Религиозные организации могут обязать раскрывать списки своих членов29 Марта 2013
28 марта 2013 года Правительство РФ внесло на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". В целом принятие законопроекта оправдано, так как продиктовано заботой об общественной безопасности. Однако, в свете массовых проверок некоммерческих организаций, в том числе и религиозных, проводимых в последнее время прокуратурой, стоит сделать один комментарий. При проведении проверок в религиозной организации прокуроры требуют предоставить списки членов религиозной организации. Это требование прокуратуры незаконно. Право не раскрывать свои убеждения, в том числе религиозные, гарантировано статьей 29 Конституции РФ. Никто не может принудить гражданину к этому, если он сам этого не хочет делать. А тем более религиозная организация не имеет права раскрывать списки своих членов, нарушая их конституционное право. Конечно, в соответствии со статьей 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Однако на данный момент нет закона, который позволял бы прокуратуре обосновать законность требования предоставить списки членов религиозной организации. А так как прокуратура осуществляет надзор за соблюдением религиозными организациями законодательства РФ, ссылка на закон, обосновывающий требование прокуратуры обязательна. Однако, если внесенный в Думу законопроект будет принят, у прокуратуры появится законное основание требовать списки членов религиозных организаций под предлогом поиска лиц, участие в деятельности религиозных организаций которым запрещено. А религиозные организации будут обязаны это требование исполнять. Таким образом, принятие данного закона скорее всего приведет к тому, что религиозные организации будут отказываться от "фиксированного" членства, ограничиваясь списком учредителей организации, а по закону для этого достаточно десяти граждан. Поэтому данный закон будет работать только в отношении учредителей религиозных организаций. Иных членов в организациях просто не будет. А чтобы проконтролировать "участие" в религиозной организации, необходимо будет обязать религиозные организации переписывать всех, кто посещает их мероприятия, что выглядит абсурдно и не выполнимо. Поэтому представляется, что принятием данного законопроекта власти в меньшей степени достигнут поставленных целей, нежели создадут почву для ухода религиозных организаций в "подполье", а может быть и отказу от государственной регистрации. Напомним, что 22 февраля 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 195229‑6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации", содержащий аналогичные нормы. специально для "Религия и право"
Чугунов Сергей
адвокат
Приводим полный пакет документов, внесенных в Государственную думу РФ.
Государственная Дума
«22» марта 2013г.
О внесении проекта федерального закона
В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации Правительство Российской Федерации вносит на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Приложение: 1. Текст законопроекта на 2 л.
Председатель Правительства
Вносится Правительством
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Внести в статью 9 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, №39, ст. 4465) изменение, дополнив ее пунктом 3 следующего содержания: "3. Не может быть учредителем (участником, членом) религиозной организации: иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации; лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма"; религиозная организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности"; лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.".
Президент
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Проект Федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - законопроект) подготовлен в целях приведения положений Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" в соответствие с нормами Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" в части установления ограничений для лиц, являющихся учредителями, участниками и (или) членами религиозных организаций, направленных на устранение причин и условий, способствующих экстремистской деятельности религиозных организаций. Статья 15 Федерального закона "О некоммерческих организациях" запрещает участие в деятельности некоммерческой организации иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации, а также лиц, включенных в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" или в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности". Учредителем, участником или членом некоммерческой организации не вправе выступать организация, деятельность которой приостановлена в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности". В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона "О некоммерческих организациях" религиозные организации являются одной из форм некоммерческих организаций. Однако в силу прямого указания закона (пункт 4 статьи 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях") перечисленные выше ограничения не распространяются на религиозные организации, в связи с чем отказать в государственной регистрации религиозной организации по данному основанию не представляется возможным. Отсутствие правового механизма, препятствующего лицам, осуществляющим экстремистскую деятельность, участвовать в деятельности религиозных организаций, аналогичного действующему запрету на участие таких лиц в деятельности иных форм некоммерческих организаций, нарушает конституционный принцип равенства общественных объединений перед законом и создает предпосылки для распространения на территории Российской Федерации религиозного экстремизма. В соответствии с предлагаемыми законопроектом изменениями орган, уполномоченный в сфере регистрации религиозных организаций, вправе на основании абзацев четвертого и шестого пункта 1 статьи 12 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" отказать в государственной регистрации религиозной организации, учредителями (участниками, членами) которой выступают лица, осуществляющие экстремистскую деятельность.
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
Реализация федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
ПЕРЕЧЕНЬ
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
П Е Р Е Ч Е Н Ь
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ РАСПОРЯЖЕНИЕ
МОСКВА
1. Внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях". 2. Назначить статс-секретаря - заместителя Министра юстиции Российской Федерации Любимова Юрия Сергеевича официальным представителем Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 9 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях".
Председатель Правительства
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |