ПРОЕКТ: О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"10 Октября 2013
ПРОЕКТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
О внесении изменений в Федеральный закон
Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ
"О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465; 2000, № 14, ст. 1430; 2002, № 12, ст. 1093; № 30, ст. 3029; 2003, № 50, ст. 4855; 2004, № 27, ст. 2711; 2006, № 29, ст. 3122; 2008, № 9, ст. 813, № 30, ст. 3616; 2010, № 49, ст. 6424, 2011, № 27, ст. 3880) следующие изменения:
1) в статье 8:
2) пункт 1 статьи 9 изложить в следующей редакции:
3) в статье 11:
4) в абзаце пятом пункта 4 статьи 14 слова "Правительством Российской Федерации" заменить словами "федеральным органом государственной регистрации по согласованию с уполномоченным регистрирующим органом"; 5) пункт 2 статьи 25 изложить в следующей редакции:
7) абзацы третий и четвертый пункта 3 статьи 27 исключить. Президент
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» разработан по итогам мониторинга применения нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих правовое положение, порядок создания и деятельности религиозных организаций, а также норм международного права в сфере соблюдения прав на свободу совести и свободу объединений. Основными целями законопроекта являются: 1) отмена противоречащего положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод требования о необходимости подтверждения пятнадцатилетнего срока существования религиозной группы на данной территории для её государственной регистрации в качестве религиозной организации; 2) совершенствование правового регулирования порядка создания и государственной регистрации религиозных организаций; 3) отмена обязанности религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме, дублирующую информацию о продолжении своей деятельности. Вступившим в законную силу 10 марта 2010 г. решением Европейского суда по правам человека (далее – Европейский Суд) по делу «Кимля и другие против России» (Жалобы №№ 76836/01 и 32782/03), установлено несоответствие части 1 статьи 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», согласно которой обязательным условием для регистрации религиозной организации является необходимость подтверждения существования религиозной группы на протяжении не менее 15 лет положениям Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд указал, что названная норма не отвечает критерию «необходимости в демократическом обществе», которое является одним из условий правомерного ограничения прав и свобод человека. При этом Европейский Суд отметил, что «такого рода положения о сроках рассмотрения и ожидания находятся в противоречии с обязательствами ОБСЕ о предоставлении религиозным группам юридического статуса хотя бы базового уровня…, что конкретная форма юридического лица зависит от правовой системы, но возможность получать какую-нибудь из таких форм абсолютно необходима для согласия с принципами ОБСЕ» (пункт 68). В соответствии с Конституцией Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права наряду с международными договорами Российской Федерации являются составной частью её правовой системы (часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации). Как указал Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 5 февраля 2007 г. № 2-П, не только Конвенция о защите прав человека и основных свобод, но и решения Европейского суда по правам человека – в той части, в какой ими, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, дается толкование содержания закрепленных в Конвенции прав и свобод, - являются составной частью российской правовой системы, а потому должны учитываться федеральным законодателем при регулировании общественных отношений. В связи с изложенным предлагается отменить обязанность представлять для государственной регистрации создания местной религиозной организации, не имеющей подтверждения о вхождении в централизованную религиозную организацию, документ, подтверждающий её существование в качестве религиозной группы на протяжении не менее пятнадцати лет (пункт 5 статьи 11 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»). Отмена «правила 15 лет» позволит устранить препятствие в получении статуса юридического лица для представителей новых религиозных течений, существующих на территории Российской Федерации менее указанного срока и не имеющих собственных централизованных структур. Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что порядок взаимодействия уполномоченного и регистрирующего органов при государственной регистрации религиозных организаций определяется Правительством Российской Федерации. При этом Федеральным законом «О некоммерческих организациях», как базовым законом, определяющим порядок государственной регистрации некоммерческих организаций, предусмотрено, что указанное взаимодействие осуществляется в порядке, установленном уполномоченным органом по согласованию с регистрирующим органом. В связи с изложенным предлагается в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусмотреть, что порядок взаимодействия по указанным вопросам определяется уполномоченным и регистрирующим органами (Минюстом России и Федеральной налоговой службой России). В настоящее время Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» предусматривает, что орган, принявший решение о государственной регистрации религиозной организации сообщает в уполномоченный регистрирующий орган об изменении сведений в отношении религиозной организации, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в течение одного рабочего дня со дня получения соответствующей информации от религиозной организации. Вместе с тем Федеральным законом «О некоммерческих организациях» определено, что решение о направлении соответствующих документов в регистрирующий орган принимается в том же порядке и в те же сроки, что и решение о государственной регистрации. Определенный Федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» срок сообщения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере государственной регистрации религиозных организаций, в уполномоченный регистрирующий орган об изменении указанных сведений является недостаточным, учитывая необходимость рассмотрения полученных документов. При этом в Федеральном законе «О некоммерческих организациях» порядок принятия решения о направлении соответствующих сведений и документов в уполномоченный регистрирующий орган в случае изменения сведений о некоммерческой организации, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», аналогичен порядку принятия решения о государственной регистрации некоммерческой организации (статья 32). В этой связи предлагается определить порядок принятия решения о направлении соответствующих сведений и документов в орган, осуществляющий ведение Единого государственного реестра юридических лиц, в случае изменения сведений о религиозной организации, указанных в пункте 1 статьи 5 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», аналогичный порядку принятия решения о государственной регистрации религиозных организаций. В федеральных законах «О свободе совести и о религиозных объединениях» и «О некоммерческих организациях» используются разные обозначения органов, уполномоченных в сфере государственной регистрации и контроля деятельности некоммерческих организаций. В этой связи в Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» предлагается использовать единое обозначение органа, уполномоченного в сфере государственной регистрации и контроля за деятельностью религиозных организаций.
Статья 32 Федерального закона «О некоммерческих организациях»
(в редакции Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О некоммерческих организация») предусматривает предоставление ежегодной отчетности религиозными организациями. Форма отчета зависит от состава учредителей, а также полученных религиозной организацией имущества и денежных средств и источника их поступления.
Статья 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» закрепляет обязанность религиозных организаций информировать орган, принявший решение о её государственной регистрации, о продолжении своей деятельности. Законопроектом предлагается отменить обязанность религиозных организаций ежегодно предоставлять, помимо отчета по установленной форме, дублирующую информацию о продолжении своей деятельности.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |