Адвокат Чугунов: Есть ли в России дискриминация по признакам отношения к религии?23 Апреля 2013
Чугунов С.В.
"Религия и право"
В Государственной думе РФ очередная «религиозная» инициатива. В Думу внесен проект федерального закона «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «О рекламе». Указанная статья регламентирует распространение социальной рекламы. В частности в статье закреплено, что в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. К исключениям отнесены, например, упоминания о социально ориентированных некоммерческих организациях, а также о физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации или нуждающихся в лечении, в целях оказания им благотворительной помощи. В социальной рекламе допускается упоминание о социально ориентированных некоммерческих организациях в случаях, если содержание этой рекламы непосредственно связано с информацией о деятельности таких некоммерческих организаций, направленной на достижение благотворительных или иных общественно полезных целей. Депутат В.С.Селезнев, который внес законопроект, предлагает, чтобы в дополнение ко всему перечисленному эти ограничения не распространялись на упоминания о религиозной организации «Русская православная церковь», а также на упоминания традиционной религии субъекта Российской Федерации, в котором размещается реклама, если содержание такой рекламы непосредственно связано с религиозной деятельностью. Законодательство не содержит определения религиозной деятельности, но в Законе о свободе совести описаны признаки деятельности религиозного объединения: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. То есть согласно депутатской инициативе, информация о вероисповедании и о богослужениях Русской православной церкви предлагается считать социальной рекламой. В пояснительной записке к проекту указано, что «Распространение информации о религии и РПЦ можно без сомнения отнести к общественно полезным видам деятельности». Для депутата Селезнева это утверждение не вызывает сомнений, но наверняка найдутся и те, кто захочет поспорить с этим утверждением. И, может быть ничего страшного в этом не было бы, но вот согласно той же статьи Закона о рекламе заключение договора на распространение социальной рекламы является обязательным для рекламораспространителя в пределах пяти процентов годового объема распространяемой им рекламы. Также в Конституции РФ закреплен принцип, что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. В статье 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» сказано, что установление преимуществ, ограничений или иных форм дискриминации в зависимости от отношения к религии не допускается. То есть установление преимуществ для одной из религиозных организаций является дискриминацией.
Отдельного внимания заслуживает пояснительная записка к законопроекту. Приводим ее полностью, чтобы читатель мог сделать вывод о мотивах законодателя и о том, есть ли у РПЦ преимущества перед другими религиозными организациями.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для многих народов мира религия - основа морали и нравственности. Несмотря на то, что большинство государств в современном мире являются светскими, они, тем не менее, поддерживают религиозные институты не только как часть своей истории и культуры, но и как ту движущую платформу, которая несет в себе незыблемые догматы поведения и пример общечеловеческой морали. Исторически сложилось, что основная религия в нашей стране - православие. Официальная статистика о доле жителей России, исповедующих различные религии, отсутствует. Однако согласно исследованиям ВЦИОМ, проведенным в 2010 году, доля российских граждан, считающих себя православными, составила 75%. Русская Православная Церковь издревле была тем институтом, который взял на себя большую ответственность за сохранение и продвижение православных ценностей в России. Отношение к РПЦ, как религиозной организации, может быть у всех разным. Но нельзя отрицать тот большой вклад, который она вносит в нравственное развитие наших граждан. Распространение информации о религии и РПЦ можно без сомнения отнести к общественно полезным видам деятельности. Православная культура насчитывает многие сотни лет. Без знания основ православной культуры невозможно понять произведения Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, оценить духовную музыку, многие классические оперные произведения и произведения зодчества, да и множество картин художников-классиков не понять, потому что их идеи основаны на библейских сюжетах. Подтверждается это и тем фактом, что такой учебный курс, как «Основы религиозных культур и светской этики» включен в федеральный образовательный компонент. Ввиду наличия случаев признания религиозной рекламы противоречащей антимонопольному законодательству и удаления ее с улиц городов, законопроектом предлагается закрепить, что в социальной рекламе допускается упоминание религиозной организации «Русская православная церковь» и основной религии субъекта Российской Федерации, в котором размещается реклама, если содержание такой рекламы непосредственно связано с религиозной деятельностью.
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |