Анатолий Пчелинцев: "Если мы сегодня укажем особую роль Православия в Конституции, мы усилим центробежные силы в различных субъектах Федерации"

29 Ноября 2013

"Портал-Credo.Ru": Вы, конечно, знаете о предложении депутата Мизулиной внести поправку в Конституцию РФ об объявлении особого статуса Православия в нашей стране. Как Вы могли бы это прокомментировать?

Анатолий Пчелинцев: С моей точки зрения, это предложения носит популистский характер. И оно не имеет под собой никаких оснований для того, чтобы быть реализованным.

Это сродни тому, что у нас недавно предлагал кто-то из депутатов ввести ответственность за оскорбление патриотических чувств. Это такого же порядка совершенно дебильное предложение, про которое заведомо знают, что оно непроходное, но депутаты хотят отпиариться таким образом, чтобы быть на слуху и чтобы о них не забывали, и чтобы в следующий состав Государственной думы они попали, потому что место теплое, высокооплачиваемое и так далее. Я только так это расцениваю.

Теперь по существу. Сама идея не может быть реализована по элементарным причинам — если мы хотим сохранить территориальное единство РФ как федеративного государства, то о таких вещах надо забыть. Если мы сегодня это внесем и укажем на особую роль Православия в Конституции, указывая его заслуги — становление культуры, государственности и прочее, — мы тем самым будем раскручивать центробежные силы в различных субъектах Федерации.

Сразу, я так предвижу навскидку, шесть Республик Северного Кавказа могут в свои Конституции внести указание на особую роль ислама в становлении этих Республик, в их развитии. А отсюда недалеко будет и до халифата. Тува заявит об особой роли шаманизма, который является в данной Республике традиционной религией. Бурятия — об особой роли буддизма и так далее, и тому подобное.

У нас в преамбуле федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" уже указана особая роль православия в истории Российской Федерации. С моей точки зрения, этого более чем достаточно. Тем более Конституция РФ, статья 14, гласит о том, что "все религиозные объединения равны перед законом"

- То есть Вы считаете, что это нереализуемо?

- Это нереализуемо по многим, в том числе, и по процедурным вопросам. Согласно требованиям Конституции — а я входил в рабочую комиссию по доработке проекта Конституции в 1993 году и хорошо знаю требования Конституции — главы 1, 2 и 9 не подлежат изменению. Процедура изменения этих глав чрезвычайно сложная.

- Это референдум.

- Надо референдум провести либо собрать Конституционное собрание. Закона о конституционном собрании у нас нет, а референдум — это вещь чрезвычайно дорогая и трудоемкая. Поэтому, с моей точки зрения, овчинка выделки не стоит.

Я думаю, что Мизулина, когда сделала это заявление, сама перепугалась того, что ляпнула. Она все-таки она доктор юридических наук — должна прогнозировать последствия своих действий.

Хотелось бы добавить, что Российская Федерация — это федеративное государство, а не унитарное. В некоторых европейских государствах закреплено, что Православие имеет особую роль, например, в Болгарии, в Греции. Но это государства с преимущественным проживанием лиц одной национальности и одного вероисповедания. У нас ситуация другая, поэтому этот опыт применен быть не может.

Кроме того, даже наличие записи в конституции, как в упомянутых Болгарии и Греции, о том, что восточное Православие играет особую роль в этих государствах, по большому счету, никаких дивидендов не дает — эти страны остаются беднейшими в европейском сообществе. Поэтому цели, которые ставят перед собой законодатели, в частности, госпожа Мизулина, с моей точки зрения, являются мнимыми. Более того, они являются разрушительными для нашего федеративного государства.

Беседовал Владимир Ойвин,
источник: Портал-Credo.Ru






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru