Религиозные лидеры России рассуждают о поправках, предложенных в закон о религиозных объединениях19 Октября 2012
Госсовет Татарстана внес в Госдуму законопроект об обязательном заключении трудовых договоров религиозными организациями со своими работниками, о праве последних создавать профсоюзы и об обязательном специальном образовании для всех представителей духовенства. Соответствующие поправки уже приняты в республиканском законе. Поводом для этого послужило покушение на муфтия Татарстана и убийство начальника учебного отдела Духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова. Представители крупнейших традиционных религиозных организаций России не исключают, что закон об обязательном специальном образовании и социальной защите духовенства может быть полезен, однако с их стороны высказываются также опасения по поводу того, будет ли соблюдаться принцип невмешательства государства в дела конфессий. Поэтому религиозные лидеры настаивают на широком общественном обсуждении инициативы. Законодательная инициатива Госсовета Татарстана в Госдуме предполагает внесение поправок в положения федерального закона "О свободе совести и религиозных объединениях". Изменению подлежат статья 15 (внутренние установления религиозных организаций) и статья 24 (трудовые правоотношения в религиозных организациях). "Законопроектом предусматривается дополнение статьи 15 положениями о необходимости установления требований для кандидатов на должности духовных лиц, в том числе наличие специального образования, полученного в образовательных учреждениях, находящихся на территории Российской Федерации, а также на территории иностранных государств. При этом указанные требования предлагается установить самим религиозным организациям, что согласуется с принципом невмешательства государства в деятельность религиозных объединений", - говорится в сообщении регионального парламента. Инициативу парламентариев Татарстана прокомментировал РИА "Новости" заместитель председателя Отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Георгий Рощин. По его словам, "любая инициатива по внесению изменений в законодательство, связанное с деятельностью религиозных организаций, в первую очередь должна обсуждаться с представителями самих религиозных организаций". "Жизнь церковной общины, в частности, Русской православной церкви, строится на основании канонов, которые регулируют ее внутреннюю жизнь. И предложения, которые вносят депутаты Татарстана, находят отражение, например, в документах священноначалия об образовании, о ведении трудовой деятельности", - заявил священник, отметивший, что, насколько ему известно, к Русской православной церкви пока никто не обращался с просьбой дать экспертное мнение по этому вопросу. "Введение каких-либо норм в одностороннем порядке как раз будет нарушать принцип невмешательства государства во внутренние дела религиозных организаций", - считает Рощин. Он напомнил, что принцип невмешательства гарантирует свободу религиозной организации в выборе образа взаимодействия со своими служителями на основании тех норм, которые находятся в канонических актах той или иной общины. Отвечая на вопрос о профсоюзах в Церкви, он призвал "четко понимать, что имеется в виду", и также предполагать какими могут оказаться последствия. "Вопрос о профсоюзах поднимался в Румынской православной церкви и не получил одобрения у священноначалия", - отметил представитель РПЦ. Комментируя контрактный принцип найма на работу духовенства, Рощин выразил опасение, что благая идея социально защитить священнослужителей "может войти в противоречие с каноническими нормами Церкви". По его словам, это вовсе не означает, что священнослужители, работающие в приходах или в отделах РПЦ, находятся в полном бесправии - трудовые договоры с ними, конечно, заключаются. Однако в Православной церкви все делается по благословению правящего архиерея, а внутрицерковные правила регулирует деятельность священнослужителя "на приходе", отметил Рощин. Отвечая на вопрос о специальном образовании духовенства, Рощин заявил, что и сегодня в канонических правилах РПЦ имеется предписание священноначалия, чтобы в дьяконы и священники поставлялись люди, прошедшие определенный курс богословских наук. "В этом плане за последние годы в Церкви было сделано много: открыты новые семинарии, духовные училища, православные университеты, которые предназначены именно для того, чтобы люди, желающие принять священный сан, могли в полном объеме получить профильное образование", - подчеркнул собеседник агентства. Поэтому даже те, добавил он, кто был рукоположен без диплома (такая практика - наследие советского времени, когда не всегда было возможно направить кандидатов в священство в духовные школы), в обязательном порядке сейчас поступают в духовные учебные заведения, чтобы завершить свое богословское образование. "В отдельных отдаленных уголках различных епархий на усмотрение правящего архиерея оставляется возможность возвести в священный сан кандидата, не получившего полного богословского образования. Но ему в обязательном порядке надлежит завершить это образование, уже служа на приходе. Таких случаев сейчас на практике становится все меньше", - сообщил представитель РПЦ. По мнению заместителя председателя Духовного управления мусульман европейской части России (ДУМЕР), главного муфтия Москвы и Центральной России, члена Общественной палаты РФ Альбира Крганова, "любые группы могут вносить свои предложения на рассмотрение", поскольку это принцип демократического государства. Главное при этом, по его словам, что предложения необходимо рассмотреть не спеша, и принимать закон только после обсуждения с широкой общественностью, в том числе с конфессиями. "Спешка здесь будет лишь поводом для дальнейших провокаций", - считает муфтий. Религиозные организации, считает он, должны нести ответственность за своих уполномоченных представителей. И в исламе для духовного наставничества необходимо получить "некое разрешение ученых", авторитетных мудрецов. Он не исключает, что в сегодняшних реалиях России оправдано предложение о своего рода "переаттестации" при университетах тех, кто учился на мусульманского лидера за рубежом. "Потому что многие, как выясняется, учились за рубежом не в официальных учебных учреждениях, а в частных школах, зачастую нелегитимных даже в той стране", - пояснил Крганов. Он сообщил, что к трудовым договорам служителей культа у разных экспертов разное отношение, но уже ныне действующее законодательство "позволяет заключать контракты, и есть соответствующие формы". Целесообразность решения проблем низшего духовенства через профсоюзы для собеседника агентства остается "под вопросом". "Мы помним, какие были профсоюзы предприятий: сами же руководители иногда назначали своих, удобных людей... В духовной деятельности должны больше работать нравственные ориентиры и законы", - убежден муфтий. По мнению главы Департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Боруха Горина, "очень многие вещи в этом законопроекте выглядят поверхностно". "В любом случае нужны консультации внутри межрелигиозных советов", - заявил он РИА "Новости". Горин убежден, что законодательная инициатива татарских депутатов не сможет поставить "заслон экстремизму", соответственно, непонятно, "для чего она". По его мнению, то, что стоит за законодательной инициативой Татарстана, "решается с помощью существующего российского законодательства - отсекать экстремистские организации". Если речь идет о существующей практике в еврейской общине, то ни один человек не может занять пост раввина, не предъявив документа о соответствующем образовании. "И, по-моему, любая религиозная организация заинтересована в том, чтобы в ней не было проходимцев и шарлатанов... Поэтому в данном случае я никакой законодательной проблемы не вижу", - сказал Горин. Он предполагает, что у разработчиков законопроекта "есть желание отсечь выпускников, неугодных медресе". "Но в исламе, как и в иудаизме, огромное количество течений. Как законодатель будет решать: какое учебное заведение соответствует (по подготовке выпускников - нормам религиозной общины), а какое - нет?" - отметил собеседник агентства. "Уже не первый раз у меня складывается ощущение, что мы пытаемся создать как можно больше законодательных норм, чтобы бороться с инакомыслием внутри конфессий. Но ни к чему хорошему это не приведет... Давать правоохранительным органам еще поводы для того, чтобы решать, регистрировать или не регистрировать те или иные религиозные заведения, - только создавать препятствия. А где у нас эксперты по духовным учебным заведениям Саудовской Аравии или Франции, например, чтобы принимать такие решения?" - отметил Горин. Он считает, что религиозные организации должны сами, внутри себя, разбираться с подобными вопросами и иметь хорошие юридические службы. Что касается трудовых договоров, то в ФЕОР, по словам Горина, работают только на их основе, и профсоюзы "никто сегодня не мешает создавать". Представитель Буддийской традиционной Сангхи России в Москве Санжей-лама считает, что при обсуждении законопроекта следует учитывать особенности конфессий. "У Буддийской Сангхи есть устав, который регламентирует процедуру, когда священнослужитель принимается в штат, и есть ответственность", - подчеркнул он. По его словам, духовным лидером в Сангхе может быть только человек, получивший специальное образование. И когда Сангха направляет кого-либо учиться на духовного деятеля, то обязательна соответствующая документация. Однако Санжей-лама знает случаи, когда не проучившиеся определенное время говорят, что "получили посвящение от великих лам", и начинают учить других, и люди им верят. "Особенно если кто-то учится за границей", - добавил собеседник агентства. Кадровые вопросы в той или иной религиозной организации, по его мнению, могут решаться "кворумом". А идея профсоюзов для духовенства, как считает Санжей-лама, нуждается в разъяснениях применительно к каждой конфессии. Исполнительный директор Правозащитного центра Всемирного русского народного собора, религиовед Роман Силантьев полагает, что в законопроекте есть здравые идеи. "Но такие инициативы надо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, в первую очередь с Русской православной церковью, и ее позиция может отличаться от позиции Госсовета Татарстана", - сказал Силантьев. По его словам, необходимо спросить также мнения не только иудеев, буддистов, но и старообрядцев, и других религиозных общин, которых коснется в случае его принятия новый закон. "Может, в Татарстане вопрос стоит ребром, и в первую очередь он мусульманский. Но нельзя подобного рода законопроекты без консультаций, автоматически вносить в Госдуму. Мне, например, неизвестно о консультациях с экспертами, юристами Московский патриархии, а они, безусловно, необходимы", - убежден религиовед. По его мнению, предложенные поправки в закон могут негативно отразиться на пожилых имамах традиционного ислама, не успевших в силу советского прошлого получить богословского образования, в то время как более молодые "ваххабитские имамы в подавляющем большинстве богословское образование имеют". Кроме того, под удар могут попасть опытные и уважаемые священнослужители РПЦ, возведенные в сан в советское время без специального образования, поскольку тогда не было достаточного числа духовных учебных заведений. источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |