Государственная Дума РФ приняла в первом чтении проект федерального закона № 195229 6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях"25 Февраля 2013
22 февраля 2013 года Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации приняла в первом чтении проект федерального закона № 195229‑6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым, Р.Ф.Абубакировым, М.М.Бариевым, И.Б.Богуславским, А.Н.Хайруллиным, Р.С.Ильясовым, М.М.Галимардановым, Р.И.Худяковым, В.Н.Лихачевым.
Указанный законопроект направлен Президенту Российской Федерации, в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии Государственной Думы, во фракции в Государственной Думе, в Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации. Поправки к указанному законопроекту направляются в Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций в тридцатидневный срок со дня принятия проекта. Также поручено Комитету Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций доработать указанный законопроект с учетом поступивших поправок и внести его на рассмотрение Государственной Думы во втором чтении. "Религия и право"
Проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
Статья 1 Внести в Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения: 1) статью 4 дополнить пунктом 8 следующего содержания: «8. В целях противодействия экстремистской деятельности законами субъектов Российской Федерации с учетом исторических, религиозных и иных традиций могут устанавливаться:
2) статью 6 дополнить пунктом 5 следующего содержания: «5. Не допускается участие (членство) в религиозных объединениях лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, а также иностранных граждан или лиц без гражданства, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации.»; 3) статью 15 дополнить пунктом 3 следующего содержания: «3. Религиозные организации вправе устанавливать в соответствии со своими внутренними установлениями ограничения и требования, в том числе в части религиозного образования, к служителям, религиозному персоналу, работникам религиозных организаций, а также к кандидатам на указанные должности.»; 4) в статье 24:
«1. Религиозные организации заключают трудовые договоры со своими работниками.»;
Статья 2 Внести в статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 3) изменение, дополнив еечастью второй следующего содержания: «Религиозные организации вправе устанавливать ограничения и требования для кандидатов на должности работников религиозных организаций в соответствии со своими внутренними установлениями.».
Президент
Комитет Государственной Думы
по делам общественных
объединений и религиозных организаций
По поручению Совета Государственной Думы
от 14.01.2013 г. (протокол № 71, пункт 37)
Заключение
(первое чтение)
Проектом федерального закона предлагается дополнить Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) положением, предусматривающим, что в целях противодействия экстремистской деятельности законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться требования к религиозному образованию служителей и религиозного персонала, а также требования к заключению религиозными организациями трудовых договоров со своими работниками (пункт 1 статьи 1 законопроекта). Согласно статье 1 Федерального закона № 125-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует правоотношения в области прав человека и гражданина на свободу совести и свободу вероисповедания, а также правовое положение религиозных объединений. Следует учитывать, что регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведение Российской Федерации, соответственно, установление требований, предусмотренных законопроектом, не может осуществляться законами субъектов Российской Федерации. Кроме того, данная норма не согласуется с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона № 125-ФЗ, согласно которому в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства религиозное объединение создается и осуществляет свою деятельность в соответствии со своей собственной иерархической и институционной структурой, выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Обращаем внимание на то, что религиозные организации являются одной из форм религиозных объединений. Предоставление субъектам Российской Федерации права по установлению требований к образованию служителей и религиозного персонала и к заключению трудового договора с работниками религиозных организаций не согласуется также со статьями 8 и 11 Федерального закона № 125-ФЗ. Названными статьями предусматривается возможность создания как местных, так и централизованных религиозных организаций, при этом централизованная религиозная организация может иметь местные религиозные организации как на территории одного субъекта Российской Федерации, так и на территории двух и более субъектов Российской Федерации. Проектируемым пунктом 5 статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ устанавливается запрет на участие (членство) в религиозных объединениях лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности. Остается неясным, кто должен представлять эти сведения, где они должны обобщаться и каким лицам дается право их запрашивать. Кроме того, названным пунктом устанавливается также запрет на участие (членство) в религиозных организациях иностранных граждан и лиц без гражданства, в отношении которых в установленном порядке принято решение о нежелательности их пребывания (проживания) в Российской Федерации. Следует иметь в виду, что пункт 1 статьи 6 Федерального закона № 125-ФЗ уже содержит указание на то, что в религиозном объединении помимо граждан Российской Федерации вправе участвовать иные лица, которые постоянно проживают на территории Российской Федерации на законных основаниях. Законопроектом предусматривается обязательность заключения религиозными организациями со своими работниками трудового договора. Необходимо учитывать, что сторонами данного договора являются религиозная организация (работодатель) и работники, к числу которых относится и религиозный персонал. Однако Трудовым кодексом Российской Федерации понятие «персонал» не предусмотрено, в связи с чем данный термин необходимо исключить как излишний. Обращаем внимание на то, что в контексте пункта 1 статьи 1 законопроекта некорректным является словосочетание «а также к кандидатам на указанные должности», поскольку в данном случае какие-либо конкретные должности не указаны. Изменения, предлагаемые в статью 15 Федерального закона № 125-ФЗ (пункт 3 статьи 1 законопроекта), на наш взгляд, необходимо вносить в статью 24 Федерального закона № 125-ФЗ, регулирующую трудовые отношения в религиозных организациях. Предлагаемое законопроектом дополнение статьи 343 ТК РФ, согласно которому «религиозные организации вправе устанавливать ограничения и требования для кандидатов на должности работников религиозных организаций в соответствии со своими внутренними установлениями», является излишним, поскольку в статье 343 ТК РФ уже установлена возможность сторонам трудового договора религиозной организации определять в нем права и обязанности сторон с учетом особенностей, установленных внутренними установлениями религиозной организации. Также обращаем внимание, что на рассмотрении Государственной Думы находится проект федерального закона № 154174-6 «О внесении изменений в статьи 15 и 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», которым регулируются вопросы, связанные с наделением религиозных организаций правом установления требований для кандидатов на должности духовных лиц.
Заместитель начальника управления
ЗАКЛЮЧЕНИЕ на проект федерального закона № 195229-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части наделения религиозных организаций правом установления требований к служителям, религиозному персоналу и работникам религиозных организаций, а также к кандидатам на указанные должности), внесенный депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым, Р.Ф.Абубакировым, М.М.Бариевым, И.Б.Богуславским, А.Н.Хайруллиным, Р.С.Ильясовым, М.М.Галимардановым, Р.И.Худяковым, В.Н.Лихачевым
Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рассмотрел проект федерального закона № 195229-6 «О внесении изменений в Федеральный закон "О свободе совести и о религиозных объединениях" и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации» (в части наделения религиозных организаций правом установления требований к служителям, религиозному персоналу и работникам религиозных организаций, а также к кандидатам на указанные должности), внесенный депутатами Государственной Думы И.И.Гильмутдиновым, Р.Ф.Абубакировым, М.М.Бариевым, И.Б.Богуславским, А.Н.Хайруллиным, Р.С.Ильясовым, М.М.Галимардановым, Р.И.Худяковым, В.Н.Лихачевым и отмечает следующее. В пояснительной записке авторы законопроекта отмечают, что предлагаемый законопроект направлен на защиту прав и свобод человека и гражданина, предупреждение религиозного экстремизма, содействие укреплению внутриконфессионального и межконфессионального согласия. Комитет разделяет обеспокоенность авторов законодательной инициативы распространением в религиозной среде нетрадиционных идей, участившимися в последнее время случаями экстремистских выступлений на религиозной почве, в том числе и террористическими актами против мусульманских духовных лидеров. Вместе с тем, Комитет отмечает, что законопроект содержит ряд положений, которые требуют доработки. Так, субъекты права законодательной инициативы предлагают дополнить статью 4 Федерального закона пунктом 8, которым предусматривалось бы право установления законами субъектов Российской Федерации (в целях противодействия экстремистской деятельности) требований к заключению религиозными организациями трудовых договоров со своим персоналом, а также к религиозному образованию персонала религиозных организаций. С точки зрения Комитета, такие требования являются сферой правового регулирования прав и свобод. Согласно пункту в) статьи 71 Конституции Российской Федерации регулирование прав и свобод человека и гражданина находятся в ведении Российской Федерации, поэтому данные вопросы могут регламентироваться исключительно федеральными законами. Законопроектом предполагается предоставить религиозным организациям право вводить в соответствии со своими внутренними установлениями ограничения и требования, в том числе в части религиозного образования, к служителям, религиозному персоналу, работникам религиозных организаций, а также к кандидатам на указанные должности. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации религиозные объединения отделены от государства, государство не вмешивается в деятельность религиозных объединений, осуществляемую в соответствии с законом. Религиозное образование, согласно Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» является видом деятельности религиозной организации, а Федеральный закон «Об образовании» не рассматривает религиозное образование как вид образования (образовательную деятельность). В настоящее время единого Федерального государственного образовательного стандарта по религиозному образованию не существует. Программы профессионального религиозного образования священнослужителей не подлежат государственной аккредитации и утверждаются религиозными организациями; в отношении таких программ не могут быть установлены государственные требования. Требования к образованию священнослужителей являются внутренним делом религиозной организации, которая выбирает, назначает и заменяет свой персонал согласно своим собственным установлениям. Таким образом, требования должны устанавливаться самой религиозной организацией. Законопроект предусматривает дополнение пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», обязав религиозные организации заключать трудовые договоры с работниками. Согласно общим правилам, возмездные работы (услуги) могут выполняться гражданами в пользу любого юридического лица, в том числе религиозной организации, на основании не только трудовых, но также и гражданско-правовых договоров (подряда, возмездного оказания услуг и других подобных договоров). Религиозные организации также могут использовать безвозмездный труд добровольцев (волонтеров). Трудовые договоры в таком случае также не заключаются, поскольку добровольцы (волонтеры) безвозмездно трудятся в интересах религиозных организаций. Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по делам общественных объединений и религиозных организаций рекомендует принять данный законопроект в первом чтении с учетом необходимости его доработки во втором чтении.
Председатель Комитета
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов по проекту федерального закона № 195229-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации», внесенному депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации И.И.Гильмутдиновым, Р.Ф.Абубакировым, М.М.Бариевым, И.Б.Богуславским, А.Н.Хайруллиным, Р.С.Ильясовым, М.М.Галимардановым, Р.И.Худяковым, В.Н.Лихачевым, В.Е.Шудеговым В Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен в части, относящейся к компетенции Комитета, проект федерального закона № 195229-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» и статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации». Законопроектом № 195229-6, в частности, предлагается внести изменение в пункт 1 статьи 24 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях», в соответствии с которым религиозные организации обязаны заключать трудовые договоры со своими работниками. Согласно действующей редакции указанного пункта религиозные организации вправе в соответствии со своими уставами заключать трудовые договоры (контракты) с работниками, что на практике нередко толкуется, как право религиозных организаций по своему усмотрению заключать или не заключать трудовые договоры со своими работниками. Кроме того, законопроектом предлагается дополнить статью 343 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) новой второй частью, предусматривающей право религиозных организаций устанавливать ограничения и требования для кандидатов на должности работников в соответствии с внутренними установлениями указанных организаций. Трудовой договор является универсальным основанием возникновения трудовых отношений, т.е. труд любого работника, применяемый в рамках отношений, обладающих перечисленными в статье 15 ТК РФ признаками трудовых отношений, должен сопровождаться заключением письменного трудового договора. В связи с этим, предложенное рассматриваемым законопроектом изменение редакции пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», как устраняющее неопределенность в толковании указанного нормативного положения, может быть поддержано. В соответствии с действующей редакцией статьи 343 ТК РФ права и обязанности сторон трудового договора определяются в трудовом договоре с учетом особенностей, установленных внутренними установлениями религиозной организации, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, ТК РФ и иным федеральным законам. Внесение предлагаемого законопроектом дополнения в статью 343 ТК РФ представляется избыточным и требует дополнительной аргументации, поскольку работодатель – религиозная организация, как и любой иной работодатель, вправе устанавливать свои требования, связанные с характером работы, для кандидатов на имеющиеся у него вакансии.
Председатель Комитета
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |