Коммерсант: "Сегодня вопрос веры очень политизирован"1 Июля 2013
Роскошь РПЦ вызвала охлаждение людей к церкви, убежден протодиакон Андрей Кураев. Ситуацию с ведущей Дарьей Полыгаевой обсудили политолог, президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов и депутат Госдумы от ЛДПР, член комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Ярослав Нилов.
В своем LiveJournal протодиакон Андрей Кураев прокомментировал высказывания экс-главы Росмолодежи Бориса Якеменко, который отметил снижение количества прихожан на службы. Однако причина этого не в скандальных акциях, например, выступление Pussy Riot, по мнению Кураева, дело в том, что "открыто и официально были озвучены тезисы, разительно отличавшиеся от того, что люди хотели видеть в церкви: апология роскоши начальства и откровенная силовая мобилизация для отпора тем, кого, как оказалось, христианам никак не можно прощать и миловать".
— Вы согласны с высказыванием господина Кураева?
Я.Н.: Я частично согласен. Но я могу отметить несколько причин, почему это есть. Первая – люди просто перегружены. У людей огромное количество повседневных проблем и просто нет времени. Вот я верующий человек, православный, но у меня не всегда есть время, когда я могу пойти в храм. Второе – у нас уже той традиции, которая была в царской России, просто нет. Допустим, каждое воскресенье в обязательном порядке семья идет в храм на молитву. Третье – появляются новые религиозные организации, появляются новые тренинги. Посмотрите, как развиты все эти йоги, все остальное. Конечно, это немножко смещает от традиционных религиозных потребностей.
Религиозная тема достаточно политизирована в целом сегодня, что также может играть свою роль. То, что касается роскоши, любые религиозные деятели, когда попадают в неприятные ситуации, в какие-то противоправные истории впутываются, идет определенный имиджевый удар и удар по доверию к той или иной религиозной организации. Но индикатором все-таки выступают традиционные большие праздники – Крещение, Пасха, например. И вообще бог должен быть у каждого в душе. И личное дело человека – идти к батюшке, идти к иконам, или дома у иконы молиться, или просить прощения, или ставить свечку. Поэтому в целом нам тяжело напрямую измерять. Очень много фактов, очень много обстоятельств.
— Господин Ремизов, скажите, вам в глаза бросается апология роскоши начальства, как Кураев это описывает?
М.Р.: В последнее время были какие-то заявления. С одной стороны, есть заявление самого патриарха с призывом к скромности и сдержанности. Но с другой стороны, до этого были заявления относительно того, что роскошь – это некая необходимость для того, чтобы серьезные люди, представители элиты принимали представителей Церкви всерьез. Конечно, это было воспринято очень ехидно, иронично общественностью, и поделом. Но гораздо серьезнее не заявление.
Большое количество людей, которых называют олигархами, чиновников со спорной репутацией, жен олигархов, чиновников, награждены очень высокими церковными наградами. Я не хочу называть фамилии, какие-то из этих людей, наверное, наград достойны. Но многие из этих людей имеют очень спорную репутацию в глазах общества и в глазах широкой массы прихожан.
Конечно, с точки зрения репутации, восприятия церкви это не нужно. Но комментируя цитрованный вами фрагмент, все-таки мне кажется, что эти вещи не очень сильно влияют на степень воцерквленности притока прихожан, на отношение людей к вере. Потому что все-таки людей очень сильно дезориентируют в вопросе отношения к вере, с одной стороны, и к Церкви как корпорации, к патриархии в конце концов, как организации, с другой. Все-таки, слава богу, православные понимают, что это не одно и то же.
— Господин Нилов, а вы как считаете, сейчас быть верующим, если можно так выразиться, модно? Ведь первые лица государства посещают первые главные церковные праздники. Все-таки возвращается это в общество?
Я.Н.: Самое главное — быть верующим человеком в душе. Я много лет ходил на Пасху, на Крещение в один и тот же храм. Я смотрел, как люди больше и больше стали туда ходить, я понимаю, что некоторые стали туда ходить, не потому что они очень верующие, а потому что это стало неким таким трендом, некой модой – прийти, показаться, одеть красивый платок и быть вместе на этом мероприятии. Поэтому я считаю, что быть верующим – это все-таки личное дело каждого.
Нельзя говорить о том, модно или не модно. Да, сегодня вопрос веры очень политизирован. Люди верующие, с одной стороны, где-то крайне поддерживаются, с другой стороны, идут кощунственные и унижающие провокационные действия в отношении некоторых верующих групп или религиозных организаций или предстоятелей этих организаций. Поэтому, думаю, что не нужно лезть в душу человека, каждый для себя пусть сам определяется. Чем меньше мы будем эту тему так обсасывать, чем меньше будем ее политизировать.
— Вас не смущает, например, что многие представители церкви, тот же Илия, который попал в ДТП и на этой неделе получил срок, мягко говоря, неплохо живут все-таки.
Я.Н.: Я уже сказал, что они своими действиями, — неважно в рясе, в других одеяниях религиозных или без одеяний, — все равны перед законом. Но человек, который обладает светской или какой-то духовной властью, должен понимать, что в случае, если он попадает в такие ситуации, то своими действиями наносит имиджевый удар по самой организации и по руководству этой организации. То же самое депутаты. Депутат, если попадает в неприятную ситуацию, он автоматически наносит имиджевый удар по той партии, которую он представляет.
источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |