Религиоведы в штатском

5 Октября 2013

«Сотрудники Комиссии по поощрению добродетели и удержанию от порока в Абхе совместно с органами безопасности пресекли исполнение ритуалов, запрещённых исламом», — сообщили саудовские СМИ. Организаторы «сборища» арестованы шариатской полицией, а «распятия с антропоморфными изображениями человеческого тела, картины, изображающие Марьям и Ису, мир им обоим» — конфискованы.

Для тех, кто не понял: речь идет о разгоне богослужения верующих, поклоняющихся Иисусу и Богородице. Для тех, кто не знает: христианство в Саудовской Аравии запрещено.

На прошлой же неделе в Москве прошел круглый стол представителей научно-религиоведческого сообщества, протестовавших против «заказных» и потому неквалифицированных экспертиз религиозных книг. В России нет шариатской полиции, есть просто полиция, а в ней центр «Э», сотрудники которого имеют привычку неожиданно заявляться в ту или иную религиозную общину, чаще всего христианскую протестантского толка, в поисках экстремизма. Да не одни, а на пару с прокурорами. И уходят не с пустыми руками, иной раз — с чемоданами религиозной литературы. Затем священные для кого-то книги, созданные, заметим, в далеком прошлом, рассматривают на просвет в государственных экспертно-криминалистических учреждениях. Последние всем хороши, за малым исключением: там никогда не водилось религиоведов. Впрочем, такая малость не смущает судей при принятии решений о признании «религиозных материалов» экстремистскими.

Для тех, кто сомневается: Россия все еще считается светским государством, в Конституции которого сказано о равенстве всех религий перед законом. Но помимо Основного закона есть реальная политика, которая сводится к поддержке «главных» конфессий в ущерб всем остальным. Эти «остальные» под подозрением у «правоохранителей» — уже потому, что имеют родственников (то есть единоверцев) за границей, особенно в Америке, склонных к миссионерству.

Впрочем, не всегда в Америке. Скажем, «хорошую религию придумали индусы», однако это не помешало заказным экспертам разглядеть в ней «признаки разжигания религиозной ненависти». Почти год тянулся суд в Томске о признании экстремистским текста кришнаитов — «Бхагавад-гита как она есть». За это время индусы, традиционно дружественные к России («хинди руси — бхай-бхай!» — «индийцы и русские — братья!»), во многих районах своей страны вышли на антироссийские демонстрации, а нижняя палата индийского парламента дважды в знак протеста останавливала свою работу.

Как справедливо полагает известный востоковед Ирина Глушкова, она знает индуизм получше, чем главный ругатель кришнаитов Александр Дворкин, поскольку занимается его изучением всю свою жизнь. Тем не менее прокуроры, даже после своего поражения в томском процессе, по-прежнему ориентируются на его мнение, чем, собственно, и возмущены ученые-религиоведы.

Интересно, что, несмотря на громогласные утверждения «сектоведа» о совершаемых «сектантами» убийствах и сексуальном насилии, — подобные факты оказались не известны ни одному из полицейских руководителей шести областей, в которых он разглядел «сектантскую угрозу». Так, во всяком случае, они ответили на запрос одного из сайтов.

Теперь полицейские взялись за чтение священных книг — грамотеет в шинелях с наганами племя религиоведов. Да и куда как удобно искать экстремизм под фонарем: на их счастье, законодателем введено безразмерное понятие экстремизма. Они не желают оставить в покое даже те священные тексты, в которые верят члены зарегистрированных религиозных общин. Постоянное давление испытывают вовсе не псевдорелигиозные группы, а хорошо известные религиозные общины.

Между прочим, процесс регистрации религиозных организаций, в отличие от других юрлиц, носит отнюдь не формальный характер. Решение уполномоченного госоргана — Минюста — принимается по результатам анализа основ вероучения и означает признание религиозной общины государством. Те же Свидетели Иеговы могут кому-то не нравиться — и тем не менее вправе рассчитывать на некоторое уважение, по крайней мере со стороны госчиновников. Не тут-то было! Минюст, может, их и признал, но не признал возглавляющий экспертный совет при Минюсте Дворкин. Для прокуратуры же и полиции это и вовсе не указ — просто-таки плюрализм в одной голове. Шизофрения, одним словом.

профессор, доктор юридических наук

Блог «Новой газеты»






также в рубрике ] мы:     
 
 




2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник
«Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63
E-mail: sclj@sclj.ru