Доклад: Проблемы реализации свободы совести в России в 2011 году2 Марта 2012
Под редакцией Александра Верховского
Правовое регулирование, касающееся религиозных организаций : Законы, принятые в 2011 году : Региональные инициативы
Инициативы, не получившие развития : Проблемы, касающиеся мест богослужения : Проблемы со строительством культовых зданий : Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям
Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства : Ликвидация религиозных организаций и отказы в регистрации : Дискриминация "нетрадиционных" религиозных организаций : Иные случаи дискриминации
Информационно-аналитический центр «СОВА» представляет шестой ежегодный доклад по свободе совести в Российской Федерации.
По событиям предшествующих годов, описанным в предыдущем докладе, здесь даны только необходимые обновления. Нашей задачей не является полное описание всех событий в религиозно-общественной сфере, произошедших в течение года; упоминаемые в докладе события, как правило, служат иллюстрацией к отмечаемым тенденциям.
Проблемы и сюжеты, связанные со злоупотреблением антиэкстремистским законодательством, представлены в составе отдельного доклада, посвященного этой теме; он вскоре также будет опубликован на нашем сайте. В нынешнем докладе не будут отражены религиозная ситуация в Вооруженных силах и образовательной сфере, а также ситуация на Северном Кавказе.
В 2011 году получили развитие тенденции, отмеченные нами в предыдущем докладе.
Продолжается дискриминация религиозных организаций со стороны чиновников. Давление оказывается в первую очередь на «нетрадиционные» организации; в первую очередь необходимо упомянуть Свидетелей Иеговы, кампания преследования которых продолжилась в 2011 году, и некоторые течения среди мусульман. Одним из самых опасных инструментов дискриминации стало неправомерное применение антиэкстремистского законодательства, но эта тема выходит за рамки данного доклада.
Не исчезли и наиболее распространенные проблемы с регистрацией или со строительством культовых зданий. Уровень религиозной толерантности по-прежнему оставляет желать лучшего. Но и заметного ухудшения в этих сферах не произошло.
Продолжилось сближение государства с крупнейшими религиозными организациями, прежде всего с Русской православной церковью. Помимо продолжающегося бюджетного финансирования церковных инициатив и одобрения имущественных притязаний религиозных организаций, на уровне официального языка был все более заметен отход от принципа светскости: в течение года президент Д. Медведев несколько раз в публичных выступлениях охарактеризовал церковно-государственные отношения как «симфонию».
Увеличилось присутствие Церкви в публичном пространстве. Было принято решение о превращении экспериментального курса основ знаний о религии и об этике в обязательный. Даже в армии, где внедрение института военных священников явно тормозилось командованием, появился нормативный акт, регулирующий их деятельность: командующий войсками Центрального военного округа подписал приказ «Об упорядочении деятельности органов по работе с верующими военнослужащими»; появились и первые штатные священники.
Возросло количество антиклерикальных выступлений, вызванных как локальными конфликтами с религиозными организациями (чаще всего – строительством культовых зданий), так и более широким недовольством преференциями, предоставляемым религиозным организациями. Протестующие все чаще прибегают к судебным искам для отстаивания своей позиции.
В то же время не подтвердились наши прогнозы относительно резкого увеличения числа конфликтов, вызванных вступлением в силу закона о передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, – число конфликтов не сильно возросло по сравнению с 2010 годом. Видимо, действующий закон не изменил принципиально ситуацию с передачей имущества – по-прежнему во многих случаях масштабы передачи зависят от позиции местных властей и настойчивости представителей религиозных организаций.
Мы затрудняемся предсказывать развитие законотворческой деятельности на ближайшие годы, но не внушает оптимизма тот факт, что в новой Государственной Думе, начавшей работу в конце декабря 2011 года, Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций возглавил представитель ЛДПР Алексей Островский, сменивший на этом посту единоросса Сергея Попова.
Законы, принятые в 2011 году
В течение 2011 года было принято несколько законодательных актов, затрагивающих интересы религиозных организаций. В основном эти законы были направлены на упрощение их деятельности.
18 июля были приняты, а 1 сентября вступили в силу поправки к Налоговому кодексу, освобождающие от налогов средства, выделенные, в том числе религиозными организациями, на благотворительную деятельность.
22 ноября был подписан федеральный закон о внесении изменений в ряд законодательных актов в части формирования и использования целевого капитала некоммерческих, в том числе религиозных, организаций. В соответствии с законом, религиозные организации вместе с остальными НКО получили возможность пополнять целевой капитал не только за счет денежных средств, но и за счет иного имущества (ценных бумаг и недвижимости). 18 ноября приняты Госдумой, а 8 декабря подписаны президентом поправки в закон «О государственной охране», легализующие предоставление государственной охраны патриарху Московскому и всея Руси. Это один из очень немногих актов на уровне федерального закона, прямо выделяющих православие, и тем более конкретно РПЦ, из других религий страны.
Кроме того, 6 декабря Конституционный суд РФ принял постановление о невозможности автоматически ликвидировать религиозные организации, имеющие формальные признаки недействующих организаций, подтвердив, что исключение таких организаций из списка ЕГРЮЛ осуществимо только в судебном порядке. Постановление позволило религиозным организациям, исключенным из ЕГРЮЛ без суда, обжаловать решение налоговых органов.
Наконец, 8 декабря, через год после вступления в силу закона 2010 года «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», была создана специальная комиссия по рассмотрению заявлений религиозных организаций о передаче такого имущества. Комиссия входит в состав Министерства экономического развития РФ.
Региональные инициативы
Ряд законодательных актов, прямо касающихся религиозной деятельности, был принят субъектами Федерации. 24 февраля 2011 г. Белгородская областная дума одобрила дополнения в региональный Кодекс об административных правонарушениях. Принятые поправки предусматривают штрафные санкции за распространение религиозной литературы людьми, не имеющими документов, подтверждающих их статус «официальных представителей» религиозной организации. Этот закон непосредственно и грубо ограничивает свободу совести и свободу слова граждан в части их права распространять свои религиозные убеждения. Такого рода акты вообще не должны приниматься на уровне субъектов Федерации (хотя все равно иногда принимаются), так что следует ожидать обжалования.
В Липецкой области был принят закон «Об общественных воспитателях несовершеннолетних», предусматривающий участие представителей религиозных организаций в воспитательном сопровождении несовершеннолетних с девиантными формами поведения.
Государственное собрание (Курултай) Башкортостана внесло поправки в республиканский закон «Об обеспечении покоя граждан и тишины в ночное время», установившие, что создавать шум теперь нельзя с 23, а не с 22 часов. Поправки призваны, в частности, защитить муэдзинов от нареканий местных жителей, недовольных громкими призывами на молитву в вечернее время.
Костромская областная дума одобрила в первом чтении поправки в закон «О гарантиях прав ребенка в Костромской области» и в местный Кодекс об административных правонарушениях. Поправки призваны обеспечить наряду с недопущением «публичных действий, направленных на пропаганду педофилии, гомосексуализма (мужеложства и лесбиянства), бисексуализма, трансгендерности среди несовершеннолетних», и пропаганду «религиозных сект» – причем в законопроекте используется именно такой термин. За нарушение этих статей предусмотрены штрафы от 1 до 3 тыс. рублей (для граждан) до 50 тыс. рублей (для юридических лиц).
Ряд законодательных инициатив пока не получил продолжения. Как и в предыдущие годы, в 2011-м предпринимались попытки изменения закона «О свободе совести и религиозных организациях».
В марте проект поправок к этому закону, а также к ст. 5.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях внесла на рассмотрение Госдумы Белгородская областная дума. Авторы законопроекта, по аналогии с принятым в области законом, предлагают ограничить распространение религиозной литературы, аудио- и видеоматериалов «и иных предметов религиозного назначения», наделив таким правом только официальных представителей религиозных организаций. Правительство РФ не поддержало проект, расценив его как «ограничивающий права граждан по распространению религиозных убеждений» и противоречащий Конституции.
Другой проект поправок к закону «О свободе совести и о религиозных организациях» и в Кодекс РФ об административных правонарушениях был предложен фракцией ЛДПР. Поправки предусматривают установление специального порядка для проведения ритуального жертвоприношения и касаются мусульманских организаций. Эти поправки правительство также не поддержало, отметив, что«фактически законопроектом вопреки заявленной цели не только не ужесточается порядок проведения религиозных мероприятий вне помещений религиозного назначения, но, наоборот, расширяется возможность проведения таких мероприятий в особенности с учетом установления права субъектов Российской Федерации регулировать данный вопрос своими нормативными правовыми актами».
Осенью сразу два проекта поправок к федеральному законодательству вынес на общественное обсуждение Минюст. Один из этих проектов был также направлен на изменение закона «О свободе совести и о религиозных организациях» и вызвал широкий общественный резонанс. Недовольство участников обсуждения было обусловлено целым рядом положений этого проекта, в частности, ликвидацией понятия «религиозная группа» и расширением полномочий государственной религиоведческой экспертизы, которой среди прочего давалось право проверки соответствия религиозной практики заявленному вероучению (трудно себе представить проверки ортодоксальности в отдельных приходах, мечетях и т.д.).
В то же время предложенный законопроект предусматривает регистрацию религиозных групп, которые не хотят или не могут войти в централизованную религиозную организацию в качестве полноценной и самостоятельной организации, права которой будут ограничены не 15, а 10 лет и не так радикально, как в настоящее время. Среди экспертов возникла дискуссия, к чему приведут такие изменения – к ужесточению или смягчению режима функционирования религиозных групп[2], но дискуссия эта не продолжилась, так как и сам законопроект до конца года не продвинулся к реальному рассмотрению.
Уже по традиции депутат Госдумы Борис Кашин вновь выступил с предложением для «консолидации общества» исключить из текста государственного гимна слово «Бог». Как и в предыдущие годы, Госдума отказалась поддержать поправку.
Многие религиозные организации, как и в предыдущие годы, сталкивались с трудностями при строительстве и эксплуатации культовых зданий.
Проблемы со строительством культовых зданий
По-прежнему часто проблемы при строительстве возникают у мусульман. После прошлогоднего конфликта, связанного с неудачной попыткой строительства мечети в московском районе Текстильщики, глава Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин объявил о достигнутой договоренности с городскими властями о возведении пяти новых мечетей. Однако в течение года о начале строительства или о выделении участка хотя бы для одной из них не сообщалось.
В Калининграде многолетний конфликт вокруг строительства мечети, казалось бы, разрешившийся в 2010 году, получил продолжение: группа калининградцев обратилась в суд с требованием признать незаконным решение городской администрации от 2007 года об изменении Генплана города. Изменения включали в себя, в частности, выделение участка под строительство мечети. Центральный районный суд города удовлетворил иск. В ноябре началось судебное слушание по заявлению граждан, оспаривающих на этом основании постановление главы администрации города о месте строительства мечети. В начале 2011 года в городе вновь проходили акции протеста против строительства.
В Костроме конфликт вокруг строительства мечети длится с 2004 года. В 2011 году строительство было приостановлено властями города, как уверяет община, без объяснения причин. Мусульмане обратились в суд, администрация подала встречный иск, утверждая, что строительство ведется без соответствующей документации. В результате приостановление было подтверждено судом до окончания разбирательства.
В Воронеже мусульманская община, добивающаяся разрешения на строительство мечети на протяжении нескольких лет, вновь – дважды в течение года – получила отказ городских властей. Власти Сочи не выделяют участок для строительства мечети с 2003 года.
Против строительства мечетей выступали жители Сургута и подмосковного Наро-Фоминска.
У протестантов по сравнению с прошлым годом проблемы при строительстве культовых сооружений возникали реже, но все же и протестантам приходилось сталкиваться с трудностями. Например, пятидесятническая церковь «Филадельфия» в Ижевске закончила 2011 год в состоянии тяжбы с республиканским управлением Госстройнадзора, в течение нескольких лет отказывающимся вводить в эксплуатацию построенное здание храма.
Похожая проблема возникла и у псковских католиков, которые с 2010 года не могут добиться разрешения на завершение строительства храма. В марте 2011 участок, выделенный общине десятью годами ранее, был снят с кадастрового учета. Верующие, опасаясь, что храм будет признан незаконной постройкой, начали сбор подписей под обращением к премьер-министру В. Путину. В декабре городская администрация выразила готовность все-таки придать законный статус почти достроенному зданию храма,«несмотря на явное несоответствие как места возведения, так и параметра высотности построенного храма требованиям действующего законодательства».
Отличием от предыдущих лет стал заметный рост протестов общественности против строительства не только мечетей или протестантских молельных домов, но и православных храмов. В первую очередь здесь следует отметить Москву, где сопротивление встретила реализация принятой в 2010 году «Программы-200». В 2011 году в рамках этой программы городские власти выделили 39 участков для строительства храмов «шаговой доступности». Однако в течение года не только продолжились конфликты вокруг планов строительства модульных храмов, начавшиеся в 2010 году, но и возникли новые.
В районах Строгино и Дегунино (здесь противники «Программы-200» даже разрушили каркас строящегося храма) местные жители с 2010 года протестуют против строительства в природоохранных зонах. Новые конфликты – в Новопеределкине, Ясеневе и Южнопортовом районе и подмосковном городе Московский – также были обусловлены неудачным выбором участков для строительства – на месте автостоянки, торгового центра или школы.
Противники строительства храмов в Москве даже, объединившись, провели акцию протеста «Антиклерикализм-2011».
Иногда представители власти внимали голосу протестующих: мэр Москвы отменил распоряжение о выделении земельного участка для строительства храма Рождества Богородицы в Строгине, префект Северного административного округа поручил муниципалитетам подыскать другое место для строительства храма Серафима Саровского в Дегунине, а в Новопеределкине строительство храма было приостановлено.
В других регионах строительство православных храмов также нередко сопровождалось конфликтами.
Жители Бийска, Саратова и Рязани протестовали против строительства храмов в зеленых зонах. В Саратове дело дошло до физического столкновения на месте строительства между защитниками парка и рабочими, приехавшими вырубать деревья.
В Южно-Сахалинске бурное недовольство общественности вызвали планы городской администрации реконструировать площадь Победы и перенести с нее мемориал павшим воинам ради строительства на этом месте кафедрального собора. Участников акций протеста, в которых принимали участие различные общественные и политические движения, возмущало, что собор станет смысловым центром площади, оттеснив мемориал, подчеркнет доминирование одной религии и закроет красивую панораму. Противники строительства потребовали провести референдум по этому вопросу.
В ряде случаев противники появления церковных зданий отстаивали свою позицию через суд. Так, глава Карельского отделения «Молодежной правозащитной группы» Максим Ефимов обратился в республиканский Верховный суд с требованием признать незаконным региональный закон о финансировании из бюджета республики строительства храма вмч. Пантелеимона в Петрозаводске. Суд отклонил иск, признав выделение средств законным. В Пензе жители обратились в суд с требованием прекратить строительство храма на территории детской площадки, однако суд не удовлетворил их иск. С требованием остановить строительство часовни во дворе жилого дома обратились в суд и жители Самары.
Недовольство может вызывать и попытка расширения территории уже действующего храма, как это было в Москве (храм свт. Тихона Задонского в парке Сокольники) и Ульяновске (Вознесенский храм), где местные жители обращались в различные структуры с просьбой проверить законность строительной деятельности. В обоих случаях расширение территории храмов могло нанести урон зеленым насаждениям.
В ряде случаев протестующие находили поддержку у представителей власти. Например, против инициативы Екатеринбургской епархии по примеру Москвы построить в городе 300 храмов «шаговой доступности» выступили не только жители Екатеринбурга, но и депутат городской Думы Леонид Волков. Жителей Орла, выражавших недовольство решением мэра ради строительства собора расселить жилой сектор и перенести развлекательные аттракционы и городской парк, поддержал городской Совет народных депутатов. Депутаты отказались утвердить решение мэра, предложив перенести строительство в другое место.
Такое противодействие побудило православную общественность к самоорганизации. В сентябре в Москве был учрежден православный правозащитный центр «Территория Церкви», руководителем которого стал глава Клуба православных журналистов Александр Щипков. Центр занялся обеспечением информационной поддержки в случаях конфликтов между чиновниками и православными общинами, сбором информации о дискриминации православных, проведением акций по сбору подписей за строительство новых храмов.
Проблемы, относящиеся к действующим культовым зданиям
В 2011 году такие проблемы чаще всего возникали у протестантских организаций.
Во Владивостоке мэрия потребовала от Центральной Церкви евангельских христиан-баптистов и Церкви адвентистов седьмого дня освободить занимаемое ими двухэтажное здание. Здание находилось в безвозмездном пользовании обеих церквей с 1976 года, однако договор аренды с адвентистской церковью истек, а с баптистской был расторгнут досрочно. Требование освободить помещение последовало после просьбы церквей передать им это здание в собственность в соответствии с новым законом о передаче религиозного имущества, вступившим в силу в декабре 2010 года. Баптистский пастор обратился в суд, и в январе 2012 года суд признал требование покинуть помещение в отношении баптистской церкви незаконным.
В Москве судебные приставы обязали церковь Святой Троицы в Новокосино (христиан веры евангельской) до 30 декабря освободить занимаемые помещения. Прокуратура Восточного округа Москвы еще в 2010 году потребовала от общины снести временное молитвенное здание и фундамент основного на занимаемом пятидесятниками с 1995 года участке, поскольку договор аренды был расторгнут еще в 2005 году. В 2010 году суд удовлетворил требование прокуратуры, и хотя верующие дважды пытались обжаловать это решение, все последующие инстанции подтвердили решение первой.
В Калуге церковь пятидесятников «Слово жизни» в конце года получила уведомление об отключении электричества, несмотря на оплаченные счета. Прихожане полагают, что отключение электричества вызвано конфликтом с руководством строящегося рядом торгового комплекса. Ради строительства этого комплекса власти города несколько лет пытались изъять у церкви здание.
Продолжилась отмеченная в 2009 году тенденция передачи храмов «альтернативных» православных юрисдикций в пользование Русской православной церкви. В 2011 году РПЦ были переданы принадлежавшие двум ветвям Русской православной церкви Заграницей, не присоединившимся к РПЦ: Вознесенский храм в Барнауле – РПЦЗ (митр. Агафангела) и Покровский храм в селе Вырыстайкино Ульяновской области – РПЦЗ (митрополита Виталия). В обоих случаях передаче предшествовал захват этих храмов представителями РПЦ при поддержке милиции и администрации. Российской православной автономной церкви (РПАЦ) не удалось оспорить изъятие нескольких храмов Росимуществом в 2010 году: в 2011 Верховный суд подтвердил законность этих изъятий.
Дважды были отмечены случаи сноса строений РПЦ, однако в обоих случаях епархии не имели никаких возражений по этому поводу, поскольку речь шла о сооружениях, построенных людьми, имевшими конфликты с официальными церковными структурами. Более того, Самарская епархия сама выступила инициатором сноса часовни в Чапаевске, построенной в 2008 году клириком этой епархии, позднее запрещенным в служении. Участок, на котором располагалась часовня, находился в безвозмездном и бессрочном пользовании епархии.
Кимовский районный суд Тульской области постановил снести как незаконное строение храм во имя иконы Божией Матери «Державная», построенный на участке, принадлежавшем заштатному клирику Тульской епархии иеромонаху Василию (Новикову), после смерти которого статус участка оказался спорным. Тульская епархия не только не предприняла попыток отстоять храм, но и представила суду справку о том, что храм «не имеет к Церкви никакого отношения».
Из положительных решений конфликтных ситуаций можно отметить два случая.
В ноябре церковь евангельских христиан-баптистов «Ковчег» выиграла иск к администрации подмосковной Балашихи. Суд признал незаконным июльский отказ чиновников выдать разрешение на ввод в эксплуатацию здания молитвенного дома. Конфликт с чиновниками у балашихинских баптистов продолжается много лет, и это не первый иск, который общине удалось выиграть.
Администрация Тюмени, наконец, предоставила мусульманской общине участок в Рабочем поселке, чего тюменские мусульмане добивались несколько лет.
Как и в предыдущие годы, из бюджетов разных уровней выделялись средства на реставрацию культовых зданий, большинство которых является памятниками архитектуры. По словам министра культуры РФ Александра Авдеева, в течение 2011 года на эти цели из федерального бюджета было выделено около 5 млрд рублей. Бюджетное финансирование реставрации религиозных объектов проводилось, в частности, в Москве, в Хабаровском крае, в Курганской, Самарской, Свердловской, Тюменской областях. Как и раньше, в большинстве случаев средства направлялись на православные объекты, реже – на мусульманские. В то же время в 2011 году московские власти отказались реставрировать историко-архитектурный ансамбль старообрядческой Рогожской слободы, исключив его из планов реконструкции.
Интересно, что департамент культурного наследия Москвы признал программу реставрации религиозных объектов 2011 года полностью проваленной. Следствием этого стало изменение системы финансирования реставрации таких объектов: средства на эти работы с 2012 года будут закладываться в городской бюджет как субсидии, чтобы религиозные организации могли проводить текущий ремонт сами. Соответствующее постановление правительство Москвы приняло в конце декабря 2011 года.
Время от времени бюджетные средства тратились и на строительные работы. Например, в Тюменской области из регионального бюджета были выделены деньги на завершение строительства нескольких мечетей, а в Томской – на строительство православного храма.
Как и прежде, представители власти нередко побуждали (в основном административными методами) потенциальных благотворителей вкладывать средства в строительство религиозных объектов. Губернатор Ярославской области Сергей Вахруков призвал местные власти заняться поиском внебюджетных средств для реставрации Успенского собора. Губернатор Пензенской области объявил строительство православного собора и мечети «народной стройкой». В качестве жертвователей могли выступать крупные государственные компании: ОАО «Транснефть» в течение 2011 года перечислила около 390 млн рублей на нужды Русской православной церкви.
Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования, созданный при участии Администрации Президента РФ, как и в предыдущие годы, выделял средства на исламское образование. В ноябре Д. Медведев пообещал выделить на это 1 млрд рублей в течение трех лет, что в среднем сопоставимо с выделяемыми ранее суммами.
Так же, как и в предыдущие годы, религиозным организациям передавалось имущество: чаще всего – православным, иногда – мусульманским; нам известен также один случай передачи культового сооружения иудейской организации. Учитывая, что 3 декабря 2010 г. вступил в силу закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности», в 2011 году можно было ожидать резкого увеличения числа как случаев передачи, так и связанных с этим конфликтов.
В первую очередь, стоит обратить внимание на ситуацию в Калининградской области, власти которой в 2010 году, еще до вступления в силу федерального закона о передаче имущества религиозным организациям, начали такую передачу на основании регионального законодательства, что тогда же повлекло за собой многочисленные конфликты. В 2011 году Калининградский областной суд принял к рассмотрению иск жителя города о признании этих областных законов недействующими со дня принятия. Но интересно, что в течение 2011 года новых конфликтов, связанных с передачей имущества, в этом регионе зафиксировано не было.
В других же регионах такие конфликты возникали, но не намного чаще, чем в прошлом году. В Саратове епархия добивается передачи ей здания храма Страстей Господних, занятого спортивным клубом «Буревестник». В течение 2011 года двенадцатый Арбитражный апелляционный суд Саратова постановил передать это здание в собственность городского Комитета по управлению имуществом для последующей передачи Церкви (новое здание спортклубу обеспечено не было), а Арбитражный суд Приволжского федерального округа отменил это решение.
В том же Саратове епархия заявила претензии на здание военного госпиталя, против чего выступили, в частности, представители Союза солдатских матерей. В Бийске общественность протестовала против передачи Церкви здания Дома офицеров (до революции – Архиерейское подворье и Алтайская духовная миссия), в котором сейчас действует большое количество детских кружков.
Община московского храма Спаса Преображения на Болвановке, переданного Церкви еще в 1997 году, не может использовать здание полностью, так как часть его занимает детский сад. Нового здания детскому учреждению власти не предоставили до сих пор.
По-прежнему много проблем возникает, когда религиозные организации претендуют на помещения, используемые музеями. Число таких конфликтов по сравнению с 2010 годом увеличилось, при этом многие из них развиваются уже не первый год.
В Перми в 2011 году разгорелся конфликт в связи с передачей в собственность епархии здания Спасо-Преображенского собора, на протяжении нескольких десятков лет занимаемого Пермской художественной галереей. Епархия заявила свои претензии на это здание еще в начале 2000-х годов, но строительство нового здания для перевода галереи так и не было начато. Согласно ранее достигнутой договоренности, здание собора должно было перейти епархии в 2015 году, однако в 2011 году епархия потребовала ускорить процесс. Несмотря на протесты музейного сообщества и краевой Общественной палаты, а также на отсутствие новых помещений для галереи, Росимущество приняло решение передать здание Церкви. Противники передачи обратились в прокуратуру с просьбой расследовать факт коррупции.
Сотрудники краеведческого музея Вязьмы были вынуждены жаловаться президенту на выселение из переданных Церкви зданий. Музей вместе с архивом, библиотекой и литературным салоном был выведен из занимаемых ранее помещений без предоставления новых.
После многолетнего конфликта между историко-архитектурным музеем-заповедником «Рязанский кремль» и епархией у музея в пользу епархии были изъят еще один объект – Архангельский собор. В мае там возобновились богослужения, но уже в ноябре открылся епархиальный церковно-археологический музей, где разместилась коллекция древнерусских икон, ранее изъятая у музея-заповедника вопреки мнению экспертной комиссии. Министр культуры Александр Авдеев тем временем вновь пообещал, что музей-заповедник не будет выселен из кремля окончательно до тех пор, пока не найдется подходящее для музейной работы здание.
В течение года прихожане московского храма Иоанна Богослова под Вязом, переданного Церкви в 2010 году, требовали вывести Музей Москвы из уже переданного здания, жаловались, что им не дают проводить богослужения в переданном храме, и упрекали сотрудников музея в нежелании ускорить переезд. Новые помещения были подготовлены к переезду экспозиции только к концу года, и тогда музей окончательно освободил здание храма. На реставрацию переданного приходу храма московские власти в 2011 году потратили 38 млн рублей.
В Петербурге возмущение музейщиков вызвало заявление председателя городского комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Александра Макарова о возможной передаче Церкви Исаакиевского Собора, который и так много лет используется совместно музеем и епархией. Годом ранее епархия обещала, что не будет претендовать на главные соборы города. Представители Александро-Невской лавры между тем заявили свои претензии на здания, относящиеся к Музею городской скульптуры.
В Чите общественность протестовала против возможной передачи епархии Михаило-Архангельского храма, занятого Музеем декабристов.
В Ростовской области епархия заявила свои права на здание бывшей почтовой станции, занятое Аксайским военно-историческим музеем, и комплекс Ефремовского Атаманского подворья в станице Старочеркасской, где находится Старочеркасский историко-архитектурный музей.
Торопецкая икона Божией Матери (XIV век), как и опасались представители музейного сообщества, не вернулась в Русский музей, откуда она была изъята в 2009 году, а после двух лет пребывания в подмосковном храме была передана в Реставрационный центр имени Грабаря для последующей передачи в собор Торопца Тверской области.
В Нижнем Новгороде решили повторить схему, уже опробованную в Соловецком музее-заповеднике, где директором музея в 2009 году стал настоятель монастыря, чья деятельность в новом качестве вызвала множество нареканий. В марте 2011 года наместник Вознесенского Печерского монастыря архимандрит Тихон (Затёкин) был назначен заведующим филиалом Нижегородского историко-архитектурного музея-заповедника – Музеем русского патриаршества в Арзамасе. Как и его соловецкий коллега, архимандрит Тихон не имеет искусствоведческого или музеологического образования.
Несмотря на действующий закон о передаче имущества религиозного назначения, религиозные организации не всегда могут получить требуемые помещения. Так, старообрядцам Москвы и Новгорода не удалось вернуть храмы, на которые они претендовали. Новгородской общине в течение 2011 года власти отказали дважды: по поводу храма св. Димитрия Солунского – «в связи с неудовлетворительным техническим состоянием здания» и по поводу другого храма, который община запросила вместо Димитриевского. Московская община РПСЦ с 2004 года не может получить Покровско-Успенский храм, занятый спортивным залом.
В Тверской области не используемое здание бывшего монастырского храма, на которое претендовала Тверская епархия, решением районного Собрания депутатов было выставлено на продажу, но после вмешательства прокуратуры снято с аукциона.
В то же время были отмечены случаи передачи религиозным организациям имущества отнюдь не религиозного назначения. Так, например, Пермской епархии власти передали в безвозмездное пользование здание роддома для организации в нем женского клинико-диагностического центра. Первоначально здание было выставлено на аукцион, его победителем стала компания «Пермская верфь», в руководстве которой значатся два представителя епархии. Выиграв аукцион, компания не стала подписывать акт приемки-передачи имущества, осознав, что «переоценила собственные силы и возможности». После этого власти решили передать здание Церкви безвозмездно. Ни администрация города, ни краевое управление ФАС не усматривают в произошедшем ничего противозаконного. Общественность же обеспокоена, в частности, тем, как новое медицинское учреждение сможет сочетать аборты с православием.
Помимо финансовой и имущественной поддержки, чиновники, а также государственные средства массовой информации оказывали информационную поддержку Русской православной церкви. В ноябре митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) среди информационных спонсоров своей епархии назвал телеканал, радиоканал правительства Московской области и приложении к областной правительственной газете «Православное Подмосковье», сотрудничество с которыми осуществляется «на постоянной основе». О подобном сотрудничестве с представителями других религиозных организаций не сообщалось. Правительство Самарской области выделило около 700 тыс. рублей на информационную программу «духовно-патриотического сознания населения», включающую в себя в том числе и«формирование положительного имиджа Самарской епархии».
По-прежнему отмечались случаи административного давления «в пользу» отдельных религиозных организаций. Чиновники Центрального административного округа Москвы потребовали от обратившихся к ним за согласованием организаторов пикета, посвященного годовщине отмены крепостного права в России, «представить письменное благословление на проведение заявленного мероприятия», поскольку место для пикета было выбрано у памятника Александру II, расположенному вблизи храма Христа Спасителя. В данном случае, кажется, чиновники выступили даже не в пользу или в защиту РПЦ, а в пользу своих, довольно необычных, представлений о сакральном.
В целом, почти не было случаев, когда бы представители власти шли на поводу у религиозных организаций, мотивируя это защитой «чувств верующих». В Твери, например, был найден своеобразный компромисс: губернатор отказался по требованию епархии отменить ежегодный пивной фестиваль, поскольку на него «люди уже деньги потратили», однако в следующем году такой фестиваль пообещал не проводить.
В 2011 году была поставлена под сомнение законность многолетней практики объявления выходными религиозных праздников в регионах. 31 августа Верховный суд РФ постановил отменить пункты закона Республики Башкортостан «О праздничных и памятных днях, профессиональных праздниках и иных знаменательных датах в Республике Башкортостан», объявляющие нерабочими дни мусульманских праздников Курбан-байрам и Ураза-байрам. Решение вызвало возмущение мусульманской общественности и политиков. С инициативами о внесении поправок в ст. 112 Трудового кодекса РФ, дающей региональным властям право устанавливать дополнительные нерабочие праздничные дни, выступили депутаты Госсобрания Башкортостана и депутаты Госдумы Олег Морозов и Павел Крашенинников. В результате такой законопроект принят не был, а 21 декабря Верховный суд отменил свое решение.
В других регионах ряд религиозных праздников, как и раньше, остаются нерабочими днями. Например, в Калмыкии дополнительный выходной был объявлен по случаю дня рождения Будды, в Самарской области – по случаю Радоницы.
Другие примеры дискриминации и необоснованного вмешательства
По сравнению с 2010 годом возросло число случаев ликвидации религиозных организаций. Большинство ликвидированных организаций – мусульманские, претензии к ним носили технический характер, и ликвидация не вызвала протестов. Например, в октябре Верховный суд РФ ликвидировал централизованную религиозную организацию «Казанский муфтият», в деятельности которой Министерство юстиции усмотрело ряд нарушений. В частности, неисполнение заявленной в уставе деятельности «по воспитанию, образованию и оказанию содействия мусульманам Поволжья в защите прав», использование незарегистрированной символики и наличие в составе организации большего количества объединений, чем заявлено в уставе. По словам представителя Минюста, против ликвидации организации «не возражал и сам муфтият».
В Уфе 15 июля судебным решением была запрещена деятельность организации «Орда», в отношении которой было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 239 УК РФ («Создание религиозного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами или иным причинением вреда их здоровью»). Руководитель организации, по данным следствия, взимал деньги с членов организации, воздействуя на них с помощью психотехнологий.
Хамовнический суд Москвы удовлетворил иск Минюста о ликвидации Лиги мусульманских журналистов, созданной в 2005 году. О причинах ликвидации не сообщается.
Верховный суд РФ ликвидировал организацию «Исламский культурный центр», деятельность которой была приостановлена Минюстом в 2010 году, за ряд нарушений, в том числе отсутствие «доказательств, подтверждающих правомерность занятия и использования спорного нежилого помещения».
В Ямало-Ненецком автономном округе за нарушения при регистрации в течение года были ликвидированы две мусульманские организации – «Иман» в городе Муравленко и «Ислам» в поселке Пурпе Пуровского района.
Еще одна мусульманская организация была ликвидирована в Приморском крае – из-за нарушений законодательства, характер которых не уточняется.
Новосибирский областной суд начал рассмотрение иска областной прокуратуры о закрытии действовавшей в регионе в течение 10 лет организации «Алля аят», в отношении которой было возбуждено дело по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»). 1 сентября рассмотрение иска было отложено до рассмотрения жалобы ответчика Верховным судом.
В 2011 году были претензии и к протестантским организациям. Верховный суд РФ ликвидировал общероссийскую благотворительную общественную организацию «Преображение России», чья деятельность была приостановлена Минюстом в 2010 году. Кассационная коллегия подтвердила это решение.
Закрытия другой благотворительной организации – реабилитационного центра для алко- и наркозависимых «Источник жизни» (один из учредителей – пятидесятническая церковь) – пыталась добиться прокуратура Осинников Кемеровской области, утверждавшая, что центр является объединением, «посягающим на личность и права граждан». Однако два суда – Новокузнецкий районный и Кемеровский областной – не усмотрели причин для ликвидации организации.
В апреле Хабаровский краевой суд ликвидировал пятидесятническую церковь «Благодать», удовлетворив иск прокуратуры, усмотревшей в обрядах этой церкви вред психическому здоровью прихожан. Однако церкви удалось добиться отмены этого решения. В июле Верховный суд РФ направил дело на новое рассмотрение, и в декабре Хабаровский краевой суд, вновь рассмотрев дело, отказался удовлетворить иск прокуратуры и ликвидировать организацию.
А вот Головинский суд Москвы отказался зарегистрировать общину Свидетелей Иеговы, несмотря на прошлогоднее решение Европейского суда по правам человека о незаконности ликвидации этой организации.
Не удалось добиться регистрации и московскому приходу св. Григора Армянской католической церкви, несмотря на то, что еще в 2010 году Мещанский суд обязал Минюст зарегистрировать эту организацию.
За непредоставление отчетов о своей деятельности в Приморском крае была закрыта «Петропавловск-Камчатская еврейская религиозная община» (ФЕОР).
Интересно, что в апреле появилось сообщение о ликвидации православной организации – прихода в селе Яконово Тверской области, причем закрытие произошло по просьбе священника – ввиду бедности и крайней малочисленности прихожан. Позднее Тверская епархия, комментируя произошедшее, сообщила, что речь идет не о ликвидации прихода, а о переводе его в разряд приписных, то есть не имеющих статуса юридического лица и прикрепленных к более крупному приходу.
Дискриминация «нетрадиционных» религиозных организаций
Как и раньше, религиозные организации, не относящиеся к «традиционной четверке» религий, подвергались давлению со стороны чиновников и представителей силовых структур – от публичных негативных высказываний в адрес «нетрадиционных» организаций до практического препятствования их деятельности. Чаще других, как и в предыдущий период, это давление оказывалось на протестантские организации и Свидетелей Иеговы.
Белгородские власти, последовательно проводившие «антисектантскую» политику и заботившиеся о «духовной безопасности» жителей региона в предыдущие годы, не изменили этому курсу и в 2011 году. Весной областная Общественная палата и пресс-служба губернатора выступили с предупреждением о «сектантской угрозе» и сообщением о действующей в области телефонной «горячей линии» для пострадавших от «сект». Представители палаты рекомендовали жителям Белгородчины «не вступать ни под каким предлогом в общение с сектантами, в случае их назойливости оперативно вызывать органы полиции и обращаться с жалобами в прокуратуру».
Министерство образования Башкортостана в октябре разослало руководителям органов управления образованием и образовательных учреждений письмо за подписью замминистра образования республики Артура Сурина с предупреждением об опасности «зарубежных религиозных организаций деструктивного толка». Автор письма насчитал в Башкортостане около 100 таких организаций (среди них Свидетели Иеговы, саентологи, Церковь Муна, мормоны, пятидесятники, адвентисты, баптисты), чьи методы он счел«преступными». В письме содержится рекомендация не допускать представителей упомянутых организаций в образовательные учреждения без рекомендательного письма из министерства, а также совет обсудить опасность этих организаций со школьниками на классных часах. В связи с появлением этого письма Гильдия экспертов по религии и праву обратилась в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить деятельность Министерства образования Башкортостана на предмет нарушения законодательства РФ о противодействии экстремистской деятельности.
Беспокойство по поводу возможного проникновения «сект» в школы выразила пресс-служба Подольского УВД. В ее заявлении, распространенном в ноябре, содержатся обвинения новых религиозных движений (НРД) и протестантов в экстремизме, «разрушении национально-культурной идентичности русского народа», подавлении его «внутреннего иммунитета», а также «создании искусственных препятствий»для преподавания основ православной культуры в российских школах.
Прокуратура подмосковного Клина упрекнула муниципалитет в недостаточно тесном взаимодействии с правоохранительными органами «в части выявления мест отправления культа нетрадиционных религиозных течений, а также помещений, используемых для проведения собраний псевдорелигиозных тоталитарных организаций».
В Архангельской области была создана рабочая группа по противодействию деструктивным религиозным культам под председательством заместителя губернатора Архангельской области Романа Балашова, разработавшая соответствующую программу. В состоявшейся в ноябре пресс-конференции с участием ряда областных чиновников принял участие «сектовед» Александр Дворкин. Отметим также, что возглавляемый Дворкиным «антисектантский» Центр Иринея Лионского в 2011 году получил президентский грант в размере 2,5 млн рублей на осуществление проекта «Оказание помощи людям, пострадавшим от тоталитарных сект».
Случаи административного вмешательства в дела религиозных организаций в 2011 году отмечались также достаточно часто. В частности, чиновники зачастую препятствовали проведению различных публичных акций, подготовленных религиозными организациями.
Например, в Якутске и Липецке проблемы с проведением уличных мероприятий возникали у представителей Общества сознания Кришны. В Якутске кришнаиты, исполнявшие свои песнопения, в течение года дважды были задержаны за несанкционированное проведение массового мероприятия. Один раз задержанные были оштрафованы по решению городского суда, но затем Верховный суд республики отменил это решение.
С такими же трудностями приходилось сталкиваться и протестантам. Администрация Сыктывкара в течение года несколько раз под разными предлогами отказывалась выдать местным пятидесятникам разрешение на проведение публичных мероприятий – митингов и концертов. Эти отказы церковь «Божья слава» обжаловала в суде. 4 жалобы суд удовлетворил, признав действия властей незаконными.
Власти Биробиджана по просьбе епископа Биробиджанского и Кульдурского Иосифа (Балабанова) пытались запретить проведение праздничного пасхального концерта, подготовленного шестью протестантскими церквями города, однако в результате разрешение на проведение концерта все-таки было выдано.
Власти Сакмарского района Оренбургской области пытались разогнать летний лагерь церкви пятидесятников «Слово жизни», обвинив организаторов в незаконном захвате земли. Представители администрации и полиция провели внезапный обыск в палатках и угрожали забрать у отдыхавших их детей.
В марте Благовещенский городской суд по иску городской прокуратуры запретил распространение аудио- и видеоматериалов церкви христиан веры евангельской «Новое поколение», признав, что они могут«оказать негативное влияние на психическое здоровье человека». Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда отменила это решение, но прокурор области вынес представление об отмене кассационного определения, и дело было направлено на новое рассмотрение в президиум областного суда. Дальнейшее развитие этого дела нам, к сожалению, неизвестно.
К сожалению, продолжилась кампания преследования Свидетелей Иеговы, начавшаяся в 2010 году после запрета нескольких местных общин и признания нескольких их изданий экстремистскими. Сами Свидетели насчитали в течение года более 300 фактов дискриминации своих верующих представителями силовых ведомств и властей различных уровней. Мы не располагаем подробными сведениями о каждом из этих инцидентов, однако в течение года также отмечали факты дискриминации Свидетелей Иеговы в разных регионах.
Как и в 2010 году, наблюдались незаконные задержания Свидетелей Иеговы сотрудниками правоохранительных органов, зачастую сопровождавшиеся принудительным дактилоскопированием, а иногда и избиениями. Такие факты были зафиксированы в Чувашии, Забайкальском крае, Белгородской, Костромской, Московской, Ростовской областях.
Помимо задержаний, представители силовых ведомств нередко мешали проведению богослужений Свидетелей Иеговы, а также проводили обыски в молитвенных помещениях и жилищах верующих. Такое происходило в Петербурге, Адыгее, Татарстане, Удмуртии, Приморском крае, Архангельской, Астраханской, Калининградской, Кемеровской, Московской, Ростовской областях. В Московской области с просьбой не допустить проведения конгресса Свидетелей Иеговы в прокуратуру обратились представители движения «Народный собор».
МВД Московской области в 2011 году разработало программу «Отступники», направленную на борьбу со Свидетелями Иеговы. Программа, в частности, предусматривает сбор информации о руководителях и членах общин, проверку богослужебных помещений, отслеживание банковских счетов.
В Челябинской области комиссия, состоящая из представителей силовых ведомств и руководителей подразделений администрации Озерска, вообще рекомендовала городскому собранию депутатов запретить организацию Свидетелей Иеговы как «структуру, имеющую антигосударственную и антихристианскую направленность».
Кроме того, в нескольких регионах провайдеры заблокировали доступ к сайтам Свидетелей Иеговы. В Марий Эл решение, обязывающее провайдеров ограничить доступ к материалам Свидетелей Иеговы, принял Йошкар-Олинский городской суд. В Петербурге и Чите доступ был заблокирован по распоряжению прокуратуры. В нескольких городах Чувашии, а также Кемерове и Москве провайдеры также ограничивали доступ к этим сайтам, ссылаясь на требования безопасности.
В ряде случаев подвергшимся дискриминации удавалось отстоять свои права. Например, в Удмуртии, Твери, Калининградской области суды отменили штрафы или прекратили производство по административным делам в отношении Свидетелей Иеговы, обвинявшихся в незаконном проведении богослужений или распространении религиозной литературы. В Татарстане, Курганской, Вологодской и Свердловской области полицейские были привлечены к ответственности за незаконное задержание верующих, в Кирове принесли извинения задержанным.
Районный суд Белгородской области удовлетворил жалобу жительницы области Н. Коротышевой, ранее по постановлению административной комиссии района оштрафованной на 1 тыс. рублей за ведение миссионерской деятельности.
Отметим, что в 2011 году усилилось давление силовых ведомств на представителей «альтернативных» православных юрисдикций. В частности, был проведен обыск в приходе РПЦЗ (А) в Ленинградской области. Общине угрожали отнять земельный участок, поскольку культовые здания построены на частной земле настоятеля (это стало возможным потому, что строились они как приход РПЦ, а потом этот приход перешел в РПЦЗ (А)).
Иные случаи
В течение года было отмечено несколько случаев дискриминации верующих «традиционных» конфессий.
Имам Вологодской области Равиль Мустафин обратился в городскую прокуратуру с жалобой на ущемление прав мусульман: руководство общежитий Вологодского подшипникового завода и Вологодского политехнического университета мешало проживающим там мусульманам соблюдать пост, не разрешая готовить пищу ночью и не пуская возвращающихся в позднее время с молитвы.
Община соборной мечети Красноярска по решению суда была оштрафована за «незаконную» деятельность воскресной школы, действовавшей при мечети в течение 10 лет. Тема законности обучения детей прихожан основам религии при приходах и общинах бурно обсуждалась – в том числе в судах – в предыдущие годы. Мы видим, что попытки ликвидации общины на этом основании уже не предпринимаются, но вопрос как таковой не закрыт.
Московские власти пытались помешать благотворительной работе двух религиозных организаций. Сотрудники мэрии рекомендовали волонтерам православного храма Космы и Дамиана в Шубине прекратить кормление бездомных горячими обедами, которое продолжалось на протяжении нескольких лет. Мотивировали они это требование необходимостью соблюдать чистоту в центре города (храм расположен напротив мэрии Москвы). Приход и руководство Синодального отдела по церковной благотворительности обратились в мэрию с просьбой предоставить другое помещение в центре города, но помещение так и не было предоставлено.
Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск префектуры Восточного административного округа о сносе зданий католического приюта Общества Матери Терезы, более 20 лет занимавшегося реабилитацией людей с тяжелыми психическими расстройствами. Одно из зданий было полностью снесено, причем оплатить работы по сносу должны были сами сестры. Тем не менее, обе организации продолжили благотворительную деятельность.
Недостаточность защиты от диффамации и нападений
В 2011 году мы не зафиксировали убийств на почве религиозной вражды. Спорным случаем следует считать убийство имама в Ярославле: в ноябре 2011 года был застрелен второй имам местной Соборной мечети, при жизни не раз получавший угрозы со стороны нацистов, однако мотив убийства пока не установлен.
Нападения же по мотиву религиозной ненависти, к сожалению, совершались, и основными пострадавшими (более двух десятков), как и в прошлом году, были Свидетели Иеговы. Нападения на них были зафиксированы в разных регионах, в частности, в Москве, Петербурге, Татарстане, Удмуртии, Чувашии, Краснодарском, Красноярском, Приморском краях, Архангельской, Московской, Свердловской областях. Обычно нападения происходили во время проповеднического служения. В ряде случаев представители религиозной организации получали угрозы убийством, ножевые ранения, несколько человек обратились за медицинской помощью. В Иркутской области пьяный глава сельской администрации дважды врывался в дома Свидетелей Иеговы, угрожая собравшимся пистолетом. При этом правоохранительные органы сначала отказались возбуждать уголовное дело по факту нападения, но затем материалы были направлены на дополнительную проверку, и постановление об отказе было отменено.
Нападения на представителей других конфессий случались существенно реже, чем раньше: в Воронеже пострадали трое мормонов-миссионеров, в Москве – один православный священник. Еще один гражданин был избит в подмосковной электричке, так как его приняли за православного священника.
В 2010 году было зафиксировано 59 случаев вандализма на религиозной почве. Чаще всего от рук вандалов страдали мусульманские объекты (17), НРД (16, из них 15 – объекты Свидетелей Иеговы, 1 – кришнаитский), православные (12). Кроме того, нападению подвергались иудейские (8) и протестантские (5) религиозные объекты и одно языческое капище.
Вновь, как и в прошлом году, было зафиксировано немало случаев опасных актов вандализма: предпринимались попытки поджога двух православных храмов, синагоги, зданий Свидетелей Иеговы. В Каменске-Уральском была обстреляна мечеть, в Ростовской и Оренбургской областях – здания Свидетелей Иеговы, в Нижневартовске дважды в течение недели обстреливалась церковь пятидесятников.
«Чемпионом» по кладбищенскому вандализму стала Нижегородская область, где в течение года было отмечено 10 инцидентов. Чаще всего нападению подвергались мусульманские захоронения, причем трижды погромы устраивались на Новосормовском кладбище. В ряде случаев вандалы оставляли на могилах неонацистские граффити.
Религиозные и общественные деятели по-прежнему допускают ксенофобные высказывания в адрес различных религиозных групп. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим (Волочков) вновь, как и год назад, выступил с ксенофобным заявлением. Комментируя теракт в московском аэропорту «Домодедово», он заявил, что терроризм в России «имеет четко выраженную национальную и религиозную окраску», осудил в очередной раз равенство религий перед законом и потребовал от власти не поощрять больше «развитие в нашей стране чуждых для нее культов и религиозных течений».
В некоторых случаях наблюдались переходы от заявлений к активному противодействию «чуждым культам». В Сыктывкаре представители национал-патриотической организации «Рубеж Севера», в 2010 году принимавшие активное участие в протестах против строительства в городе мечети, в 2011-м переключились на протестантов и попытались сорвать несколько концертов, устроенных прихожанами церкви христиан веры евангельской (пятидесятников) «Божья слава». «Патриоты» раздавали посетителям этих мероприятий «антисектантские» листовки.
В Томске движение «Сибиряки», Панславянское молодежное объединение, Конгресс русских общин и «Томские казаки» выступили против установки хачкара, армянского каменного креста, и обратились в прокуратуру. Среди причин, по которой установку памятника следует считать незаконной, авторы заявления, в частности, указали отсутствие «памятных мест, связанных с присутствием армян в сибирской/томской истории».
По-прежнему в СМИ – в основном в региональных – появлялись «антисектантские» статьи. Ксенофобные материалы были посвящены Свидетелям Иеговы, кришнаитам, мормонам, саентологам. Отличием от предыдущих лет стало значительное увеличение антимусульманских статей, как в региональных, так и в федеральных изданиях. Как правило, все эти публикации связывают приверженцев ислама с экстремизмом.
В первую очередь здесь стоит упомянуть кампанию по дискредитации Ильхома Меражова, доцента кафедры математики Сибирского университета потребительской кооперации и исламского общественного деятеля, в отношении которого (и еще одного жителя Новосибирска Камиля Одилова) в октябре 2011 года было возбуждено уголовное дело по ч. 1 ст. 2822 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»). Об этом деле сообщили новосибирские выпуски газет «Коммерсантъ» и «Комсомольская правда», федеральные выпуски «Комсомольской правды» и «Труда», сайт «Правда.ру», федеральные телеканалы «Первый» и «Россия». При этом публикации изобиловали оскорбительными высказываниями в адрес обвиняемых, а также недостоверными сведениями о турецком богослове Саиде Нурси (в распространении книг которого и обвиняются Меражов и Одилов) и его учении.
Антимусульманские статьи публиковали также «Московский комсомолец» и татарстанская газета «Челны ЛТД».
Пострадавшие от диффамации все чаще не только выступают с ответными заявлениями, но и обращаются в суд, чтобы защитить себя, и иногда преуспевают в этом. Например, суд Набережных Челнов, а затем и Верховный суд Татарстана обязали редакцию газеты «Челны ЛТД» опровергнуть «несоответствующие действительности и порочащие деловую репутацию» сведения, опубликованные в статье «Скандал в мечети “Тауба”» в марте 2011 года.
Фонд «Здравомыслие» потребовал возбудить в отношении пресс-секретаря патриарха Московского и всея Руси Кирилла протоиерея Владимира Вигилянского уголовное дело по ст.ст. 129 («Клевета») и 282 («Возбуждение ненависти либо вражды»). Причиной послужило то, что о. Владимир, комментируя запрос фонда по поводу правомерности предоставления патриарху Кириллу охраны ФСО, назвал членов фонда мошенниками и добавил, что «атеисты виноваты в миллионах жертв наших сограждан». Первоначально заявители получили отказ, однако затем СК РФ отменил это решение и назначил повторную проверку по заявлению. Нет сомнений, впрочем, что дело возбуждено не будет, и это вполне правомерно: высказывания о. Владимира об атеистах никак не могут быть причиной уголовного преследования, а ст. 129 не применима к высказыванию к неопределенному кругу лиц, впрочем с декабря 2011 года эта статья вообще исключена из УК. В данном случае уместнее был бы гражданский иск.
[1] Верховский А., Сибирева О. Проблемы реализации свободы совести в России в 2010 году // Ксенофобия, свобода совести и антиэкстремизм в России в 2008 году. М.: Центр «СОВА», 2011. С. 46–72 (http://www.sova-center.ru/religion/publications/2011/03/d21260/)
[2]См.: Верховский Александр. Минюст призывает закон к порядку // НГ-религия. 2011. 19 октября (http://religion.ng.ru/politic/2011-10-19/2_minjust.html); Лункин Роман. Иллюзия свободы. Минюст решил узаконить дедовщину в сфере религии // Религия и право. 2011. 19 октября (http://religionip.ru/content/freedomillusion)
источник:
|
2000 - 2012 © Cетевое издание «Религия и право» свидетельство о регистрации
СМИ ЭЛ № ФС 77-49054 При перепечатке необходимо указание на источник «Религия и право» с гиперссылкой, а также указание названия и автора материала.
115035, Москва, 3-й Кадашевский пер., д. 5, стр. 5,
Тел. (495) 645-10-44, Факс (495) 953-75-63 E-mail: sclj@sclj.ru |