В Москве не будет несогласованных храмов21 Ноября 2013
В Москве реализуется программа строительства 200 православных храмов, инициированная Патриархом Кириллом и поддержанная мэрией. Прошедший год стал для нее настоящим испытанием – в ряде районов прошли митинги протеста со стороны жителей, выступающих против выделения участков под храмы рядом с их домами, на что православные активисты ответили массовыми уличными молебнами. Кое-где дело дошло до вызова ОМОНа и рукопашных схваток между оппонентами. О том, какую позицию в этих конфликтных случаях занимает Церковь, обозревателю «НГР» Владиславу МАЛЬЦЕВУ рассказал председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата, председатель правления фонда «Поддержка строительства храмов города Москвы» епископ Подольский ТИХОН (ЗАЙЦЕВ).
– Ваше Преосвященство, в каком состоянии сейчас находится Программа «200 храмов»?
– Программа реализуется в рамках тех целей и поручений, которые поставлены были изначально Святейшим Патриархом и мэром Москвы. Динамику, по сути, задают проектные и строительно-подрядные организации, Москомархитектура, а также те священнослужители, которые на отобранных и предложенных Церкви участках развернули активную деятельность по формированию приходов. В настоящий момент в программу включено 193 участка, из них 110 уже согласованы. На 18 участках в настоящий момент идет строительство. 8 храмов построены в рамках программы, два из них введены в эксплуатацию. Образованы 49 приходских общин, которые установили на площадках временные часовни, ведут богослужебную жизнь, собирают средства на капитальные храмы.
– Как вы могли бы прокомментировать недавнее высказывание куратора от мэрии Программы «200 храмов» Владимира Ресина о том, что для ее полной реализации может понадобиться 20 лет?
– Вне всякого сомнения, для осуществления программы понадобится не год и не два. Это очень большой проект, реализуемый на большой территории, в него вовлечены тысячи людей. К каждому участку мы подходим индивидуально, взвешенно, учитываем все мнения. В программе участвуют также и приходы, которые ранее на протяжении многих лет не могли начать строить свои храмы из-за различных бюрократических проволочек. Мы внесли на рассмотрение Святейшему Патриарху, и он благословил, чтобы в рамках программы строились и те храмы, основание которым было положено много лет тому назад.
Сложно ставить конкретный срок выполнения программы еще и потому, что мы осуществляем строительство на пожертвования, а не на бюджетные средства. На средства граждан и организаций, всех тех, кому дороги ценности православия, кто откликается на призыв Церкви и государства, кто выражает желание быть участником этого великого дела. Мы ведь строим храмы в память о тех святынях, которые были утрачены в годы богоборчества и которые невозможно восстановить на прежних местах. Да они и нужнее сейчас там, где мы строим, в спальных районах советской постройки. Там, где порой на 100–150 тысяч человек нет ни одного храма.
Для сбора пожертвований был создан фонд, попечительский совет которого возглавили два сопредседателя – Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и мэр Москвы Сергей Собянин. Фондом был открыт в банке общий счет и субсчета на каждый из строящихся храмов. Процесс сбора средств непростой. Есть площадки, где пожертвования поступают более активно и дают возможность закончить объект в срок, а где-то – собираются медленно и понемногу. На эти средства осуществляется соответствующий объем работ, например работы подготовительного периода.
– В ряде мест, выбранных для строительства храмов в рамках Программы «200 храмов», из которых наиболее известны сквер у кинотеатра «Высота» в Кузьминках, улица Молодежная в Гагаринском районе, Ходынское поле, выделение участков столкнулось с публичными протестами местных жителей. Учитывалось ли Церковью мнение жителей на этапе выделения участка?
– То, что вы называете протестами, является частью рабочего процесса, решать который призываются все. В густонаселенном городе все строительные проекты воспринимаются неоднозначно. Опытные государственные служащие с нами делились наблюдениями, что по храмам обсуждение идет гораздо спокойнее, чем по большинству других объектов. Даже те площадки, которые вы перечислили, имеют очень разные истории. В Гагаринском районе мы в самом начале получили замечания жителей, которые уже 10 лет отклоняют все проекты строительства рядом со своими домами, но поперек их воли другие жители стали настаивать на строительстве храма, хотя и делали это без благословения Церкви. Все непросто. А вот на Ходынке, наоборот, в публичном пространстве оказались активны сторонники строительства храма.
Полторы тысячи жителей вышли на молитвенное стояние, когда проект воссоздания главного воинского собора в честь преподобного Сергия Радонежского вдруг исчез из задания на проект планировки территории. Так что везде разные ситуации, но мы всегда и всех призываем не сеять рознь. К сожалению, резкие заявления могут быть даже от людей, именующих себя православными верующими. Разрешаться подобные вопросы должны в тишине, в благоразумной обстановке слышания сторон друг другом, и только тогда может родиться единое, устраивающее всех правильное решение.
Про зеленую тему скажу особо. Посадки храмов выполняются так, чтобы зеленые насаждения не пострадали, если приходится спиливать несколько деревьев (к слову, в основном аварийных), то вместо них высаживаются новые, хороших газостойких пород. Все это делается под контролем Департамента природопользования. Ну и я бы призвал посмотреть на ситуацию объективно. Каждый московский храм – это оазис с красивым озеленением, детской площадкой, благоустроенной территорией, которая всегда для всех открыта и является любимым местом для прогулок жителей близлежащих домов. Бывают, конечно, абсолютные крайности, когда звучат предложения строить «вон там, вместо свалки, или на месте бывшего склада вредных веществ». Во всем должна быть мера. Вряд ли правильно предлагать людям прокладывать дорогу к храму через заброшенную промзону или помойку.
Патриарх лично держит на контроле все сложные ситуации по Программе «200 храмов». Мы их стараемся разрешать с пользой для дела и общего блага людей. Были, признаться, случаи провокационных действий, осуществлявшихся в адрес властей со стороны околоцерковных людей, по крайней мере называющих себя православными. Совершенно не разбираясь, что участок совершенно не подходит для строительства храма, на него нет согласия со стороны властей уже на предварительном этапе, потому что налицо обременения, например, подземные коммуникации или он просто совершенно мал, они начинают свою деятельность в защиту строительства на этом участке. Так было около года назад в Гагаринском районе. В результате – столкновения. Такого нельзя допускать. Нельзя самовольно преступать границы закона, как церковного, так и государственного. Узнав о происходящем, я встретился с людьми, напомнил, что без благословения священноначалия они не должны проводить молебны и стояния. Каков результат таких действий? Приехал ОМОН, молебен сорвали. Кому это нужно? Мы объясняем этим людям, что решение вопросов по поводу выделения участков должно быть в согласии и любви, а не в ненависти. И только в таком случае сразу же меняется и отношение местных жителей к строительству храмов.
– И в Интернете, и в приходящих в нашу редакцию письмах москвичи в последнее время все чаще сообщают о том, что в их районы приезжают десятки физически крепких молодых людей, чтобы провести с ними «воспитательные беседы» в пользу храмостроительства. Кое-где доходит даже до столкновений...
– Я не знаю пока конкретики. Не исключено, что это локальная история, где трое «за» и трое «против». Но напомню, что никто не может выступать от лица Церкви, если он не уполномочен священноначалием. Всякого рода бравые ребята, с какой бы стороны они ни выступали, должны придерживаться существующих законов и установленных правил. Решением проблем на каждом конкретном участке должен заниматься возглавляющий приход священник, если он не справляется с этим – то должен вынести вопрос на рассмотрение вышестоящего, викария округа и так далее. Любой вопрос должен решаться исключительно в любви и согласии.
Смысл программы строительства храмов в том, чтобы объединить наше общество. Мы учитываем мнение людей и всегда ищем согласия. На 28 участках строительство было отменено по результатам публичных слушаний либо на уровне муниципальных депутатов. Это связано в том числе с тем, что многие участки располагались в природных комплексах. Если большое число жителей на слушаниях высказывалось «против» – мы уходили с этих участков. В некоторых случаях мы отдаем предпочтение выступающим против строительства, даже если они были в абсолютном меньшинстве, чтобы показать им свою любовь. И к любому участию людей в процессе подбора участков относимся с благодарностью. Это тоже форма участия в рождении новых святынь. Надо ведь, чтобы люди не просто согласились, но и приняли участие в строительстве храма, полюбили его. Не надо просто требовать здесь и сейчас все решить. Надо делать все основательно, ведь строим на века.
источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |