году была запрещена после волны протестов, устроенных арабами.

– "Кесас" – наказание по принципу возмездия ("око за око"); оно сопутствует тяжким преступлениям против своего ближнего.

Гражданин Ирана по имени Джамшид в октябре прошлого года по неуточненным причинам облил кислотой лицо молодой девушки. В результате она лишилась зрения и одного уха. По решению Верховного суда преступнику должны выколоть глаза, отрезать нос и правое ухо.

– "Диа" – денежный штраф ("деньги за кровь"), выплачиваемый преступником родственникам пострадавшего, сумма штрафа колеблется в зависимости от тяжести причиненного вреда, от увечья до убийства.

В 2006 году иранская девушка по имени Назанин Фатехи за убийство была приговорена к смертной казни через повешение. Согласно показаниям девушки, она заколола ножом мужчину, который пытался изнасиловать ее пятнадцатилетнюю племянницу. Решение о смертной казни было обжаловано. Верховный суд снял с девушки обвинение в убийстве и отменил смертную казнь. Решением суда Фатехи признавалась виновной в превышении разумных мер обороны и приговаривалась к выплате диа родственникам убитого.

– "Таазират" – наказание, мера которого не может быть определена на основе шариата и устанавливается судьей в соответствии с четвертым источником права под названием "акль". Это может быть лишение свободы, штраф или розги.

Судебный процесс основывается в большей степени на следственном процессе по французскому образцу, нежели на принципе состязательности, свойственном британскому судопроизводству. В сложных случаях в принятии решения к судье присоединяются двое судей-ассистентов, а в случаях, где теоретически может быть назначена смертная казнь, число ассистирующих судей увеличивается до четырех. Если в разбирательство вовлечены СМИ, решение может выносить жюри присяжных.

В Иране узаконена смертная казнь. Она может применяться в качестве наказания за убийство, изнасилование, совращение несовершеннолетнего, содомию, торговлю наркотиками, вооруженное ограбление, похищение человека, терроризм и государственную измену. Смертный приговор приводится в исполнение несколькими методами: повешение, расстрел, обезглавливание, сбрасывание с большой высоты. До 2012 года законным методом также являлось побиение камнями. В январе 2009 года таким образом были казнены двое мужчин, обвиненных в супружеской неверности. Иногда казнь производится публично. Высшая мера наказания в некоторых случаях применяется и к несовершеннолетним. 19 июля 2005 года публично повесили Махмуда Асгари (по одним источникам пятнадцати, по другим – шестнадцати лет) и Айаза Мархони (17 или 18 лет), которых обвинили в изнасиловании 13-летнего мальчика, а также распитии спиртных напитков.

Amnesty International регулярно выражает озабоченность ситуацией в Иране, поскольку, например, только за первые две недели 2014 года в стране было приведено в исполнение 40 смертных приговоров. Опасения высказала и ООН, когда выяснилось, что к 21 февраля казней в Иране стало насчитываться 80, а по другим данным, даже 95. По некоторым сведениям, в 2013 году было казнено 500 человек, из них 57 – публично, а другие источники говорят о 625 казнях.

Помимо тревог, связанных со смертной казнью, существуют и другие нарушения демократических принципов, вызывающие неприятия Запада и международных правозащитных организаций. В Иране обычным явлением оказывается дискриминация женщин, сексуальные меньшинства подвергаются преследованию, СМИ и искусство цензурируются, а люди, исповедующие не признанные Конституцией религии, обладают весьма ограниченными юридическими правами.

Согласно статье 13 Конституции Ирана "в качестве религий конфессиональных меньшинств признаются только зороастризм, иудаизм и христианство, представители этих групп имеют право в рамках закона проводить религиозные обряды и церемонии и действовать в соответствии со своими обычаями в том, что касается их личных дел и религиозного образования". Отправлять любой другой культ официально нельзя.

источник: Право.ру






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru