Суррогатное материнство сквозь призму религии и права2 Декабря 2013
Итальянский суд отобрал у супругов из города Риченго (регион Ломбардия) полуторагодовалого мальчика, появившегося на свет от суррогатной матери с Украины, уличив их в фальсификации документов и "поддельном" отцовстве, сообщает "Российская Газета". Напомним, что тема суррогатного материнства в России стала снова широко обсуждаться в обществе после появления детей у Аллы Пугачевой и Максима Галкина. Как сообщается в итальянской газете "Репубблика", эта история вышла наружу прежде всего по причине разного подхода к суррогатному материнству в Италии и на Украине, а также из-за того, что Риченго - это небольшой населенный пункт в провинции Кремона с населением всего 1700 жителей, которых хлебом не корми, дай пообсуждать жизнь соседей. В итоге по решению трибунала по делам несовершеннолетних города Брешиа у новоиспеченных родителей не только отобрали ребенка, но и обвинили их в "подмене семейного статуса". Суррогатное материнство на территории Италии запрещено законом - дает о себе знать сильное влияние католической церкви. Именно это обстоятельство ежегодно толкает сотни итальянцев на поездку за рубеж, включая Украину, где использование подобных "услуг" не является преступлением. Среди таких вот бездетных пар в 2011 году оказалась и супружеская чета из Кремоны, обратившаяся с целью зачать ребенка в украинский центр репродуктивной медицины BioTexCom. Именно в их случае эта тема по ряду субъективных и объективных причин стала достоянием общественности, приобретя широкий резонанс. Исходя из имеющейся на сегодняшний день информации, за услугу суррогатной матери паре пришлось заплатить круглую сумму в 30 тысяч евро, а также нанести несколько (по меньшей мере два) визитов в столицу Украины. Первый, чтобы познакомиться с женщиной, которая будет вынашивать "их" ребенка, а второй во время родов и последующей регистрации новорожденного как своего сына в киевском ЗАГСе - украинские законы не воспрещают выдачу свидетельства о рождении ребенку, выношенному суррогатной матерью. Тайное, возможно, никогда не стало бы явным, если бы после возвращения в Италию и регистрации ребенка уже по месту жительства кто-то из бдительных "доброжелателей" не сообщил в итальянскую прокуратуру, что мать ребенка ранее никогда не была замечена беременной. Даже после передачи дела в суд оставалось, мягко говоря, неясным, каким образом в клинике оказался семенной материал отца. По одной из версий, он был взят у мужчины во время одного из его пребываний в Киеве. Если же верить сайту медицинского центра BioTexCom, то пробирка с замороженной спермой вместе с другими сопроводительными документами была получена по почте. Это расхождение впоследствии привело к шокирующим результатам. Исходя из проведенного ДНК-анализа, стало ясно, что этого ребенка не только произвела на свет суррогатная мать, но и итальянский папа не является его настоящим отцом. В настоящий момент мальчик находится в детском доме. Адвокат супругов Джованни Пассони, рассчитывающий добиться воссоединения семьи, намерен сделать главный акцент в своей защите на то, что суррогатное материнство признают во многих странах мира. Комментарий Иларион, глава ОВЦС РПЦ, митрополит Волоколамский: - Вопрос о пастырской практике, касающейся отношения к "биологическим родителям", а также крещения младенцев, рожденных суррогатной матерью, является весьма неоднозначным. С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен по вере тех, кто намеревается его крестить. В советское время многие были крещены усердием родственников, тайно, без ведома родителей. Сам младенец не несет на себе вины за способ своего рождения на свет. С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники самим фактом своего участия в Таинстве выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о каком христианском воспитании может идти речь? Не следует ли в таком случае откладывать крещение ребенка до достижения им сознательного возраста? Отказ в крещении младенцев в подобном случае имел бы прежде всего пастырское значение, так как тем самым общество получило бы от церкви ясный сигнал о том, что практика суррогатного материнства является неприемлемой с христианской точки зрения. "В последнее время в обществе широко обсуждается тема суррогатного материнства. На эту тему недавно было проведено специальное заседание исполкома Общества православных врачей России. По результатам заседания Общество представило свои соображения в тексте, озаглавленном "Суррогатное материнство: этические и правовые проблемы". Заключение Общества православных врачей опирается на церковную позицию по вопросу о суррогатном материнстве, выраженную в "Основах социальной концепции Русской Православной Церкви", и развивает эту позицию. В "Основах" по рассматриваемому вопросу говорится следующее: "Суррогатное материнство", то есть вынашивание оплодотворенной яйцеклетки женщиной, которая после родов возвращает ребенка "заказчикам", противоестественно и морально недопустимо даже в тех случаях, когда осуществляется на некоммерческой основе. Эта методика предполагает разрушение глубокой эмоциональной и духовной близости, устанавливающейся между матерью и младенцем уже во время беременности. "Суррогатное материнство" травмирует как вынашивающую женщину, материнские чувства которой попираются, так и дитя, которое впоследствии может испытывать кризис самосознания". В соответствующем разделе "Основ социальной концепции" содержатся и более общие соображения: "Расширяющееся технологическое вмешательство в процесс зарождения человеческой жизни представляет угрозу для духовной целостности и физического здоровья личности. Под угрозой оказываются и отношения между людьми, издревле лежащие в основании общества. Пути к деторождению, не согласные с замыслом Творца жизни, Церковь не может считать нравственно оправданными… Такая практика поощряет безответственное отцовство или материнство". На настоящем заседании нам предстоит рассмотреть результаты обсуждения, проведенного в Обществе православных врачей. Нам также предстоит сформулировать пастырский подход к данной теме, включая крещение младенцев, рожденных от суррогатной матери. В заключении Общества православных врачей говорится о том, что традиционным представлениям о родителях как "лицах, состоящих в браке", в современном правовом поле противостоит понятие "потенциальных родителей", которое включает мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке, в том числе одиноких женщин и даже одиноких мужчин. "Физиология родов" все больше уступает место "физиологии генов". Таким образом, разрывается связь между рождением нового человека и брачными отношениями (даже в случае т.н. "гражданского брака", то есть временного, никак юридически не закрепленного сожительства). В "Основах социальной концепции" констатируется: "Данная система взглядов предполагает приоритет половой и социальной реализации личности над заботой о будущем ребенка, о духовном и физическом здоровье общества, о его нравственной устойчивости. В мире постепенно вырабатывается отношение к человеческой жизни как к продукту, который можно выбирать согласно собственным склонностям и которым можно распоряжаться наравне с материальными ценностями". Как справедливо сказано в представленном заключении Общества православных врачей, такая идеология приводит к "легализации торгово-денежных отношений в сфере репродукции человека" (в российском законе не запрещается вознаграждение суррогатной матери), к тому, что "материнство рассматривается как договорная работа, в которой преобладает стремление к личной выгоде" (число потенциальных суррогатных матерей в десять раз превышает число соответствующих заказов). Другой момент, отраженный в заключении Общества православных врачей: суррогатное материнство есть отрицание социальной значимости жертвенной материнской любви. Иными словами, разрушение естественных отношений между матерью и ребенком отрицательно сказывается на всех - и на родившей женщине, и на ребенке, и на обществе, в котором утрачивается традиционное понимание семьи, отношений между родителями и детьми (включая не менее важные отношения через поколение - между дедушками/бабушками и внуками). И наконец, еще один аспект проблемы (цитирую заключение): "Унижение человеческого достоинства женщин, которым разрешается законом использовать свое тело в качестве своего рода инкубатора". Таким образом утверждается "биологическая проституция". Каковы богословские аргументы против суррогатного материнства? Прежде всего, следует сказать о том, что человеческое естество, которому свойственны способность и естественная склонность к продолжению рода, является Божиим творением: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею (Быт 1:27,28). Искажение человеческой природы в результате грехопадения привело не к отмене брачных отношений и деторождения, но лишь к изменению их характера: Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою (Быт 3:16). Соответственно, внешнее медицинское вмешательство в процесс деторождения возможно лишь постольку, поскольку не нарушается сама природа деторождения, то есть - лишь в контексте брачных отношений между мужчиной и женщиной. В этом контексте "Основы социальной концепции" констатируют: "К допустимым средствам медицинской помощи может быть отнесено искусственное оплодотворение половыми клетками мужа, поскольку оно не нарушает целостности брачного союза, не отличается принципиальным образом от естественного зачатия и происходит в контексте супружеских отношений. Манипуляции же, связанные с донорством половых клеток, нарушают целостность личности и исключительность брачных отношений, допуская вторжение в них третьей стороны". Всякое вмешательство в процессы деторождения вне естественного союза мужа и жены противоречат христианскому пониманию таинства зарождения и появления на свет богообразной человеческой личности, а также пониманию достоинства и призвания мужчины и женщины, вступающих в богозаповеданные брачные отношения. Вновь цитирую "Основы": "Употребление репродуктивных методов вне контекста благословенной Богом семьи становится формой богоборчества, осуществляемого под прикрытием защиты автономии человека и превратно понимаемой свободы личности". Вопрос о пастырской практике, касающейся отношения к "биологическим родителям", а также крещения младенцев, рожденных суррогатной матерью, является весьма неоднозначным. С одной стороны, любой рожденный младенец может быть крещен - по вере тех, кто намеревается его крестить. В советское время многие были крещены усердием родственников, тайно, без ведома родителей. Сам младенец не несет на себе вины за способ своего рождения на свет. С другой стороны, ответственность за христианское воспитание младенца несут на себе родители и восприемники. Если родители не приносят явного покаяния в содеянном, а восприемники самим фактом своего участия в Таинстве выражают согласие с совершившимся греховным деянием, то о каком христианском воспитании может идти речь? Не следует ли в таком случае откладывать крещение ребенка до достижения им сознательного возраста? Отказ в крещении младенцев в подобном случае имел бы прежде всего пастырское значение, так как тем самым общество получило бы от Церкви ясный сигнал о том, что практика суррогатного материнства является неприемлемой с христианской точки зрения". источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |